№5-259/2020
УИД 10RS0008-01-2020-001644-86
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 декабря 2020 года г.Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Ждановой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес> безработной,
привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
20.10.2020 в 08 час. 51 мин. Жданова Н.Г., находясь в общественном месте, а именно в помещении Карелиянефтепродукт АЗК №8, расположенного по адресу г.Медвежьегорск, ул.Повенецкая, д.1, не выполнила правила поведения, установленные распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р, а именно в нарушение абзаца первого пункта 8.4.1 указанного распоряжения находилась в указанном общественном месте без использования средств индивидуальной защиты (маски), что не влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации, тем самым совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании Жданова Н.Г. вину во вмененном ей административном правонарушении не признала, сообщила, что в указанное в протоколе об административном правонарушении время действительно находилась на территории АЗК №8. Пояснения относительно того, находилась ли она при этом в маске, ссылаясь на положения статьи 51 Конституции Российской Федерации дать отказалась. Сотрудником АЗК №8 были нарушены положения гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей, поскольку ей было отказано в заключении публичного договора без указания на то причин. Для целей восстановления своих прав она обратилась в органы полиции, однако вместо этого в отношении нее было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации. В ходе производства по делу были допущены многочисленные процессуальные нарушения, в частности, ей не сообщили ее процессуальный статус, на составление протокола об административном правонарушении повесткой не вызывали, фотоматериал приобщен к материалам дела без соблюдения установленных требований, более того, КоАП Российской Федерации доказательство в виде фото не предусмотрено. Протокол об административном правонарушении подписан неустановленным лицом, свидетелями не подписан, вверху имеет приписки, УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Медвежьегорскому району Каплун В.В. фальсифицировала доказательства по делу, составила рапорт и письма, не соответствующие действительности. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении направлено не в день вынесения, а лишь на следующий день. При составлении протокола об административном правонарушении ей не разъяснялись ее права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и КоАП Российской Федерации. Протокол об административном правонарушении ей не направлялся, список почтовых отправлений, имеющийся в материалах дела, доказательством этого не является, поскольку в нем не указано, какие именно документы отправлены. Сотрудник полиции Каплун В.В. ей неоднократно звонила, предлагала подписать протокол об административном правонарушении и иные документы, но при этом не ответила на ее обращения, не подтвердила, что на территории АЗК №8 существовала угроза возникновения чрезвычайной ситуации, о принятых ею мерах для устранения угрозы не сообщила. При отобрании объяснений у продавца АЗК №8 не указан процессуальный статус данного лица, ее фамилия указана неразборчиво. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.05.2020 №316 принимаемые меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции не распространяются на организации, обеспечивающие население товарами первой необходимости, к числу которых относится АЗК. Кроме того, распоряжение Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р устанавливает требования только в отношении органов ГО и ЧС, распространяется на органы власти, а не просто людей. Просила прекратить производство по делу, в том числе по причине наличия неустранимых сомнений в ее виновности. На вопросы судьи дополнительно сообщила, что с сотрудником полиции Каплун В.В. и продавцом АЗК №8 ранее знакома не была, конфликтов, оснований для оговора у указанных лиц не имеется, предполагает, что составление протокола об административных правонарушениях необходимо Каплун В.В. для количественных показателей своей работы.
В материалы дела представлены ходатайства об исключении из числа доказательств по административному делу протокола об административном правонарушении, определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, объяснения продавца АЗК №8, фото-видеоматериала, в которых указывается, что перечисленные доказательства получены с нарушениями процессуальных требований по основаниям, аналогичным сообщенным в судебном заседании.
Защитник Ждановой Н.Г., Жданов Ф.А., поддержал позицию Ждановой Н.Г., дополнительно сообщил, что правила поведения в общественных местах не установлены.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Медвежьегорскому району Каплун В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, и его защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417 (далее – Правила №417).
Правила №417 предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Республике Карелия Главой Республики Карелия принято распоряжение от 12.03.2020 №127-р о введении с 12.03.2020 на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 8.4.1 названного распоряжения с 12 мая 2020 года введено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок, при этом маска должна закрывать нос, рот и подбородок, при посещении, в том числе торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Поводом к возбуждению в отношении Ждановой Н.Г. дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации явилось то обстоятельство, что 20.10.2020 в 08 час. 51 мин. Жданова Н.Г., находясь в общественном месте, а именно в помещении Карелиянефтепродукт АЗК №8, расположенного по адресу г.Медвежьегорск, ул.Повенецкая, д.1, не выполнила правила поведения, установленные распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р, а именно в нарушение абзаца первого пункта 8.4.1 указанного распоряжения находилась в указанном общественном месте без использования средств индивидуальной защиты (маски), что не влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 6.3 КоАП Российской Федерации.
Действия Ждановой Н.Г. судья квалифицирует по части 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации - невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
Обстоятельства совершения Ждановой Н.Г. административного правонарушения и ее вина подтверждены материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.11.2020, рапортом оперативного дежурного ОМВД России по Медвежьегорскому району Хлебина А.Н. относительно поступившего от Ждановой Н.Г. сообщения о том, что на заправке «Роснефть» у нее отказываются принимать оплату, поскольку она находится без маски, объяснениями продавца АЗК №8 Лесиной Е.П., отобранными 20.10.2020, иными материалами дела.
Имеющиеся доказательства являются достаточными, требованиям закона соответствуют, оснований сомневаться в их достоверности не имеется. Основания для оговора Ждановой Н.Г. сотрудниками полиции, продавцом АЗК №8, судьей не установлены.
Вопреки доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом, в соответствии со статьей 28.3 КоАП Российской Федерации и пунктом 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 №975-р.
О возбуждении дела об административном правонарушении, а также времени и месте составления протокола об административном правонарушении Жданова Н.Г. была извещена надлежащим образом, что подтверждено документально. Ходатайств об отложении составления протокола об административном правонарушении по причине невозможности явки по уважительной причине не заявила. С заявлениями об ознакомлении с материалами дела к должностному лицу, возбудившему дело об административном правонарушении, не обращалась. Неявка лица, привлекаемого к административной ответственности, к назначенному времени для составления протокола об административном правонарушении, препятствием для составления протокола об административном правонарушении не является.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленного статьей 28.5 КоАП Российской Федерации срока пресекательным не является. В данной связи довод Ждановой Н.Г. относительно того, что протокол об административном правонарушении, составленный 25.11.2020, следует признать недопустимым доказательством по делу, является несостоятельным.
Довод Ждановой Н.Г. относительно необходимости извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении письменным документом, оформленным в виде повестки, на законе не основан.
Утверждение Ждановой Н.Г., что до 20.10.2020 ей было неизвестно о необходимости использования средств индивидуальной защиты, судье представляется очевидно надуманным.
Позиция Ждановой Н.Г. о том, что использование средств индивидуальной защиты должно осуществляться по личному убеждению человека, обязательным для нее не является, на приведенных выше нормативных предписаниях не основано, свидетельствует о совершении административного правонарушения с прямым умыслом, безразличном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, к вредным последствиям несоблюдения установленных правил.
Правила относительно использования средств индивидуальной защиты - масок, при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, права потребителей не ущемляют.
Отказ представителя торговой организации в доступе к товарам и в их продаже гражданам, нарушающим установленные к ношению средств индивидуальной защиты требования, необоснованным уклонением от заключения публичного договора (в данном случае - договора розничной купли-продажи) не является.
Указанное согласуется с Методическими рекомендациями Минпромторга России от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15, подготовленными в соответствии с пунктами 12, 13 поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 15.03.2020 № ММ-П9-1861.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении вышеуказанного лица в соответствии со статьями 24.5 и 2.9 КоАП Российской Федерации не имеется, поскольку невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, к малозначительным не относится.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Исходя из особой значимости соблюдения правил поведения, установленных при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, учитывая требования справедливости и соразмерности наказания содеянному, принимая во внимание отсутствие сведений о том, что Жданова Н.Г. ранее привлекалась к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, степень вины Ждановой Н.Г., ее имущественное положение, прихожу к выводу о необходимости назначить Ждановой Н.Г. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП Российской Федерации, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Жданову Н.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Получатель платежа: УФК по РК (ОМВД по Медвежьегорскому району)
ИНН 1001041280 КПП 100101001
Номер счета получателя платежа 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия г.Петрозаводск
КБК 18811601201010601140
БИК 048602001
ОКТМО 86624000
УИН 18880410200800013485
Разъяснить, что сумма штрафа должна быть уплачена лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить право лица, обязанного уплатить административный штраф, обратиться к судье с заявлением о предоставлении отсрочки уплаты штрафа на срок до одного месяца либо о рассрочке уплаты штрафа на срок до трех месяцев при наличии обстоятельств невозможности уплаты штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года