УИД: 34RS0041-01-2020-000154-73 №2а-259/2020
Судья Миронов А.В. дело № 33а-6730/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2020 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Сергеева С.С., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области,
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 марта 2020 года, которым постановлено: административное исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в не определении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и не создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Обязать администрацию Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения - определить схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, создать места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
установила:
Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий администрации Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области незаконными и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района выявлен ряд нарушений, а именно: администрацией Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не созданы и не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года, и Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не осуществляется ведение реестра сведений о создании таковых мест. Нарушение санитарного законодательства при сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой негативные последствия.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в не определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и не создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области; обязать ответчика в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Управление отходами -Волгоград».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в лице представителя Макеевой А.А. ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы возражений не поступило.
Выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Бережного А.И., представителя заинтересованного лица ООО «Управление отходами - Волгоград» Каргину И.В., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что действующим законодательством именно на органы местного самоуправления сельского поселения возложена обязанность по разработке и утверждению необходимой документации по деятельности связанной с размещением на территории сельского поселения площадок накопления ТКО, и что бездействие ответчика может привести к нарушению прав лиц, постоянно или временно пребывающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, а так же противоречит целям государственной политики в сфере безопасного обращения с ТКО.
В качестве способа восстановления права суд возложил на административного ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и сформировать реестр сведений о создании мест накопления твердых коммунальных отходов.
Суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
П. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 4 приведенной нормы Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, федеральным законодателем вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов прямо не отнесен к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.п. 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Урюпинской межрайонной прокуратурой Волгоградской области, в ходе проведения проверки, было установлено, что администрацией Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО, отсутствует реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО и не созданы места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1039 от 31 августа 2018 года и ФЗ №89-ФЗ от 24 июня 1998 года. На территории Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство контейнерных площадок для населения территориальной схемой не предусмотрено. Накопление и сбор твердых коммунальных отходов осуществляется жителями сельского поселения на территориях принадлежащих им жилых домов. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется МУП «Газстройсервис» по маршрутным графикам, согласованным с региональным оператором.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства и исследованных материалов дела следует, что обязанность по разработке и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестра мест (площадок) накопления ТКО и созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, отнесено к полномочиям сельского поселения муниципальных районов.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с установленным, в соответствии со ст. 187 КАС РФ сроком для исполнения решения суда.
Доводы жалобы об отсутствие нарушений со стороны органа местного самоуправления ввиду вынесения постановления от 21.02.2020 №14 «О создании мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Михайловского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области», которым администрация создала места (площадки) накопления ТКО, определила схему их размещения и приступила к ведению реестра судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Так, ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра. Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п. 4 Правил).
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Пунктами 1.1 и 1.2 названных правил, предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Как следует из п.п. 2.2.2., 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, вступили в силу с 01 января 2019 года.
Организация мест накопления твердых коммунальных отходов во дворах частных домовладений, противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения, повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Михайловского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи: