Судья Орлова С.К. Дело № 33а-3327/2019
(37RS0022-01-2019-001209-55)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2019 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Мудровой Е.В.,
судей Запятовой Н.А., Степановой Л.А.
при секретаре Жаворонковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.
дело по апелляционной жалобе Дай Радван на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 23 августа 2019 года по административному исковому заявлению Дай Радван к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области, инспектору Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области Антышевой Любови Дмитриевне о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении государственных услуг по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в Российской Федерации и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
Дай Радван обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее – УМВД России по Ивановской области), выразившееся в не предоставлении государственных услуг по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, и нарушение сроков их предоставления; обязать УМВД России по Ивановской области назначить дату и время приема для осуществления государственных услуг в соответствии с Приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № № а также судебные расходы в полном объеме.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Дай Радван обратился в Управление по вопросам миграции (далее – УВМ) УМВД России по Ивановской области с ходатайством о признании беженцем и заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, приложив все необходимые документы.
Однако в принятии заявления ему было отказано, к процедуре признания беженцем и предоставления временного убежища в Российской Федерации он допущен не был.
Дай Радван считает допущенное миграционным органом бездействие незаконным и нарушающим его права, поскольку законных оснований для отказа в допуске к государственным услугам у административного ответчика не имелось.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 23 августа 2019 г. в удовлетворении административного иска Дай Радван отказано.
Не согласившись с указанным решением, Дай Радван обратился с апелляционной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании административный истец Дай Радван, его представитель Соколова И.Е. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить, а также принять отказ от административного иска в части требования о возложении на УМВД России по Ивановской области обязанности назначить дату и время приема для осуществления государственных услуг по рассмотрению ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, с учетом того, что ДД.ММ.ГГГГ у заявителя принято заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Представитель административного ответчика УМВД России по Ивановской области по доверенности Григораш Н.В., считая вынесенное решение законным и обоснованным, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Административный ответчик инспектор УВМ УМВД России по Ивановской области Антышева Л.Д., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в связи с чем на основании части 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из положений части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно статье 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Отказ административного истца Дай Радван от заявленного административного иска в части требования о возложении на УМВД России по Ивановской области обязанности назначить дату и время приема для осуществления государственных услуг по рассмотрению ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Административному истцу и его представителю разъяснены и понятны правовые последствия частичного отказа от заявленных исковых требований, предусмотренные статьями 46, 157, 194, 195 КАС РФ.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от административного иска в части требования о возложении на УМВД России по Ивановской области обязанности назначить дату и время приема для осуществления государственных услуг по рассмотрению ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
С учетом положений статьи 304 КАС РФ решение суда первой инстанции по настоящему делу в указанной части подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
В силу положений статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представлении. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
В соответствии со статьей 310 КАС РФ одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение судом норм материального права (пункта 4 части 2).
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Этим требованиям обжалуемое решение суда в остальной части не отвечает, его нельзя признать законным, поскольку судом первой инстанции при разрешении данного спора неправильно применены нормы материального права.
В силу части 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой; иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГДай Радван обратился в УМВД России по Ивановской области с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища) с приложением необходимых документов, что подтверждается электронным талоном под номером 109.
Вместе с тем административными ответчиками не оспаривалось, что административному истцу было устно отказано в принятии данных документов со ссылкой на то, что Дай Радван незаконно находится на территории Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец в течение длительного времени и по настоящий момент пребывает на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, то есть является незаконно находящимся на территории Российской Федерации, в связи с чем у административного ответчика в силу положений пунктов 20, 20.2 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 7 ноября 2017г. №838, отсутствовали основания для принятия ходатайства административного истца о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) на территории Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Дай Радван выражает несогласие с такими выводами суда, настаивая на доводах, изложенных в суде первой инстанции, о том, что положения миграционного законодательства не содержат таких ограничений в доступе к государственной услуге по рассмотрению ходатайства о признании беженцем как незаконное пребывание на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данные доводы заслуживающими внимания, а решение суда – подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5 Положения).
На основании подпункта 1 пункта 13 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, утвержденного приказом МВД России от 31 августа 2017 года № 693, УМВД России по Ивановской области осуществляет, в том числе полномочия по реализации государственной политики в сфере миграции на территории Ивановской области.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах и временном убежище на момент возникновения спорных правоотношений были урегулированы Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 07 ноября 2017г. № 838 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2 указанного Административного регламента заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства, заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации; имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Иностранцем, заявившем о желании быть признанным беженцем на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через законного представителя подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания; представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; фотографии, заполняется анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации.
Каких-либо иных условий для определения круга заявителей Административный регламент не содержит.
В соответствии с пунктами 22, 22.1 и 22.2 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем является принятие решения:
об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направлении уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
о признании беженцем и выдаче удостоверения беженца;
об отказе в признании беженцем и направлении уведомления об отказе в признании беженцем;
об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направлении уведомления об отказе в предоставлении временного убежища;
о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдаче свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Действующее законодательство о беженцах, учитывая всю экстраординарность означенной процедуры, не предусматривает случаев, при которых в принятия такого рода ходатайства иностранному гражданину может быть отказано, о чем прямо указано в пункте 36 Административного регламента, согласно которому основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Пунктом 37 Административного регламента предусмотрены случаи, когда в рассмотрении принятого от иностранца ходатайства о признании беженцем по существу отказывается, в частности, если в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации; заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась; заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации; заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем; заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение; заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О беженцах»; заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации; заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации; заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги согласно пункту 58 Административного регламента включает в себя следующие административные процедуры: прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища); формирование и направление межведомственных запросов; предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем, принятие решения по его результатам и выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо вручение уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу (заявления о предоставлении временного убежища), принятие решения по его результатам и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем (предоставлении временного убежища).
В соответствии с пунктом 59.2 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя лично или через законного представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища).
Результатом административной процедуры является: при приеме ходатайства о признании беженцем - выдача подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России справки о приеме ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации (приложение № 7 к Административному регламенту) на срок, не превышающий пяти рабочих дней; при приеме заявления о предоставлении временного убежища - выдача подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на срок, не превышающий трех месяцев (пункт 73 Административного регламента).
При этом в Федеральном законе «О беженцах» не имеется положений, допускающих то, что государственный орган вправе не принимать документы для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации (предоставлении временного убежища), и, как следствие, не рассматривать ходатайство о признании беженцем по существу ввиду незаконности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Не предусмотрено таких оснований и в ныне действующем Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11 июня 2019 г. № 376. При этом данный Административный регламент не содержит в себе положений, аналогичных пункту 20.2 ранее действовавшего Административного регламента, который регламентировал распределение полномочий по предоставлению государственной услуги в органах системы МВД России.
Анализируя применительно к изложенному действия административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях, Судебная коллегия оснований полагать их соответствующими установленной административной процедуре не находит; применительно к частям 9 и 11 статьи 226, статье 62 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающие законность оспариваемых действий (бездействия).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого бездействия противоречат нормативному регулированию спорных правоотношений.
Поскольку положениями закона не закреплены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в РФ, у миграционного органа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии у административного истца соответствующих документов, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в Российской Федерации подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных Дай Радван требований.
Учитывая, что Судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности требований административного истца, а отказ от иска в части связан с добровольным удовлетворением требований административного истца после обращения в суд с настоящим административным иском, в соответствии со статьей 111 КАС РФ с УМВД России по Ивановской области в пользу Дай Радван подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ Дай Радван от административного иска в части требования о понуждении УМВД России по Ивановской области назначить дату и время приема для осуществления государственных услуг в соответствии с Приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 23 августа 2019 г. в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 23 августа 2019 г. в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области, выразившегося в не предоставлении государственных услуг по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в Российской Федерации отменить.
В указанной части принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области, выразившееся в отказе в приеме у Дай Радван документов, необходимых для предоставления государственных услуг по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в Российской Федерации.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области в пользу Дай Радван государственную пошлину в размере 300 рублей.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Запятова Н.А.
Степанова Л.А.