Решение по делу № 2-1664/2022 от 03.03.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>                         2 июня 2022 года

Индустриальный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Запара М.А.,

при секретаре Губиной О.А.,

с участием истца ВА, представителей ответчика ВА и ВА по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ВА к Филиалу - 9 отряд федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» о признании незаконным приказа об отстранении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

ВА обратился в суд с иском к ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ» о признании незаконным приказа об отстранении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что является работником караула Филиал - 9 отряда ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" с ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурный по охраняемому объекту Камендатуры по защите объектов П. печатной фабрики - филиал АО "Гознак". Руководителем 9-го отряда принято решение об отстранения его от работы с ДД.ММ.ГГГГ С приказом об отстранении ознакомлен не был, но к трудовым обязанностям не допущен, копия приказа не вручена. С приказом ознакомлен только ДД.ММ.ГГГГ Данным приказом был незаконно отстранен от работы, на основании не прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19. Считает приказ об отстранении от работы незаконным, поскольку обязанность вакцинации против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", необходимость вакцинации от COVID-19 определяет главный санитарный врач региона, при этом отказ от вакцинации грозит отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в перечне, утвержденном постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Работники организаций охраны Министерства Финансов РФ в сфере охранных услуг в указанном перечне отсутствуют.

Считает, что его отказ от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции, является правомерным, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ «О иммунопрофилактике инфекционных болезней», граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Так же, в соответствии с рекомендациям Министерства труда, Роспотребнадзора и Главного государственного врача по П. краю, в редакции Постановления от 13.10.2021г., к ноябрю 2021 г. среди работников ФКУ достигнут рекомендованный и выше результат прошедших вакцинацию - 98%, а по 9-у отряду от общего числа работников. Минздравом РФ список причин, являющихся противопоказанием к прививкам от COVID-19 не был определен и не утвержден. В соответствии со ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Согласно выписки из ПАО "Сбербанк", заработок истца за последние 12 месяцев составил 264006,47 руб. Таким образом, в результате отстранения его от работы, он был лишен возможности трудиться и соответственно не получил всего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2022 года, из расчета среднемесячного заработка 19464,19 руб. Кроме этого, испытывал моральные и нравственные страдания, в связи с отстранением от работы, т.к. был ограничен в содержании несовершеннолетнего сына, который проживает с ним. Моральный вред, причиненный в результате незаконного отстранения от работы, истец оценил в 9732 руб.

На основании изложенного, ВА просит признать незаконным приказ № от 10/12/2021 г., взыскать с Филиал – 9 отряд ФКУ "ГУ "Минфина России" в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, из расчета 19 464 руб. за каждый месяц отстранения, взыскать с Филиал – 9 отряд ФКУ "ГУ "Минфина России" в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями, сумму в размере 9732 руб. за каждый месяц отстранения.

Истец ВА в судебном заседании настаивает на удовлетворении иска по изложенным в нем доводам. В письменных пояснениях на исковое заявление пояснил, что является работником караула филиала 9-го отряда ФКУ «ГУ» «ВО Минфина России в должности дежурного по охраняемому объекту Комендатуры по защите объектов П. печатной фабрики - филиала АО «Гознак». ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на основании абз.8.ч.1 ст.76 ТКРФ, п.2 ст.5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ об отстранении от работы без сохранения заработной платы за не прохождение в срок до 01.12.2021г. вакцинопрофилактических мероприятий от новой коронавирусной инфекции «COVID-19». По этому факту, он устно сообщал должностным лицам о том, что отказывается проходить вакцинацию из-за возможного риска для здоровья, т.к. все вакцины от коронавирусных инфекций не прошли полного цикла клинических испытаний и находятся в экспериментальной фазе клинических исследований. Письменного объяснения по данному факту от него никто не требовал. Руководителем 9-го отряда ВА было принято решение об отстранении его от работы с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел кадров по месту работы с письменным заявлением об ознакомлении с приказом об отстранении от работы и получении копии, в чем ему было отказано. В тот же день он отправил заявление по почте, заказным письмом, по адресу: <адрес>-115, начальнику филиала 9-го отряда ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» ВА. 11.12.2021г. в 07.57 он прибыл к проходной фабрики АО «Гознак» с целью пройти на работу в свою смену и приступить к рабочим обязанностям, в допуске на работу ему было отказано, на основании приказа об отстранении от работы, но должным образом с приказом не ознакомили и его копии не вручили. Позже, он получил письмо с копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от работы без сохранения заработной платы.

Согласно представленных пояснений на возражения ответчика, истец считает, что все Постановления региональных санитарных врачей РФ о необходимости вакцинации против COVID-19, перечисленных в них категорий работников различных социальных сфер деятельности, по своему содержанию неоднородны и неоднозначны. Охранная сфера деятельности, в том числе, и дежурных по охраняемому объекту филиал 9-го отряда на П. печатной фабрике АО «Гознак», в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ведомственной охране», не относится к деятельности, которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Те работники, чьи профессии перечислены в Постановлении П. от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть подвергнуты обязательной вакцинации по той причине, что все действующие вакцины против COVID-19 являются экспериментальными прививками и могут быть применимы только к лицам, давшим добровольное согласие.

Представитель ответчика в судебном заседании возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которого, в связи с принятием постановлений главного государственного санитарного врача по П. краю от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ), работники, работающие в сфере предоставления услуг охраны, подлежат обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции, в том числе, и работники Филиала – 9 отряда, осуществляющие охранную деятельность. Данные требования были доведены до истца должностными лицами Комендатуры по защите объекта в индивидуальном порядке ДД.ММ.ГГГГ, после выхода его из отпуска. Тогда же ему было представлено на ознакомление уведомление о необходимости вакцинироваться с указанием конкретных сроков. ВА, отказался подписывать документы, о чем был составлен акт. Устно истец пояснил, что вакцинироваться он не будет. В срок до ДД.ММ.ГГГГ ВА не были представлены подтверждающие документы о прохождении вакцинации, медицинский сертификат о медицинских противопоказаниях и (или) перенесенном заболевании. ДД.ММ.ГГГГ ВА получил экземпляр уведомления о том, что с ДД.ММ.ГГГГ он будет отстранен от работы, в случае не предоставления вышеперечисленных документов, в котором поставил подпись. ДД.ММ.ГГГГ, ВА доведен приказ филиала – 9 отряда об отстранении от работы, от подписи он отказался, был составлен акт. На требование ВА предоставить копию приказа, ему было предложено написать заявление о выдаче документов, он данное предложение проигнорировал и покинул территорию объекта. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика пришло заявление истца об оформлении приказа, ознакомлении с ним и вручении копии, датированное ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением приказ был направлен заявителю. Таким образом, считают, что для отстранения от работы ВА у работодателя имелись все законные основания. Отстранение от работы произведено, в соответствии с установленными требованиями.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно абз. 8 ч.2 ст.76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В частности, к таким случаям относится нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее Закон №157-ФЗ).

Согласно ч.2 ст. 5 Закона №157-ФЗ, отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В силу п.п. 1, 2 ст.10 Закона №157-ФЗ, ь профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Согласно п.6 п.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ), главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно ст.ст. 10, 11 Закона №52-ФЗ, граждане, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

Согласно Приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н», в редакции, действовавшей на момент издания приказа об отстранении ВА от работы, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от COVID-19. Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация является обязательной.

Согласно п.п. 1.1. п.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по П. краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предписано в П. крае обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации в том числе, работники, осуществляющие предоставление услуг охраны.

Таким образом, постановлением Главного государственного санитарного врача по П. краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» установлена обязательная вакцинация для работающих на основании трудового договора, гражданско - правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в определенных сферах, в том числе, работники, осуществляющие предоставление услуг охраны. Обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции, в соответствии с инструкцией к препаратам.

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, ВА работает в должности дежурный по охраняемому объекту Филиала – 9 отряда ФКУ «ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ» в структурном подразделении Комендатура по защите П. печатной фабрики – филиала ФГУП «Гознак», <адрес> (л.д.6-7).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Филиала – 9 отряда ФКУ «ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ» <адрес> до ВА доведена информация об обязанности пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентом в срок до ДД.ММ.ГГГГ, второй компонент вакцины необходимо сделать в срок до ДД.ММ.ГГГГ или предоставить сведения об имеющихся противопоказаниях к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подтвержденные медицинскими документами. В уведомлении ВА предупрежден о том, что в случае отказа от вакцинации, если нет противопоказаний, он будет отстранен от работы на весь период нормализации эпидемиологической обстановки (л.д.46). С указанным уведомлением ВА ознакомился, но ставить подпись об ознакомлении отказался, в связи с чем, составлен акт (л.д.47).

ДД.ММ.ГГГГ ВА вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от работы с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием документов, подтверждающих прохождение вакцинации против новой короновирусной инфекции COVID-19, или о перенесенном заболевании COVID-19 (л.д.48).

ДД.ММ.ГГГГ Филиалом – 9 отряда ФКУ «ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ» издан приказ об отстранении ВА от работы, в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, и непредоставлением документов о медицинском отводе, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента ее прохождения или предоставления документов, либо снятии ограничений (л.д.49). С содержанием указанного приказа ВА ознакомился, ставить подпись об ознакомлении отказался, о чем составлены акты (л.д.50-52).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ «ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ» поступило заявление ВА, датированное ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении и получении лично в руки приказа «Об отстранении от работы» (л.д.55).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ВА направлен ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным к нему приказом Филиала – 9 отряда ФКУ «ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы» (л.д.56).

В судебном заседании ВА пояснил, что от COVID-19 не прививался, справку о наличии медицинских отводов от прививки не предоставлял.

Таким образом, суд приходит к выводу, что каких-либо уважительных причин, свидетельствующих о невозможности вакцинации, предоставления документов о вакцинации работодателю, у истца не имелось, доказательств этому не представлено.

Довод истца о том, что его работа не относится к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, несостоятелен. Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» вирус COVID-19 включен в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Профилактическая прививка против COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н.

Распоряжением Председателя П. П. края от ДД.ММ.ГГГГ -рпп с 00:00 ДД.ММ.ГГГГ на территории П. края введен Режим функционирования «повышенная готовность», в целях предупреждения завоза и распространения COVID-19. На момент отстранения ВА режим «повышенная готовность» не отменен.

Согласно п.22 указа Губернатора П. края от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в П. крае», распространение COVID-19 является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством непреодолимой силы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что трудовое законодательство предусматривает возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей, в том числе, в случае нарушения положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», согласно которого, отсутствие профилактических прививок влечет отстранение гражданина от таких работ, при этом, при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в регионах могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам по эпидемическим показаниям, и если в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям внесена прививка от коронавируса, то она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или их категорий (работников отдельных отраслей), то есть если такое решение об обязательности вакцинации по эпидпоказаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача региона или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной и, следовательно, в данном случае ответчик при издании приказа об отстранении ВА от работы действовал, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы истца в обоснование заявленных исковых требований противоречат нормам действующего законодательства.

Согласно п. 2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ, любые профилактические прививки проводятся добровольно, но при этом, результатом отказа может быть отстранение от работы без сохранения заработной платы, что не противоречит действующему законодательству, поскольку у работника, работающего в сфере, предусматривающей обязательное проведение профилактических прививок, имеется выбор либо сделать профилактическую прививку и продолжить исполнять свои трудовые обязанности, либо не делать прививку и быть отстраненным от работы без сохранения заработной платы.

При таких обстоятельствах, поскольку факт нарушения прав ВА действиями ответчика Филиала - 9 отряд федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», не нашел своего подтверждения, заявленные ВА требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что истцу в иске отказано в полном объеме, оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ВА в удовлетворении иска к Филиалу - 9 отряд федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» о признании незаконным приказа об отстранении от ДД.ММ.ГГГГ Пр, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А.Запара

2-1664/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Снетков Дмитрий Валерьевич
Ответчики
Государственное учреждение "Ведомственная охрана министерства финансов РФ" Филиал - 9
Другие
СТЕПАНОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Лоза Ольга Анатольевна
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Судья
Запара Марина Авдеевна
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
03.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.04.2022Предварительное судебное заседание
05.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.06.2022Предварительное судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2022Дело оформлено
06.09.2022Дело передано в архив
02.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее