Решение по делу № 12-70/2022 от 10.02.2022

Дело № 12-70/2022

Решение

4 апреля 2022 года                                 с. Пестрецы

Судья Пестречинского районного суда Республики Татарстан Фасхутдинов Р.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ по жалобе законного представителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, законный представитель Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с жалобой на него, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, в обоснование указав, что сибиреязвенные скотомогильники являются собственностью Республики Татарстан, на основании соглашений сибиреязвенные скотомогильники и биотермические ямы переданы для обслуживания и контроля за их состоянием в сельские поселения, на территории которых они расположены, санитарно-защитная зона сибиреязвенных скотомогильников отражена в документах территориального планирования и градостроительного зонирования района, доказательств того, что юридическое лицо является собственником пашен и пастбищ и использует их, материалы дела не содержат, а исполнение п. 1090 СанПиН 3.3686-21 относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В судебное заседание законный представитель Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, будучи надлежаще извещенным, не явился, поэтому имеются основания для рассмотрения жалобы на постановление без его участия.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые выразились в том, что ДД.ММ.ГГГГ согласно актам санитарно-эпидемиологического обследования на территории санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников Конского, Татарско-Ходяшевского, Отар-Дубровского, Ковалинского, Кобяковского, Шалинского сельских поселений <адрес> Республики Татарстан имеются пастбища, на территории санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников Кобяковского, Шалинского, Кулаевского, Читинского сельских поселений <адрес> Республики Татарстан имеются пашни. Таким образом, Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не организовано проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных при содержании сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории Конского, Татарско-Ходяшевского, Отар-Дубровского, Ковалинского, Кобяковского, Шалинского, Кулаевского, Читинского сельских поселений <адрес> Республики Татарстан, в том числе их обустройству, приведение в надлежащее санитарное состояние в соответствии с действующим законодательством, то есть в 1 000-метровой ориентировочной санитарно-защитной зоне.

Данные нарушения создали угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и являются нарушениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222.

Данный факт подтверждается актами санитарно-эпидемиологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, ветеринарно-санитарными карточками на сибиреязвенные скотомогильники №, , протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая в их совокупности доказательства, которые являются допустимыми и достаточными, согласуются друг с другом, прихожу к выводу, что наличие события административного правонарушения, виновность Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, в связи с чем Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обоснованно привлечен заместителем главного государственного санитарного врача к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан вынесено заместителем главного государственного санитарного врача в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы же законного представителя юридического лица, изложенные в жалобе, не состоятельны в силу вышеизложенного, кроме того, основаны на неверном толковании норм права в силу следующего.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Закона Республики Татарстан от 13 января 2012 года № 9-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также в области обращения с животными» орган местного самоуправления «Пестречинский муниципальный район» наделен государственными полномочиями Республики Татарстан по содержанию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям, в том числе по их обустройству, приведению в надлежащее санитарное состояние в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Перечню сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям, в отношении которых органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа «<адрес>» наделяются государственными полномочиями, утвержденному распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 апреля 2012 года № 620-р, Пестречинский муниципальный район наделен государственными полномочиями в отношении сибиреязвенных скотомогильников, расположенных, в том числе на территории Конского, Татарско-Ходяшевского, Отар-Дубровского, Ковалинского, Кобяковского, Шалинского, Кулаевского, Читинского сельских поселений <адрес> Республики Татарстан.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно п/п 7.1.12 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения) скотомогильники с захоронением в ямах относятся к 1 классу опасности и имеют санитарно-защитную зону, составляющую 1 000 метров.

В силу положений п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности такой продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

В силу положений п. 1090 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают меры к оборудованию достаточного количества убойных пунктов и площадок с целью исключения в населенных пунктах подворного убоя животных без ветеринарно-санитарной экспертизы; обеспечивают контроль недопущения использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Татарстан от 13 января 2012 года № 9-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также в области обращения с животными» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Республики Татарстан.

В соответствии с Приложением 26 к Закону Республики Татарстан от 28 ноября 2016 года № 93-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на реализацию государственных полномочий Республики Татарстан по содержанию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям в 2017, 2018, 2019 годах Пестречинскому муниципальному району выделено ежегодно по 1 186 500 рублей.

В соответствии с Приложением 29 к Закону Республики Татарстан от 30 ноября 2019 года № 92-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на реализацию государственных полномочий Республики Татарстан по содержанию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям в 2020, 2021, 2022 годах Пестречинскому муниципальному району выделено ежегодно по 1 189 900 рублей.

Поскольку у Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222, при осуществлении государственных полномочий Республики Татарстан по содержанию сибиреязвенных скотомогильников, на что ему ежегодно выделялись денежные средства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, оно в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ подлежит административной ответственности.

Указание законного представителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на нахождение сибиреязвенных скотомогильников в собственности Республики Татарстан и отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации исполнения п. 1090 СанПиН 3.3686-21 не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку, как указано выше, Законом Республики Татарстан от 13 января 2012 года № 9-ЗРТ орган местного самоуправления «Пестречинский муниципальный район» наделен государственными полномочиями Республики Татарстан по содержанию сибиреязвенных скотомогильников.

Указание на передачу сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям для обслуживания и контроля за их состоянием в сельские поселения в соответствии с соглашениями, заключенными с сельскими поселениями Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, также не исключает административную ответственность юридического лица, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, а из положений ч. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан от 13 января 2012 года № 9-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также в области обращения с животными» следует, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны определить органы местного самоуправления и их должностных лиц, специально уполномоченных осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий, то есть не передавать государственные полномочия иным лицам, а определить органы и должностных лиц из числа органа местного самоуправления «Пестречинский муниципальный район», которые обязаны осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством.

Доводы об отражении санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников в документах территориального планирования и градостроительного зонирования района не имеют значения, поскольку из актов санитарно-эпидемиологического обследования №, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактически данные санитарно-защитные зоны не соответствуют требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку данные зоны не установлены.

Указание на то, что Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не является собственником пашен и пастбищ и не использует их, не освобождает юридическое лицо от обязанности соблюдать вышеуказанные санитарные правила, поэтому также не исключают административную ответственность.

При этом оснований для признания малозначительным совершенного правонарушения не имеется, поскольку малозначительность правонарушения может иметь место только в том случае, если характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Характер же несоблюдения юридическим лицом правил и норм в данном случае в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом установленных по делу доказательств не позволяет сделать вывод о малозначительности данного деяния.

Оснований для прекращения производства по делу на основании положений ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с тем, что действовавший на момент выявления административного правонарушения п/п ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утратил силу по причине издания постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ », не имеется, поскольку постановления Главного государственного санитарного врача РФ не являются законом, а лишь закон в силу положений ст. 1.7 КоАП РФ может иметь обратную силу, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать постановление заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах от ДД.ММ.ГГГГ как незаконное и необоснованное, не установлено.

Поэтому постановление заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан подлежит оставлению без изменения, а жалоба на данное постановление – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> в Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском районах от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

12-70/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Исполнительный комитет Пестречинского района РТ
Суд
Пестречинский районный суд Республики Татарстан
Судья
Фасхутдинов Р. Р.
Статьи

6030

Дело на странице суда
pestrechinsky.tat.sudrf.ru
10.02.2022Материалы переданы в производство судье
21.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
05.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.04.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2022Вступило в законную силу
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее