Дело №2а-4876/37-2020
46RS0030-01-2020-006959-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2020 года г. Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе председательствующего и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска – Ковалёва М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ИФНС России по г.Курску к Новикову Николаю Николаевичу о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с административным иском к Новикову Н.Н. о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, а именно, недоимки: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам, расположенным в границах городских округов - пеня в сумме 54,06 руб.; по транспортному налогу - пени в размере 3987,90 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов – пени в размере 225,03 руб., а всего сумма задолженности 4266,99 руб., в обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налоговым органом административному ответчику были исчислены налог на имущество физических лиц. В установленный законом срок, Новиков Н.Н. указанные выплаты не уплатил, в связи с чем, налоговым органом на сумму имеющейся недоимки начислены пени. Административному ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ В установленные сроки требование не было исполнено. Административный истец обращался к мировому судье судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Новикова Н.Н. задолженности по обязательным платежам и санкциям, который был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Новикова Н.Н. судебный приказ был отменен.
Изучив представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.
Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
П. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Исходя из п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По смыслу ч.1 ст. 45, ч.1 ст.69 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Согласно п.п.1, 2, 4, 6 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Согласно ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с аб.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет налоговых платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
При рассмотрении дела установлено, что Новиков Н.Н. имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Налоговым органом административному ответчику были исчислены налог на имущество физических лиц – транспортный налог и налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам, расположенным в границах городских округов, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов. В установленный законом срок Новиков Н.Н. указанные выплаты не уплатил. Административному ответчику направлялись налоговые уведомления № от 24.06.2018г., № от 05.08.2016г., № от 14.07.2017г. В соответствии со ст.69 НК РФ, административному ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа № от 20.11.2019г, которое в установленный срок не было исполнено.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Факт направления налоговым органом административному ответчику указанных налоговых уведомлений и требования об уплате налога на имущество физических лиц, а также начисленной по ним пени подтверждается материалами дела: списком заказной корреспонденции № от 17.09.2016г., распечаткой о направлении документов через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.
Административный истец обращался к мировому судье судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Новикова Н.Н. задолженности по обязательным платежам и санкциям, который был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по заявлению Новикова Н.Н. был отменен.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
После отмены ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, соблюдая установленный законом шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (ДД.ММ.ГГГГ) и штампом приемной суда (ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, изучив представленные материалы, с учетом перерасчета, указанного в расшифровке задолженности налогоплательщика – физического лица, представленной налоговым органом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для взыскания с административного ответчика недоимки: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам, расположенным в границах городских округов - пени в сумме 54,06 руб.; по транспортному налогу - пени в размере 3987,90 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов – пени в размере 225,03 руб., а всего сумма задолженности 4266,99 руб., поскольку Новиков Н.Н. не выполнил возложенную на него законом обязанность по уплате указанных налогов, доказательств обратного суду не представлено. При этом, судом проверен расчет взыскиваемых сумм, который суд признает верным.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Между тем, согласно содержащимся в п. 40 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016г. № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснениям, при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов, в том числе по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии со ст. 61.1 БК РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с Новикова Н.Н. в доход Муниципального образования «Город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по г.Курску к Новикову Николаю Николаевичу о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с Новикова Николая Николаевича (ИНН № недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам, расположенным в границах городских округов - пени в сумме 54,06 руб.; по транспортному налогу - пени в размере 3987,90 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов – пени в размере 225,03 руб., а всего сумма задолженности 4266,99 (четыре тысячи двести шестьдесят шесть) руб. 99 коп.
Взыскать с Новикова Николая Николаевича государственную пошлину в доход Муниципального образования «Город Курск» в сумме 400 рублей 00 копеек (четыреста рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья М.В. Ковалёва