Решение по делу № 33а-4844/2021 от 09.04.2021

УИД34RS0006-01-2020-001988-15 Административное дело № 2а-2633/2020

Судья Лазаренко В.Ф., Дело № 33а-4844/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 28 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судьей Камышниковой Н.М., Гоношилвой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Сологубовой Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галды А.В. к Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Среднеахтубинской районной Думе Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании публичных слушаний по проекту генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, заключения о результатах публичных слушаний №1 от 08 апреля 2020 года, проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решения Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года незаконными

по апелляционной жалобе административного истца Галды А.В.

на решение Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Галды А.В. к Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Галда А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является собственником <.......> земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, относящихся к категории земель - земли населённых пунктов, с видами разрешённого использования — для ведения личного подсобного хозяйства (в границах населённого пункта).

Он как правообладатель земельных участков, расположенных на территории Красного сельского поселения, принимал участие на публичных слушаниях проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в ходе которых в письменной форме внес предложения о несогласии с изменением границ сельского поселения и переводом его участков в другую категорию земель с другими видами разрешенного использования. В связи с чем, предлагал проект генерального плана доработать и оставить его участки в границах населенного пункта.

Однако, при утверждении Генерального плана сельского поселения, в нарушение норм градостроительного законодательства, его замечания, высказанные на публичных слушаниях, не были учтены, чем нарушены его права. В протоколе о проведении публичных слушаний и заключении по результатам проведения слушаний неправильно были изложены его замечания и предложения.

С учетом уточненных требований истец просил признать незаконными:

публичные слушания по проекту генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (протокол публичных слушаний <.......>., заключение о результатах публичных слушаний <.......> <.......>

проект Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области;

решение Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28.05.2020 г. №14/138.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Галда А.В. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Просит решение отменить и принять по делу новое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, выслушав представителя административного истца Чихиреву Н.Е. поддержавшую апелляционную жалобу, представителя административных ответчиков Вострикову Т.Р. и представителя заинтересованного лица Новопавловского Б.А. не согласившихся с апелляционной жалобой, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Разрешая требования об оспаривании публичных слушаний, проведенных по проекту Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, суд пришел к выводу о соответствии законодательству порядка их организации проведения и не допущении нарушения прав и законных интересов административного истца в ходе публичных слушаний.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на подлежащих применению нормах и права и фактических обстоятельствах дела.

Правила проведения публичных слушаний, в том числе по проектам генеральных планов предусмотрены ст.5.1 ГрК РФ.

Частью 1 ст. 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 5.1 ГрК РФ).

Процедура проведения публичных слушаний приведена в ч. 5 ст. 5.1 ГрК РФ и состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Согласно ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать, в том числе информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В течение всего периода размещения в соответствии с п. 2 ч. 4 и п. 2 ч. 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта (ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ).

В силу ч. 18 ст. 5.1 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются, в том числе: информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны, в том числе наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 21,22 ст. 5.1 ГрК РФ).

В ч. 24 ст. 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; официальный сайт и (или) информационные системы; требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Решением Среднеахтубинской районной Думы №6/45 от 28.11.2019 г. утвержден порядок организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, согласно п. 1.4 которого организатором проведения публичных слушаний на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области является комиссия по подготовке проекта правил землепользований и застройки сельских поселений Среднеахтубинского муниципального района.

Статьей 28 ГрК РФ предусмотрены особенности организации и проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений и городских округов.

Так, в целях доведения до населения информации о содержании проекта Генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (ч. 5 ст. 28 ГрК РФ).

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 6 ст. 28 ГрК РФ).

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 7 ст. 28 ГрК РФ).

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (ч. 8 ст. 28 ГрК РФ).

Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (ч. 9 ст. 28 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции истец Галда А.В. является собственником <.......> земельного участка, расположенных по адресу: <.......>, относящихся к категории земель - земли населённых пунктов, с видами разрешённого использования — для ведения личного подсобного хозяйства (в границах населённого пункта), размещения жилого дома, образованных путём раздела земельного участка с кадастровым номером № <...>. Земельные участки расположены на территории муниципального образования - Красное сельское поселение Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее-Красное сельское поселение).

Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального райо­на Волгоградской области <.......> решено:

провести пуб­личные слушания по проекту Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в период с 25 февраля по 25 марта 2020 г.;

что участники публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания путем направления в письменной форме в адрес администрации или посредством официального сайта администрации;

назначить собрание по результатам обсуждения проекта Генерального плана Красно­го сельского поселения Среднеахтубинского района в здании «<.......>

Оповещение о начале публичных слушаний и проект генерального плана опубликованы 25.02.2020 г., 3.03.2020 г. в газете <.......>

В период с 25 февраля по 25 марта 2020 г. принимались предложения и замечания участников публичных слушаний.

Организатором публичных слушаний оформлен протокол публичных слушаний по проекту генерального плана Крас­ного сельского поселения <.......>., в котором указано предложение в том числе участника публичных слушаний Галды А.В., являющегося собственни­ком земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположен­ного по адресу: <.......> об отклонении проекта генерального <.......> сельского по­селения и сохранения земельного участка с кадастровым номером № <...> в границах населенного пункта <.......>

По результатам проведения публичных слушаний составлено заключение <.......>., опубликованное в установленном порядке, в котором указано, что в слушаниях приняло участие 50 человек, указанны внесенные ими замечания и предложения, в том числе названное предложение истца относительно сохранения принадлежащих ему на праве собственности земельных участков в границах территории населенного пункта. В заключении указано, что по результатам рассмотрения замечаний и предложений, в том числе истца, организатором публичных слушаний рекомендовано предложе­ния Галды А.В. отклонить в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номе­ром <.......> находится в зоне экстенсивного природопользования природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», установленной Положением о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденным постановлением Админи­страции Волгоградской области от <.......>

Согласно названному заключению по результатам публичных слушаний по проекту генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского района от 08.04.2020 г. – решено одобрить проект генерального плана Красного сельского поселения Среднеах­тубинского района.

Установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд верно установил, что оспариваемые публичные слушания по проекту Генерального плана сельского поселения организованы и проведены в соответствии с вышеназванными требованиями ст. 5.1, 28 ГрК РФ, оспариваемые протокол и заключение по результатам слушаний содержат реквизиты, предусмотренные ч. 18,22 ст.5.1 ГрК РФ. Административный истец не был лишен возможности высказать свое мнение по проекту плана, его предложение было рассмотрено, решение об отклонении его предложений организатором слушаний мотивировано.

В опровержение доводов административного истца содержание его предложения о несогласии с проектом генерального плана в части изменения границ населенного пункта в протоколе и заключении изложено правильно.

Кроме того, анализ положений статей 5.1, 28 ГрК РФ позволяет сделать вывод о том, что публичные слушания являются лишь составной частью порядка принятия генерального плана. Публичные слушания, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта соответствующего решения. При этом результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными к исполнению.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемых публичных слушаний и не нарушении права административного истца, верно разрешив требования в указанной части.

Между тем, при разрешении по существу требований истца о признании незаконными проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решения Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28.05.2020 г. №14/138 «Об утверждении генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» суд первой инстанции допустил существенное нарушение норм процессуального права, не устранимые в суде апелляционной инстанции.

Пункт 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ предусматривает, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 308 КАС РФ).

Согласно ст. 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

Таким образом, судом первой инстанции при разрешении требования о признании недействующим решения Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28.05.2020 г. №14/138 «Об утверждении генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» было допущено нарушение норм процессуального права – ст. 19,20 КАС РФ, из которых следует дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований районным судам не подсудны, поскольку в качестве суда первой инстанции они рассматриваются областными судами и равного им уровня судами.

Помимо этого, в силу вышеназванных норм права, а также положений ст. 1,4,208-217 КАС РФ в суде могут быть обжалованы нормативные правовые акты, принятые, опубликованные (обнародованные) в установленном порядке и вступившие в силу. Проекты нормативных правовых актов не могут быть оспорены в судебном порядке.

Таким образом, требование истца о признании незаконным проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не подлежало рассмотрению в суде.

Согласно ч. 1,3 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по делу, если имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст.128 КАС РФ также суд прекращает производство по делу в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

В силу ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного иска в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.

Согласно ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в ст. 194 и 196 настоящего Кодекса.

Таким образом, судом при разрешении вышеназванной части исковых требований нарушены правила подсудности, а также разрешено требование, которое не могло быть рассмотрено судом, что является существенным нарушением норм процессуального права, повлиявших на правильность судебного акта, исправить данные нарушения суд апелляционной инстанции не полномочен в силу того в том числе, что пересмотр судебных актов, подсудных областному суду по первой инстанции, не входит в компетенцию судебной коллегии областного суда.

При таких обстоятельствах на основании п. 4 ч.2 ст. 310, ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решения Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от <.......> отменить, и производство по делу в части данных требований прекратить.

В остальной части решение суда как законное и обоснованное следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Галды А.В. к Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Среднеахтубинской районной Думе Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решения Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года №14/138 незаконными, отменить и производство по делу в части указанных требований прекратить.

В остальной части решение Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Галды А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33а-4844/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Галда Александр Васильевич
Ответчики
Среднеахтубинская районная дума
Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Другие
Чихирева Наталия Евгеньевна
Администрация Волгоградской области
администрация Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Сельская Дума Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Камышникова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
12.04.2021Передача дела судье
28.04.2021Судебное заседание
19.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Передано в экспедицию
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее