Решение по делу № 8Г-12366/2024 [88-14587/2024] от 16.05.2024

УИД 56RS0035-01-2023-000997-76

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-14587/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

13 июня 2024 года                                                              г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

    судей Кириченко А.Д., Непопалова Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Оренбургской области на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 февраля 2024 года по гражданскому делу № 2-845/2023 по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан.

Заслушав доклад судьи Юровой О.В., заключение прокурора Макарова Е.Н., проверив материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

Сорочинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» (далее – ГБУЗ «Сорочинская МБ», больница) об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании приказа главного врача больницы от 15 октября 2021 года исключены должности врача – терапевта, медицинской сестры Баклановской врачебной амбулатории, врача общей практики, медицинского лабораторного техника Бурдыгинской врачебной амбулатории, должности заведующих фельдшерско – акушерскими пунктами (ФАП) с. Алексеевка, с. Никольское, с. Михайловка Первая, с. Янтарное Сорочинского района Оренбургской области, в связи с чем в указанных населенных пунктах ФАПы фактически не работают.

Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать ГБУЗ «Сорочинская МБ» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения положений Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Постановления Правительства РФ № 1304 от 09 октября 2019 года «О модернизации первичного звена здравоохранения РФ», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 543н от 15 мая 2012 года «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» путем назначения на должность заведующих Баклановской врачебной амбулатории, Бурдыгинской врачебной амбулатории, заведующих фельдшерско-акушерских пунктов в с. Алексеевка, с. Никольское, с. Михайловка Первая Сорочинского района Оренбургской области.

Протокольным определением суда от 10 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство здравоохранения Оренбургской области.

Решением Сорочинского районного суда Оренбургской областиот 15 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 февраля 2024 года, в удовлетворении исковых требований Сорочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об устранении нарушений законодательства об основах здоровья граждан отказано.

В кассационном представлении прокурор Оренбургской области просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.

В возражениях на кассационное представление ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница» просит оставить судебные акты без изменения, представление – без удовлетворения.

Выслушав заключение прокурора Макарова Е.Н., поддержавшего доводы кассационного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационного представления.

Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Судом установлено, что медицинская деятельность – оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях на территории Сорочинского района Оренбургской области осуществляется ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница».

На основании приказа главного врача ГБУЗ «Сорочинская МБ» от 15 октября 2021 года из штатного расписания больницы исключены ряд должностей, в том числе должности врача – терапевта и медицинской сестры Баклановской врачебной амбулатории; врача общей практики и медицинского лабораторного техника Бурдыгинской врачебной амбулатории; должности заведующих фельдшерско – акушерскими пунктами в с.1-Михайловка, с. Алексеевка, с. Никольское.

Как следует из материалов дела, в с. Баклановка (319 человек) и в с. Бурдыгино (744 человека) Сорочинского района Оренбургской области организованы врачебные амбулатории; в с. Алексеевка (62 человека), в с. Никольское (98 человек) и в с. 1-Михайловка (277 человек) организованы ФАПы.

Дополнительно в целях обеспечения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению сел области, где отсутствуют ФАПы или медицинские работники на ФАПах, в рамках программы обязательного медицинского страхования на основании распоряжения Министерства здравоохранения Оренбургской области № 1696 от 22 июля 2014 года созданы службы мобильных ФАПов.

На территории Сорочинского района Оренбургской области в целях медицинского обслуживания малонаселенных пунктов на основании приказа главного врача ГБУЗ «Сорочинская МБ» № 12 от 11 января 2023 года организована работа мобильных ФАПов в селах согласно графику.

В соответствии с графиками, утвержденными главным врачом ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница», в период с января 2023 года по декабрь 2023 года организованы ежедневные выезды специалистов мобильных ФАПов (врач-терапевт, педиатр, акушерка, фельдшер, гинеколог) в сельские ЛПУ, а именно в с. Алексеевка, с. Никольское, с. 1-Михайловка и другие села района.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», дав оценку представленным в дело доказательствам, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, указал следующее.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий признается одним из принципов охраны здоровья, установленных ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10 Закона).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

Согласно пункту 19 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.

Согласно пункту 19.1 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов, не реже 2 раз в год.

В соответствии с пунктом 19.2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км; домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.

В пункте 19.3 Положения в населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

Согласно пункту 19.4 Положения в населенных пунктах с числом жителей 1001 - 2000 человек организуются:

фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км;

центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебная амбулатория в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.

Правила организации деятельности врачебной амбулатории утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (Приложение №12).

Согласно Правилам врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).

Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу.

На должность заведующего врачебной амбулаторией - врача-специалиста, назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Структура врачебной амбулатории и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит врачебная амбулатория, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии Приложением№ 13 к Положению об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.

В Приложении №13 к данному приказу содержатся рекомендуемые штатные нормативны врачебной амбулатории, согласно которым рекомендуется предусмотреть штатную должность заведующей врачебной амбулатории – врача при наличии до 3 должностей врачей – вместо 0,5 должности фельдшера; при наличии более 3 должностей врачей – 1 должность заведующей.

В свою очередь Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта определены в приложение № 15 к указанному приказу № 543н от 15 мая 2012 года.

Согласно пункту 2 Правил фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).

На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности «лечебное дело» или «акушерское дело» или «сестринское дело» (пункт 4 Правил).

Структура фельдшерско-акушерского пункта и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит фельдшерско-акушерский пункт, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы с учетом уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, иных показателей и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением № 16 к Положению (пункт 7 Правил).

В Приложении №16 к приказу содержатся рекомендуемые штатные нормативны ФАПа. В нем численность штатных единиц приведена в зависимости от количества жителей, проживающих на обслуживаемой территории. Предусмотрена 1 должность заведующей ФАПом - фельдшера при обслуживании от 101 до 2000 жителей.

Принимая во внимание, что в населенных пунктах с. Алексеевка и с. Никольское численность населения составляет менее 100 человек, ближайший ФАП находится в с. Матвеевка (7,5 км), в данных населенных пунктах первичную медико-санитарную помощь оказывают мобильные медицинские бригады, оснований для включения в штат заведующего ФАПом не имеется, таких требований прокурором не заявлялось.

В свою очередь, в с.1-Михайловка численность населения составляет 277 человек, ближайший ФАП находится в с. Романовка (7,5 км), что является основанием для включения в штат 1 должности заведующего ФАПом – фельдшера, однако таких исковых требований прокурором также не заявлялось.

В населенном пункте с. Баклановка действует врачебная амбулатория, медицинская помощь оказывается 2 фельдшерами и зубным врачом, расстояние до ближайшей медицинской организации ГБУЗ Сорочинская МБ» составляет 32 км.

В населенном пункте с. Бурдыгино во врачебной амбулатории работает фельдшер, акушерка и 2 медицинских сестры, расстояние до ближайшей медицинской организации Гамалеевской врачебной амбулатории 11,9 км.

Согласно Приложению № 13 к приказу № 543н от 15 мая 2012 года рекомендуемый штатный норматив заведующего врачебной амбулатории-врача при наличии до 3 должностей врачей – 0,5 должности фельдшера.

Установив вышеприведенные обстоятельства по делу, суд первой инстанции указал, что, исходя их заявленных исковых требований, возложение на ответчика обязанности назначить на должность заведующих ФАПов и врачебных амбулаторий противоречит положениям статьи 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Согласно части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.

В соответствии с указанной нормой защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

По настоящему делу прокурор обратился в суд с требованием о возложении на ответчика обязанности назначить на должности заведующих врачебных амбулаторий и ФАПов, которое не относится к способам защиты, приведенным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, обеспечивающим восстановление нарушенного права.

Назначение на должность заведующего лечебной организацией предполагает указание конкретного лица и его соответствие квалификационным требованиям к должности, согласие на назначение соответствующего лица, оформление актом (приказом) главного врача.

Однако просительная часть уточненного искового заявления прокурора таких указаний не содержит.

Принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств; в связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленным требованиям, какие конкретно действия, кто и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.

Между тем, поскольку требования истца не содержат указания на конкретных лиц, подлежащих назначению на должность заведующих, и действия, подлежащие выполнению ответчиком, удовлетворение такого требования приведет к неисполнимости решения суда, решение суда указанным выше критериям соответствовать не будет, как не будет соответствовать и целям эффективного правосудия, в то время как из разъяснений, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2007 года №2-П, следует, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает исполнимость вынесенных судебных решений.

Также суд апелляционной инстанции не согласился с доводами прокурора о том, что исключение из штатного расписания должностей заведующих ФАПами с. 1-Михайловка, с. Алексеевка, с. Никольское, врачей и медсестер Баклановкой и Бурдыгинской врачебной амбулатории свидетельствует о нарушении прав жителей этих населенных пунктов на оказание первичной медико-санитарной помощи, поскольку приказ от 15 октября 2021 года в указанной части истцом не оспаривается, а удовлетворение заявленных требований иска о назначение на должность заведующих указанных подразделений не приведет к восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационного представления, соглашается с выводами судов и их правовым обоснованием.

В целом доводы, приведенные в кассационном представлении, по сути, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов предыдущих инстанций по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судом и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты нижестоящими судами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, доводы кассационного представления не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.

Ссылка заявителя представления на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении других дел.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационного представления.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий                     О.В. Юрова

Судьи                                А.Д. Кириченко

Г.Г. Непопалов

8Г-12366/2024 [88-14587/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Сорочинский межрайонный прокурор Оренбургской области
Прокурор Оренбургской области
Ответчики
ГБУЗ Сорочинская межрайонная больница
Другие
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экоогии и имущественных отношений Оренбургской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Юрова Ольга Витальевна
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
13.06.2024Судебное заседание
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее