Дело № 2-303/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 года г.Шенкурск
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А., при секретаре Мухряковой И.С., с участием старшего помощника прокурора Шенкурского района Будиловой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», Околыхиной Н.П. о признании недействительным договора аренды земельного участка,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район». Просит суд признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ответчиками. Обязать Околыхину Н.П. передать МО «Шенкурский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
Требования обосновывает тем, что при проверке обращения гражданина прокуратурой района выявлены нарушения земельного законодательства при предоставлении администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» в аренду Околыхиной Н.П. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
На судебном заседании представитель прокуратуры Будилова Е.О. заявленные требования поддержала, настаивает на их удовлетворении.
Ответчик Околыхина Н.П. в удовлетворении требований прокурора района не возражает.
Ответчик администрация МО «Шенкурский муниципальный район» в удовлетворении заявленных требований не возражает, просит суд рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 приведенной нормы).
Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей, статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»;
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указывается информация, предусмотренная п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных пункте 1 рассматриваемой статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка, а также дата окончания приема указанных в подпункте 2 указанного пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 данного пункта.
В силу п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В пункте 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 этого Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости, и направляет указанное решение заявителю.
В соответствии с п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Шенкурский муниципальный район» поступило заявление Околыхиной Н.П. (вх. №) о возможности подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (адрес земельного участка: <адрес>, площадь земельного участка - <данные изъяты> кв. м.). После подготовки соответствующих схем расположения указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ Околыхина Н.П. обратилась в администрацию МО «Шенкурский муниципальный район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации МО «Шенкурский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №-па (в ред. постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №-па) предоставление вышеуказанного земельного участка предварительно согласовано с Околыхиной Н.П., а ДД.ММ.ГГГГ администрация района заключила с ней договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: №).
Согласно информации, представленной администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, вовремя не опубликовано в информационном бюллетене Муниципального совета МО «Усть-Паденьгское» и не опубликовано на официальном сайте администрации МО «Шенкурский муниципальный район», на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.torg.gov.ru).
По указанным нарушениям закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены представления в адрес главы администрации района.
Размещение информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torg.gov.ru, официальном сайте администрации МО «Шенкурский муниципальный район» направлено на обеспечение привлечения максимально возможного круга заинтересованных лиц к процедуре предоставления земельного участка и к обеспечению таким образом соблюдения интересов как самих этих лиц, так и публичных интересов.
Не разместив извещение о предоставлении в аренду спорного земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torg.gov.ru, официальном сайте администрации МО «Шенкурский муниципальный район», а также впоследствии заключив договор с Околыхиной Н.П., администрация района нарушила предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, установленный в том числе, в целях обеспечения публичных интересов.
По указанной причине в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный ответчиками договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № является недействительным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», Околыхиной Н.П. о признании недействительным договора аренды земельного участка - удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» и Околыхиной Н.П..
Прекратить обременение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., правом аренды в пользу Околыхиной Н.П..
Решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи об обременении правом аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и все сведения об указанном земельном участке.
Обязать Околыхину Н.П. передать муниципальному образованию «Шенкурский муниципальный район» в лице главы администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2020 года.
Председательствующий: Н.А.Хохряков