Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 30 сентября 2020г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Моисеенко Я.Ю. с участием представителей истца Гнатюк В.А. и адвоката Кузьминой Е.Б., представителей ответчиков Качанова С.А. и Ануфриевой А.Н., третьего лица Кулинич М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1119-2020 по иску Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными ненормативных правовых актов, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия жилого помещения, по заявлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о применении срока исковой давности к иску Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Жученко Н.Г. обратился в суд с иском к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными ненормативных правовых актов, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия, указав, что с 15.02.2019г. является собственником квартиры "номер обезличен", расположенной в жилом доме <адрес обезличен>. В июне 2019г. в период наводнения дом, в котором расположена его квартира, находился в зоне затопления, и наводнением ему были причинены повреждения, делающие дом не пригодным для проживания и подлежащим сносу, в то время как межведомственная комиссия после обследования дома своим заключением от 23.09.2019г. выявила основания для признания дома подлежащим капитальному ремонту, вследствие чего администрация Усть-Рубахинского муниципального образования вынесла соответствующее постановление от 23.09.2019г. №286. Согласно техническому отчёту от 12.10.2019г. №ТО 0021-0009 дом находится в ограниченно-работоспособном состоянии, однако в нём зафиксированы повреждения в виде неравномерных просадок, локального вымывания грунта под основанием фундамента; гниения окладного венца; кренов и просадок подпорных кирпичных столбов; отклонения стен от вертикали; перекоса дверных блоков с образованием щелей; перекоса оконных рам; гниения и прогиба балок перекрытия пола. Согласно заключению технической экспертизы ООО «МНСЭ» состояние дома после воздействия паводком является аварийным, требующим проведения работ по демонтажу. Полагает, что заключение межведомственной комиссии о нуждаемости многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту сделано без учёта фактического состояния дома. После уточнения иска просит суд признать незаконными заключения межведомственной комиссии от 13.08.2019г. "номер обезличен", от 23.09.2019г. "номер обезличен"а, от 31.10.2019г. и от 08.06.2020г. "номер обезличен" о выявлении оснований для признания вышеназванного многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту, а также постановления администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 23.09.2019г. №286, от 06.11.2019г. №318 в части п.2 и от 18.06.2020г. №94 о проведении капитального ремонта дома; признать за ним право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019г., вышеуказанного жилого помещения, рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Гнатюк В.А. и адвокат Кузьмина Е.Б. настаивали на удовлетворении иска, пояснили, что обжалуемые ненормативные правовые акты являются противоречивыми, не соответствующими фактическому техническому состоянию многоквартирного жилого дома после наводнения. К тому же признание многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту противоречит Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, предусматривающему возможность признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при наличии соответствующих оснований.
Представители ответчиков администрации Усть-Рубахинского муниципального образования Ануфриева А.Н. и ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. заявили о непризнании иска ответчиками, пояснили, что актом обследования жилого дома, заключением межведомственной комиссии установлено наличие оснований для признания спорного многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту, и на основании вышеназванных доказательств администрацией Усть-Рубахинского муниципального образования вынесено постановление о проведении капитального ремонта. Дом не имеет повреждений, делающих его аварийным и подлежащим сносу. Просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьева К.К. в письменных возражениях против иска просила о рассмотрении дела в её отсутствие, указала на непризнание иска ответчиком, поскольку порядок признания дома подлежащим капитальному ремонту соблюдён, доказательств причинно-следственной связи между техническим состоянием дома и воздействием наводнения не представлено, просит применить срок исковой давности к иску Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов и отказать в удовлетворении иска.
Неявка истца Жученко Н.Г., представителя ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей истца Гнатюк В.А. и адвоката Кузьмину Е.Б., представителей ответчиков Ануфриеву А.Н. и Качанова С.А., третье лицо Кулинич М.В., полностью поддержавшую исковые требования и доводы истца и его представителей, исследовав материалы дела, суд находит заявление о применении срока исковой давности к иску в части признания незаконными ненормативных правовых актов не подлежащим удовлетворению, а исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение).
В соответствии с п.7 Положения признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Пунктами 33-40 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности в силу п.33 таким основанием является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Пунктами 42-47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом в силу п.43 Положения проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1; составление акта обследования помещения в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
Своё право собственности на спорное жилое помещение на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.02.2019г. истец подтвердил выпиской из ЕГРН от 15.02.2019г.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Признание за гражданином права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации реализуется в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп, которым утверждено соответствующее положение. В соответствии с подп.1, 2. 3 п.6 положения право на социальную выплату имеют граждане, являющиеся собственниками утраченного жилого помещения в период введения режима чрезвычайной ситуации или имеющие документы, являющиеся основанием государственной регистрации права собственности, не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении, а также члены семьи собственника жилого помещения, не являющиеся собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях. К членам семьи собственника жилого помещения относятся супруг, дети, родители, несовершеннолетние братья и сёстры собственника жилого помещения и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи собственника утраченного жилого помещения.
Согласно актам обследования жилого помещения Жученко Н.Г. межведомственной комиссией от 13.08.2019г. "номер обезличен" и заключению межведомственной комиссии от 13.08.2019г. "номер обезличен" жилое помещение Жученко Н.Г. соответствует требованиям, предъявляемым жилищным законодательствам к жилым помещениям, и является пригодным для проживания. Это заключение сделано на основании технического заключения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» от 13.08.2019г.
Согласно актам обследования жилого помещения истца от 02.09.2019г. "номер обезличен", от 31.10.2019г. "номер обезличен", от 08.06.2020г. "номер обезличен" в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, жилой дом и квартира истца были в зоне затопления, в результате чего жилое помещение истца подлежит капитальному ремонту.
Согласно заключениям межведомственной комиссии от 23.09.2019г. "номер обезличен"а, от 31.10.2019г., от 08.06.2020г. "номер обезличен" в соответствии с п.п.10, 33, 36, 38, 47 Положения от 28.01.2006г. "номер обезличен", актами обследования жилого помещения выявлены основания для признания жилого помещения истца подлежащим капитальному ремонту. В основу вышеуказанных заключений межведомственной комиссии положено техническое заключение ООО «БайкалРемПутьМаш» от июля 2019г., хотя ссылка в ней содержится на муниципальный контракт от 02.09.2019г. и сделан вывод о нуждаемости многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 23.09.2019г. №286 принято решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома.
Вышеуказанные ненормативные правовые акты вынесены на основании технического отчёта ООО «ЛЦТИ» №ТО 0021-0009 об установлении ограниченно-работоспособного состояния многоквартирного жилого дома, обусловленного неравномерными просадками, локальным вымыванием грунта под основанием фундамента; гниением окладного венца; кренами и просадками подпорных кирпичных столбов; отклонениями стен от вертикали; перекосами дверных блоков с образованием щелей; перекосами оконных рам; гниением и прогибами балок перекрытия пола.
В основу оспариваемых ненормативных правовых актов положено также заключение ФАУ «РосКапСтрой» 02.06.2020г. "номер обезличен" об отсутствии причинно-следственной связи между общим физическим состоянием многоквартирного дома и воздействием паводка, поскольку, как следует из выводов данного заключения, ограниченно-работоспособное состояние дома является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период эксплуатации здания.
Придя к заключению о наличии оснований для капитального ремонта многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, межведомственная комиссия вопреки требованиям п.п.42-44 Положения от 28.01.2006г. №47 приняла не все меры для полного и объективного обследования многоквартирного дома, не учла, что утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрено признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в то время как на основании противоречивых актов обследования отдельно от остальных помещений многоквартирного дома жилого помещения истца, столь же противоречивых заключений межведомственной комиссии и заключений специалистов администрация Усть-Рубахинского муниципального образования приняла обжалуемые постановления о проведении капитального ремонта многоквартирного дома. При этом не дала оценки противоречиям, содержащимся в технических заключениях, послуживших основанием для трёхкратного принятия такого решения.
Между тем из заключения строительно-технической экспертизы ООО «МНСЭ» усматривается, что наводнением многоквартирному дому причинены повреждения, характеризующие его состояние как аварийное и не пригодное для проживания.
Указанию в данном заключении строительно-технической экспертизы на наличие выявленных при инструментальном обследовании дома вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований ни межведомственной комиссией при вынесении обжалуемых заключений, ни администрацией Усть-Рубахинского муниципального образования при вынесении обжалуемых постановлений оценки не дано, что и привело к изданию ненормативных правовых актов, вызывающих сомнение в содержащихся в них выводах.
Ответчиками суду не представлено достоверных, относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы заключения строительно-технической экспертизы.
Обжалуемое постановление администрации Усть-Рубахинского муниципального образования вынесено на основании противоречащих одно другому актов обследования жилого помещения истца от 13.08.2019г. №258 и заключения межведомственной комиссии от 13.08.2019г. №188 об удовлетворительном техническом состоянии спорного жилого помещения и пригодности его для проживания и от 02.09.2019г. №258а и заключения межведомственной комиссии от 23.09.2019г. о выявлении оснований для признания жилого помещения истца подлежащим капитальному ремонту.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении межведомственной комиссией и администрацией Усть-Рубахинского муниципального образования установленного порядка признания спорного многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту, поэтому обжалуемые ненормативные правовые акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Соответственно, обжалуемые постановления администрации Усть-Рубахинского муниципального образования о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, принятое на основании, в том числе, заключений межведомственной комиссии, принятых с нарушением установленного порядка, подлежат признанию их незаконными.
Судом установлено, что истец в установленном порядке обращался в межведомственную комиссию с заявлением об обследовании многоквартирного дома и составлении заключения о его состоянии, а межведомственная комиссия несколько раз провела обследование дома с нарушением установленного Положением от 28.01.2006г. №47 порядка, суд считает необходимым обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование многоквартирного жилого дома и принять решение по результату обследования.
Отказывая в удовлетворении иска в части признания за истцом права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок, суд принимает во внимание, что в период разрешения спора доказательства утраты истцом жилого помещения в результате стихийного бедствия отсутствуют, соответственно, иск о признании за ним права на соответствующую социальную выплату удовлетворению не подлежит.
Поскольку иск рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, то к требованию министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о применении к иску в части признания незаконными ненормативных правовых актов подлежат применению нормы ст.ст.196, 199 ГК РФ, установленный которыми срок для обжалования ненормативных правовых актов в период обращения в суд с иском не истёк, следовательно, требование о применении к иску в этой части срока исковой давности удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о применении срока исковой давности к иску Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования о признании незаконными заключений межведомственной комиссии от 13.08.2019г. "номер обезличен", от 23.09.2019г. "номер обезличен", от 31.10.2019г. и от 08.06.2020г. "номер обезличен" о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес обезличен> подлежащим капитальному ремонту, а также постановлений администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 23.09.2019г. "номер обезличен", от 06.11.2019г. "номер обезличен" в части п.2 и от 18.06.2020г. "номер обезличен" о признании многоквартирного дома <адрес обезличен> подлежащим капитальному ремонту отказать.
Иск Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными ненормативных правовых актов, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия жилого помещения удовлетворить частично.
Иск Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов удовлетворить.
Признать незаконными заключения межведомственной комиссии от 13.08.2019г. "номер обезличен", от 23.09.2019г. "номер обезличен"а, от 31.10.2019г. и от 08.06.2020г. "номер обезличен" о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес обезличен> подлежащим капитальному ремонту, а также постановлений администрации Усть-Рубахинского муниципального образования от 23.09.2019г. "номер обезличен", от 06.11.2019г. "номер обезличен" в части п.2 и от 18.06.2020г. "номер обезличен" о признании многоквартирного дома <адрес обезличен> <адрес обезличен> подлежащим капитальному ремонту.
Обязать администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого дома "номер обезличен", расположенного на <адрес обезличен>, и принять по нему решение.
В удовлетворении иска Жученко Н.Г. к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования, Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия жилого помещения отказать.
В удовлетворении заявления об обращении решения к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2020г.
Председательствующий судья Китюх В.В.