Решение по делу № 33-6640/2024 от 03.07.2024

    Судья Баканова О.А.                                       УИД 38RS0032-01-2023-005458-09

    Судья-докладчик Кислицына С.В.                № 33-6640/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 августа 2024 г.                                                           г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Алсыковой Т.Д.,

судей Кислицыной С.В., Яматиной Е.Н.

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-227/2024 по иску Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к <ФИО1>, <ФИО2>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <ФИО3>, <ФИО4>, Администрации г. Иркутска, <ФИО5>, <ФИО6> о понуждении исполнить обязательства по сохранению, содержанию, использованию объекта культурного наследия,

по апелляционной жалобе <ФИО6>

по апелляционной жалобе представителя <ФИО6><К.>

по апелляционной жалобе <ФИО2>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <ФИО3>

по апелляционной жалобе <ФИО4>

по апелляционной жалобе представителя <ФИО1><К.>

по апелляционной жалобе администрации города Иркутска в лице представителя <С.>

по апелляционной жалобе <ФИО5>

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 апреля 2024 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование уточненных исковых требований указано, что здание, расположенное по адресу: <адрес изъят>, является выявленным объектом культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв. Приказом Службы от <дата изъята>. <номер изъят> выявленный объект культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв., расположенный по адресу: <адрес изъят>, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля), утверждены границы и режим использования территории ОКН. В состав ОКН входят объекты недвижимости: здание с кадастровым номером: <номер изъят>: правообладатели <ФИО5>, <ФИО2>, несовершеннолетний <ФИО3>; здание с кадастровым номером: <номер изъят>: правообладатели <ФИО1>, <ФИО4>, Администрация г. Иркутска, <ФИО6> До настоящего времени правообладателями ОКН не представлен в Службу проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий в отношении ОКН. Консервация ОКН, которому угрожает быстрое разрушение, не проведена. В соответствии с актом наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) Службы от 09.07.2023 установлено, что правообладателями ОКН мероприятия по сохранению ОКН не выполняются, в связи с чем правообладателям объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 28.07.2023 <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят>. Акты наблюдения за соблюдением обязательных требований проводились неоднократно с 2019 г., собственникам направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Со стороны собственников на сегодняшний день обязательства по сохранению, содержанию и использованию ОКН не исполняются, в Службу за получением задания, разрешения на проведение работ не обращались.

Истец просил суд возложить на <ФИО5>, <ФИО2>, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <ФИО3>, обязанность исполнить в натуре обязательства по сохранению, содержанию, использованию объекта культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХ в., расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, а именно: обеспечить разработку проекта первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий и представить на рассмотрение в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; выполнить первоочередные, противоаварийные и консервационные мероприятия на основании разрешения на проведение работ, выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области и в соответствии с разработанным проектом, рассмотренным Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования) в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, и представить проектную документацию вместе с актом государственной историко-культурной экспертизы в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с согласованной в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области научно-проектной документацией в течение тридцати шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на <ФИО1>, <ФИО4>, Администрацию г. Иркутска, <ФИО6> обязанность исполнить в натуре обязательства по сохранению, содержанию, использованию объекта культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв., расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, а именно: обеспечить разработку проекта первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий и представить на рассмотрение в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; выполнить первоочередные, противоаварийные и консервационные мероприятия на основании разрешения на проведение работ, выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области и в соответствии с разработанным проектом, рассмотренным Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования) в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, и представить проектную документацию вместе с актом государственной историко-культурной экспертизы в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с согласованной в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области научно-проектной документацией в течение тридцати шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обжалуемым решением суда исковые требования Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к <ФИО1>, <ФИО2>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <ФИО3>, <ФИО4>, Администрации г. Иркутска, <ФИО5>, <ФИО6> о понуждении исполнить обязательства по сохранению, содержанию, использованию объекта культурного наследия удовлетворены.

В апелляционной жалобе <ФИО6> просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материально права, регулирующие отношения по охране объектов культурного наследия. Полагает, что условия охранного обязательства должна исполнять администрация г. Иркутска, как собственник спорного объекта, которая длительное время уклонялась от своих обязанностей. Указывает, что истцом не соблюден досудебный порядок спора. Кроме того, вынесенное решение суда не исполнимо, не обеспечивает сохранение объектов культурного наследия, не ликвидирует аварийность пристроя, а является кабальным. Поскольку реконструкция деревянного дома, которому более 50 лет, не может осуществляться без полного демонтажа строения и возведения нового строения.

В апелляционной жалобе <ФИО2> просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материально права, регулирующие отношения по охране объектов культурного наследия, не установлены все необходимые для разрешения спора обстоятельства. Спорный объект культурного наследия находится в муниципальной собственности, у суда первой инстанции не имелись законные основания о возложении охранных обязанностей на ответчиков.

В апелляционной жалобе <ФИО4> просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов указывает, что суд не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку с 25.03.2024 заявитель не являлась собственником квартиры по адресу: <адрес изъят>.

В апелляционной жалобе представитель <ФИО6><К.> просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным. Заявитель полагает, что жильцы спорного объекта не являются ненадлежащими ответчиками по делу, именно <ФИО6> квартира куплена по договору купли-продажи от <дата изъята> задолго до включения дома в состав объектов культурного наследия, каких-либо обязательств по сохранению объекта культурного наследия она на себя не принимала. Указанные обязательства должна нести администрация г. Иркутска в лице соответствующих структур и управляющая компания, которая не была привлечена к участию в деле. Обязанность по содержанию ОКН лежит на государственных органах, и не может быть возложена на физических лиц, проживающих в нем.

В апелляционной жалобе <ФИО1> просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, у суда первой инстанции не имелись законные основания о возложении охранных обязанностей на ответчиков.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение. В обоснование доводов выражает несогласие со сроками исполнения решения суда, считая, что реальный срок по выполнению первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий составляет не менее одного года.

В апелляционной жалобе <ФИО5> просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований, суд неверно применил нормы материального права, не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что условия охранного обязательства должны исполняться администрацией г. Иркутска.

Относительно апелляционных жалоб от представителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области поступили письменные пояснения.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад по делу, выслушав объяснения ответчиков <ФИО2>, <ФИО1>, <ФИО4>, <ФИО6>, представителя ответчиков <К.>, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей истца <М.> и <А.>, возражавших по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с пп. 6 п. 6 ст. 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее – ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002) должностные лица органа охраны объектов культурного наследия вправе предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В силу п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 6 указанного закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 целью государственной охраны объектов культурного наследия является предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения внешнего облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

Сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-Ф3).

Положения ст. 40 Закона об объектах культурного наследия, в понятие сохранение объекта культурного наследия включается также и реставрационные работы по восстановлению утраченных ценных элементов, и с учетом положения ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, обязанность по сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия, лежит на собственнике данного объекта, независимо от давности его приобретения.

Таким образом, ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 предусмотрено сохранение объекта культурного наследия в том виде, в котором он был выявлен.

В соответствии со ст. 41 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002.

Согласно положениям статьи 47.1 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Пунктами 2 - 3 статьи 47.6 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, охранным обязательством устанавливаются следующие требования:

1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;

2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;

3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;

4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 при содержании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, собственник обязан безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно преамбулы ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 47.3, абз. 3 п. 11 ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 обязанность по выполнению вышеуказанных мероприятий возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

Согласно положениям ч. 1 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 2.1) выполнять не затрагивающие предмета охраны работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 56.1 настоящего Федерального закона; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 3.1) выполнять работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся выявленным объектом культурного наследия, объектом культурного наследия, включенным в реестр, предмет охраны которого не определен, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 56.1 настоящего Федерального закона, при условии, что такие работы не изменяют облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера этого многоквартирного дома; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 40 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются, в том числе региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия, регламентированы ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ, в том числе предусмотрено, что лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что здание по адресу: <адрес изъят>, является выявленным объектом культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв., состоящим в Перечне выявленных объектов культурного наследия, утвержденном Приказом Службы от <дата изъята> <номер изъят>.

В представленных в материалы дела охранного обязательства <номер изъят> от 30.10.2013, выданного <ФИО1>, акта технического состояния памятника от 21.10.2013, охранного обязательства <номер изъят> от 21.03.2014, выданного <ФИО2>, акта технического состояния памятника от 04.03.2014, охранного обязательства <номер изъят> от 21.03.2014, выданного <ФИО3>, акта технического состояния памятника от 04.03.2014 отражены границы территории объекта культурного наследия, перечень координат поворотных точек границ территории объекта культурного значения, режим использования территории объекта культурного значения, предметы охраны объекта культурного наследия, установлены состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ в отношении указанного объекта культурного наследия.

Согласно заключению МУП «БТИ г. Иркутска» от 19.12.2023 по адресу <адрес изъят>, находятся следующие объекты:

жилой дом с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 42, 2 кв.м., состоящий из жилых помещений: <адрес изъят> общей площадью 24, 5 кв.м., и <адрес изъят> общей площадью 16, 7 кв.м.

жилой дом с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 201, 7 кв.м., состоящий из жилых помещений: <адрес изъят> общей площадью 43, 7 кв.м., <адрес изъят> общей площадью 54, 7 кв.м., <адрес изъят> общей площадью 33,6 кв.м., <адрес изъят> общей площадью 69, 7 кв.м.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 08.08.2023, от 21.12.2023, информации ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 01.12.2023, карты реестра муниципального имущества <номер изъят> судом первой инстанции установлено, что собственниками жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 16, 7 кв. м. являются <ФИО2>, <ФИО3> (по ? доли в праве собственности); собственником жилого помещения по адресу <адрес изъят>, площадью 24, 5 кв. м., является <ФИО5>; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 33, 6 кв.м., является <ФИО6>; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 54, 7 кв.м., является муниципальное образование г. Иркутск; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 43, 7 кв.м., является <ФИО1>; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 69, 7 кв.м., является <ФИО4>

30.07.2019 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на основании Задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия от <дата изъята> <номер изъят> произведен визуальный осмотр выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв., расположенного по адресу: <адрес изъят>, установлено техническое состояние объекта, неудовлетворительное, аварийное. Составлен перечень работ по сохранению объекта культурного наследия и установлены сроки их выполнения: противоаварийные мероприятия – подготовка документации – 6 месяцев, проведение работ – 12 месяцев; научно – исследовательские и изыскательские работы по сохранению объекта культурного наследия – не установлены; содержание, использование и ремонт объекта культурного наследия – постоянно.

14.08.2019 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в адрес Администрации г. Иркутска направлено требование о принятии мер, о выполнении противоаварийных мероприятий в отношении объекта культурного наследия.

08.06.2022 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на основании Задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования произведен визуальный осмотр выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв., расположенного по адресу: <адрес изъят>, установлено техническое состояние объекта, выявлены признаки нарушения состояния объекта культурного наследия: не обеспечена сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия в результате пожара, часть оконных проемов заменены на пластиковые, с главного фасада здания размещена телевизионная тарелка, пристрой (флигель) отошел от основного строения. 08.06.2022 Службой составлен протокол осмотра.

18.07.2022 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на основании Задания <номер изъят> на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования составлен Акт наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

Как следует из указанного Акта наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) от 18.07.2022, на сегодняшний день обязательства в области сохранения, использования и популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями охранных обязательств не исполнены; собственниками не выполнены обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия; принято решение выдать собственникам предостережения.

04.08.2022 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области <ФИО4> выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер изъят>, предложено принять меры; 04.08.2022 <ФИО1> выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер изъят>, предложено принять меры; 04.08.2022 Администрации г. Иркутска выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер изъят>, предложено принять меры.

16.06.2023 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на основании Задания <номер изъят> от 16.06.2023 на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования составлен Акт выездного обследования, протокол осмотра, в которых зафиксировано техническое состояние объекта: декоративные элементы наличников имеют повреждения либо утрачены, к боковому юго-восточному фасаду основного объема примыкает пониженный двухэтажный прируб под двускатной крышей с крыльцом по продольной стороне под односкатным навесом, используемый для входа в помещения, прируб накренился от здания в сторону юго – востока и имеет отклонения по вертикали на расстояние допускающее попадание атмосферных осадков, стена прируба подперта двумя балками, оконные арочные проемы в уровне второго этажа прируба закрыты фанерой, поздними рамами, со стороны главного фасада смонтирована телевизионная тарелка.

Как следует из Акта наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) от 09.07.2023 работы на объекте с учетом ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ не проводились, не обеспечена сохранность объекта культурного наследия, в связи с несоблюдением требований к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия; принято решение об объявлении предостережений собственникам; по истечении срока направления возражений на предостережения обратиться в суд с иском о понуждении исполнить обязательства в натуре.

28.07.2023 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области <ФИО4> выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер изъят>, предложено принять меры; 28.07.2023 <ФИО2> выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер изъят>, предложено принять меры; 06.07.2023 Администрации г. Иркутска выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер изъят>, предложено принять меры; 28.07.2023 <ФИО1> выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <номер изъят>, предложено принять меры.

Вместе с тем, ответчиками суду первой инстанции не представлено доказательств выполнения требований Федерального закона № 73-ФЗ, охранных обязательств, а также предостережений Службы о недопустимости нарушения обязательных требований при использовании выявленного объекта культурного наследия (данные изъяты), 1890 г.г. – нач. ХХв., расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Установив, что несмотря на многократно проводимую Службой работу с собственниками жилых помещений, расположенных в объекте культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв., по адресу: <адрес изъят>, ответчики свои обязанности, предусмотренные пп. 1 п. 3 ст. 47.2, ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, не исполняют, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчиков обязанности организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия <данные изъяты>, 1890 г.г. – нач. ХХв., расположенного по адресу: <адрес изъят>, а именно: обеспечить разработку проекта первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий и представить на рассмотрение в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий; выполнить первоочередные, противоаварийные и консервационные мероприятия на основании разрешения на проведение работ, выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области и в соответствии с разработанным проектом, рассмотренным Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области; обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования) в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, и представить проектную документацию вместе с актом государственной историко-культурной экспертизы в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с согласованной в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области научно-проектной документацией.

Отклоняя доводы представителя ответчика Администрации г. Иркутска по доверенности <С.> относительно того, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, суд исходил из того, что поскольку в силу ст. 210 ГК РФ и положений ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 обязанность по сохранению объекта культурного наследия возложена на собственника, собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 54, 7 кв.м., является муниципальное образование г. Иркутск, что подтверждено картой реестра муниципального имущества.

Также отклоняя доводы ответчиков относительно того, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, постановлением Администрации г. Иркутска признан аварийным и подлежащим реконструкции, суд первой инстанции указал, что обязанность по сохранению объекта культурного наследия возложена на собственников в силу требований ФЗ № 73-Ф3.

Принимая во внимание то обстоятельство, что для исполнения решения суда об исполнении ответчиками обязанности в виде организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения требуется соблюдение процедуры, установленной положениями ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, суд определил следующие сроки, в течение которых решение суда подлежит исполнению: обеспечить разработку проекта первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий и представить на рассмотрение в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; выполнить первоочередные, противоаварийные и консервационные мероприятия на основании разрешения на проведение работ, выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области и в соответствии с разработанным проектом, рассмотренным Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования) в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, и представить проектную документацию вместе с актом государственной историко-культурной экспертизы в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с согласованной в Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области научно-проектной документацией в течение тридцати шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, пп. 1 и 3, п. 3 ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 закреплено, что собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия обязан: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002.

Поскольку судом первой инстанции установлено, что собственниками жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 16, 7 кв. м. являются <ФИО2>, <ФИО3> (по ? доли в праве собственности); собственником жилого помещения по адресу <адрес изъят>, площадью 24, 5 кв. м., является <ФИО5>; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 33, 6 кв.м., является <ФИО6>; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 54, 7 кв.м., является муниципальное образование г. Иркутск; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 43, 7 кв.м., является <ФИО1>; собственником жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, площадью 69, 7 кв.м., является <ФИО4>, судом обоснованно удовлетворены заявленные истцом требования к ответчикам.

Доводы апелляционной жалобы ответчика <ФИО4> о том, что с 25.03.2024 апеллянт не является собственником квартиры по адресу: <адрес изъят>, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

На дату подачи искового заявления (23.10.2023) <ФИО4> была собственником указанного объекта недвижимости, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН.

Согласно ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Из представленной апеллянтом выписке из ЕГРН следует, что с 20.03.2024 право собственности на объект недвижимости, расположенной по адресу: <адрес изъят>, зарегистрировано на <Р.> Поскольку переход права собственности был произведен в период рассмотрения данного гражданского дела, новый собственник вышеуказанного объекта недвижимости принимает на себя обязанности право предшественника, кем является <ФИО4>, в связи с произошедшим материальным правопреемством.

Судебная коллегия отмечает, что обязанность соблюдения п. 1 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 законом возложена на собственника и при приобретении прав в отношении объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя все обязательства по сохранению объекта, в том числе по приведению внешнего вида объекта в соответствие с установленным предметом охраны.

Вопреки доводам апелляционных жалоб <ФИО5>, <ФИО2>, актом государственной историко-культурной экспертизы от 31.01.2023 здание, расположенное по адресу: <адрес изъят>, внесено в список памятников и рекомендован к государственной охране.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пп. 1 и 8 п. 1 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

На основании п. 11 ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Выявленный объект культурного наследия внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области, утвержденный Приказом Службы от 14.02.2017 № 18-спр, следовательно, суд первой инстанции сделал справедливый вывод о том, что обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия должна быть возложена на ответчиков, которые являются собственниками квартир, расположенных в объекте культурного наследия.

Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы о невозможности совершения возложенных на ответчиков действий в установленный судом срок, поскольку в жалобе ответчики ссылаются на предельные процедурные сроки по заключению контрактов, в то время, как ограничений на получение услуг в более короткие сроки не имеется. Кроме того, ответчики не лишены возможности просить о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда в порядке, установленном ст. 203 ГПК РФ в случае, если в установленный законом срок обязательство не может быть исполнено.

Судом первой инстанции, по существу, правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами. Выводы суда основаны на материалах дела.

В целом доводы апелляционных жалоб заявителей повторно излагают позицию, являвшуюся предметом рассмотрения суда первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда по существу спора и содержат субъективную оценку фактических обстоятельств дела и толкование норм материального права авторами жалоб, нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием к отмене решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 апреля 2024 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                             Т.Д. Алсыкова

Судьи                                                                                                     С.В. Кислицына

                                                                                                    Е.Н. Яматина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.08.2024

33-6640/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области
Ответчики
Долгушина Ксения Александровна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Тринько Ярослава Игоревича
Полищук Любовь Николаевна
Рудевич Галина Григорьевна
Манукян Самсон Ванович
Администрация г.Иркутска
Тринько Ярослав Игоревич
Сафонова Елена Викторовна
Другие
Максимова Ирина Владимировна
Комитет по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
03.07.2024Передача дела судье
24.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024Передано в экспедицию
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее