Дело № 5-45/2020
УИД 41RS0001-01-2020-000685-37
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«12» февраля 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Ростелеком», юридический адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, адрес Камчатского филиала Публичного акционерного общества «Ростелеком»: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 9, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767, поставленного на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу 25 июля 2006 года, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее по тексту – ПАО «Ростелеком», Общество), при осуществлении своей коммерческой деятельности по адресу нахождения Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Владивостокская, д. 9, в лице директора Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» ФИО4, действующего на основании доверенности № 0806/29/48-18 от 28 декабря 2018 года, 22 мая 2019 года заключило договор на выполнение работ с гражданином Украины ФИО9 вместе с тем в течение трех рабочих дней с даты заключения договора не уведомило УВМ УМВД России по Камчатскому краю о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, что с 28 мая 2019 года, повлекло нарушение требований: ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 Приложения № 15 к приказу МВД России от 10 января 2018 года № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (действующего на момент совершения административного правонарушения).
Законный представитель ПАО «Ростелеком» о времени и месте рассмотрения дела извещался, в суд не явился.
Защитник ФИО5 вину юридического лица признала. Дополнительно пояснила, что необходимо было подавать уведомление о привлечении иностранного гражданина, узнали в процессе возбуждения настоящего дела и проведении административного расследования.
Гражданин Украины ФИО10 являлся участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ. В упрощенной форме получил гражданство РФ.
Действительно 22 мая 2019 года с данным гражданином был заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг по оказанию услуг технической и информационной помощи. ФИО2 ФИО11 не входил в штат организации, привлекался по необходимости, оплата производилась по результатам отчета перечислением денежных средств на банковскую карту.
С учетом того, что никаких негативных последствий от совершения данного правонарушения не поступило, отсутствие угрозы и правовых последствий, совершение правонарушения впервые, с учетом характера совершенного правонарушения, признания вины, просила суд прекратить производство по делу в связи с малозначительностью В том случае. Если суд сочтет Общество виновным. Просила при назначении наказания применить положение ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, назначив административный штраф ниже низшего предела.
Выслушав защитника ФИО5, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Согласно п. 2 Приложения № 15 к приказу МВД России от 10 января 2018 года № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора, срок подачи уведомления исчисляется со следующего дня с даты заключения (расторжения) соответствующего договора.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях указанной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
24 декабря 2019 года временно исполняющим обязанности инспектора по особым поручениям ОИК УВМ УМВД России по Камчатскому краю в отношении ПАО «Ростелеком» было вынесено определение № 26/0827/19 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено проведение административного расследования (л.д. 2-4).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, послужил факт непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно рапорту начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю от 25 ноября 2019 года, в ходе служебной деятельности установлено, что ПАО «Ростелеком» в лице исполняющего обязанности директора Камчатского филиала ПАО Ростелеком ФИО4, действующего на основании доверенности № 0806/29/48-18 от 28 декабря 2018 года, 22 мая 2019 года заключило трудовой договор с гражданином Украины ФИО12, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, зарегистрированном по месту жительства в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Максутова, д. 38, кв. 6, на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации № 117/2019/41 выданного 16 мая 2019 года УМВД России по Камчатскому краю сроком до 16 мая 2022 года. Проведенной проверкой по учетам ППО «Территория» установлено, что ПАО «Ростелеком» в нарушение требований ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 Приложения № 15 к приказу МВД России от 10 января 2018 года № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» не подано уведомление о заключении трудового договора с гражданином Украины ФИО13 (л.д. 1).
В ходе административного расследования, в отношении ПАО «Ростелеком», было установлено следующее:
Согласно трудовому договору № 87800-ДОГ/0806-19 от 22 мая 2019 года ПАО «Ростелеком» в лице исполняющего обязанности директора Камчатского филиала ПАО Ростелеком ФИО4, действующего на основании доверенности № 0806/29/48-18 от 28 декабря 2018 года, 22 мая 2019 года заключило трудовой договор с гражданином Украины Калина С.В., имеющего паспорт гражданина Украины № выдан ДД.ММ.ГГГГ, в силу которого, ФИО14 обязался за вознаграждение совершать по поручению ПАО «Ростелеком» юридические и иные действия, указанные в п. 2.3 указанного договора (л.д. 34-39).
Факт того, что ФИО2 С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Украины, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и зарегистрированным по месту жительства в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Максутова, д. 38, кв. 6, на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации № 117/2019/41, выданного 16 мая 2019 года УМВД России по Камчатскому краю сроком до 16 мая 2022 года, подтверждается данными базы данных СПО «Мигрант-1».
Таким образом, на момент заключения договора Калина С.В. являлся гражданином Украины.
Следовательно, ПАО «Ростелеком» заключив 22 мая 2019 года договор на выполнение работ(услуг) с гражданином Украины ФИО15 в соответствии с действующим законодательством должно было в течение трех рабочих дней с даты заключения указанного договора (по 27 мая 2019 года), уведомить об этом УВМ УМВД России по Камчатскому краю, вместе с тем, указанное уведомление в адрес Управление по вопросам миграции направлено не было, что с 28 мая 2019 года повлекло нарушение ПАО «Ростелеком» требований: ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 Приложения № 15 к приказу МВД России от 10 января 2018 года № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
По итогам проведенного административного расследования в отношении ПАО «Ростелеком» 24 января 2020 года был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представитель ПАО «Ростелеком» ФИО5 с протоколом ознакомлена, замечаний по его содержанию не указала (л.д. 234).
Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, считаю вину ПАО «Ростелеком» в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирую его действия по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях – не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
При этом не могут являться основанием для освобождения ПАО «Ростелеком» от обязанности подать уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином доводы директора Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» ФИО6 о том, что ПАО «Ростелеком» по месту деятельности Камчатского филиала уведомление о заключении гражданско-правового договора № 87800-ДОГ/0806-19 от 22 мая 2019 года на выполнение работ с физическим лицом ФИО16 являвшимся в тот момент гражданином Украины, в Управление Федеральной миграционной службы по Камчатскому краю не направляло по тому как, гражданин Украины ФИО17 является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию, что подтверждается Свидетельством №, выданным ему ДД.ММ.ГГГГ Генеральным консульством России в г Харькове, дата окончания срока действия которого 03 декабря 2021 года. При этом, ФИО2 С.В. прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, что освобождает его от получения разрешения на работу в силу прямого указания закона. В связи с чем, не имелось одновременно двух необходимых условий: «безвизовый» иностранец и иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ), следовательно, обязанность ПАО «Ростелеком» для подачи уведомления в территориальный орган ФМС России в отношении ФИО18 не возникла.
Указанный довод основан на положениях п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, вместе с тем, ст. 13.1 указанного Федерального закона с 01 января 2015 года утратила свою силу.
В свою очередь требования ч. 8 ст. 13 Федеральный закон № 115-ФЗ и п. 2 Приложения № 15 к приказу МВД России от 10 января 2018 года № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» обязывают работодателя или заказчика работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
При этом указанные нормы действующего законодательства не делают исключения для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Поскольку на момент заключения договора, ФИО2 ФИО19 являлся гражданином Украины, ПАО «Ростелеком», как работодатель обязано было в течении трех рабочих дней с даты заключения договора уведомить УВМ УМВД России по Камчатскому краю о заключении такого договора с иностранным гражданином, чего ПАО «Ростелеком» сделано не было, что с 28 мая 2019 года, повлекло нарушение требований: ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 Приложения № 15 к приказу МВД России от 10 января 2018 года № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (действующего на момент совершения административного правонарушения), нарушение которых образуют объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также не является состоятельным довод защитника о том, что ФИО2 ФИО20 был привлечен Исполнителем на основании договора на выполнение работ (услуг), т.е. гражданско-правового, поскольку как следует из диспозиции части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, обязанность по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, возложена и в случае заключения с иностранным гражданином ни только трудового договора, но и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Иных доводов влекущих освобождение ПАО «Ростелеком» от административной ответственности, суду не представлено.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких либо независящих от ПАО «Ростелеком» обстоятельств, не позволяющих ему уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о расторжении трудового договора с иностранным гражданином в установленный действующим законодательством срок, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Согласно сведений из ЕГРЮЛ по состоянию на 24 декабря 2019 года ПАО «Ростелеком» является действующим самостоятельным юридическим лицом, руководство деятельностью которого осуществляет президент ФИО7 (л.д. 99-230).
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль над деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельством, смягчающим ответственность ПАО «Ростелеком», согласно статье 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаю совершение административного правонарушения впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Ростелеком», в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Следовательно, сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, а значит, в протоколе об административном правонарушении должно следовать указание на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении в отношении ПАО «Ростелеком» отсутствует указание на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, учитывая, что по характеру административного воздействия на юридических лиц, административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю, что достаточных оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.
Также не усматриваю оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, поскольку признать малозначительным административное правонарушение за нарушение законодательства в сфере миграции, основания отсутствуют.
Само по себе отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения с формальным составом не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения. В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба.
Совершенное Обществом правонарушение посягает на обеспечение режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, в связи с чем нарушение требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований полагать, что совершенное ПАО «Ростелеком» административное правонарушение является малозначительным.
При решении вопроса о назначении административного наказания, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные об Обществе, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений прихожу к выводу о возможности назначения ПАО «Ростелеком» административное наказание в виде административного штрафа.
Вместе с тем, исходя из положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, факта совершения обществом административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, наличие смягчающих обстоятельств, считаю возможным назначить Обществу административный штраф менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Публичное акционерное общество «Ростелеком» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в сумме 200000 (двести тысяч) рублей.
Копию постановления направить в ОИК УВМ УМВД России по Камчатскому краю.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: ИНН получателя: 4101123158 КПП получателя: 410101001 Наименование получателя: УФК по Камчатскому краю (УМВД России по Камчатскому краю) Реквизиты счета получателя: 40101810905070010003 Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. П - Камчатский. БИК банка: 043002001 Код ОКТМО: 307010000 Код бюджетной классификации: 188 11601181019000 140 УИН 18891419990019417008