Решение по делу № 2-998/2024 от 26.08.2024

№ 2-998/2024

61RS0053-01-2024-001030-78

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 октября 2024 года г. Семикаракорск РО

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Шорстовой С.В.,

при секретаре судебного заседания Краснопёровой А.А.,

с участием помощника прокурора Семикаракорского района Ростовской области Мещанинова А.М., представителя ответчика ГБУСОН Ростовской области «Семикаракорский ДИПИ» Гавриленко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Семикаракорского районного суда Ростовской области по адресу: 346630, Ростовская область, г.Семикаракорск, ул. Калинина, дом 5, гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» об обязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Семикаракорского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Семикаракорский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» об обязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 05.09.2023 года № 144/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите населения», а также по итогам проверки доводов обращения ФИО2 (ВО-14246-24), ФИО3 (ВО-14258-24), ФИО4 (ВО-14247-24), ФИО5 (ВО-14257-24) в деятельности ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» выявлены нарушения социальных прав граждан.

По результатам проведенной проверки установлено, что вопреки требованиям ч.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», абз. 3,4 п. 6.3.3, п.6.3.9СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года N 904/пр." в помещениях ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», в которых расположены санузлы, отсутствуют стационарные и откидные опорные поручни, унитазы, не имеют опору для спины, не оборудованы атематической системой смыва или кнопочным управлением. Указанные нарушения отражены в акте проверки и в акте осмотра от 03.07.2024 года.

Также проверкой было установлено, что средняя температура в помещениях жилого комплекса ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»в период с 05.06.2024 года по 19.06.2024 года составляла 29-30 градусов, что также отражено в журнале учета температурного режима ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ».

02.07.2024 года в адрес директора ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

До настоящего времени требования прокурора, отраженные в представлении от 02.07.2024 года №7-17-2024 ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» не исполнены.

По мнению прокурора, вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья социально уязвимой категории граждан, постоянно проживающих в ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ».

Прокурорпросит суд обязать ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»оборудовать санитарно-бытовые помещения, а также находящиеся в них унитазы в количестве 11 штук в соответствии с абз.3,4 п.6.3.3, п.6.3.9 СП 59.13330.2020, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» привести температурный режим в теплый период года в помещениях жилого комплекса ГБУСОН Ростовской области «Семикаракорский ДИПИ» в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Семикаракорского района Ростовской области Мещанинов А.М., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» Гавриленко С.В. в судебномзаседаниитребования прокурора призналачастично, и пояснила, что для устранения нарушений необходимо увеличить его срок, поскольку указанные прокурором в представлении, сроки не выполнимы. На 2025 год ею подана заявка о выделении средств из областного бюджета на приобретение унитазов и поручней, также подана заявка о выделении денежных средств на проведение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения здания.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика,исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд считает исковые требования, подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании абз.абз. 1, 2 ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третий лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

По смыслу взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 года № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция ООН "О правах инвалидов", которая вступила в силу для России 25.10.2012 года.

Согласно ст. 9 указанной Конвенции, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельскихрайонах.

В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Указанным Федеральным законом определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.

Областной закон Ростовской области от 05.07.2013 года № 1115-ЗС "Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур" определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения (ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно п. 3 ст. 2ГрК РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

На основании п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Учитывая,вышеизложенное, дом для проживания пенсионеров и инвалидов, эксплуатируемый ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», относится к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 4, 6, 46ГрК РФ, ст. 7, 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 года № 4 "О национальных стандартах РФ" нормы СНиП, СП являются обязательными к применению.

Положения указанных выше норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденные Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" установлены специальные требования к оптимальным и допустимые нормы параметров микроклимата в обслуживаемой зоне (зоне обитания) помещений жилых зданий и общежитий в стационарных организациях социального обслуживания.

Суд установил, чтово исполнение приказа прокурора Ростовской области от 05.09.2023 года № 144/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите населения», прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области проведена проверка деятельности ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ».

Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения:

- в нарушение абз. 3, 4 п. 6.3.3, п.6.3.9 СП 59.13330.2020 в санузлах отсутствует стационарные и откидные опорные поручни, унитазы, не имеют опору для спины, не оборудованы автоматической системой смыва или кнопочным управлением.

Таким образом, в ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Кроме того, ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»выявлены нарушения требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2, согласно которому максимально допустимая температура воздуха в теплый период года в жилой комнате составляет 20-28 градусов.

Вопреки требованиям указанного постановления средняя температура в помещениях жилого комплекса ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» в период с 05.06.2024 года по 19.06.2024 года составляла 29-30 градусов.

02.07.2024 года прокурором района в адрес директора ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» по всем вышеперечисленным нарушениям вносилось представление №7-17-2024 об устранении нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан, требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представителем ответчика ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»было указано напринятие мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства.

Согласно представленнымответчиком ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», в материалы дела документам, на момент рассмотрения дела ведется работа по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт систем электроснабжения здания ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» и согласовывается выделение денежных средств из областного бюджета в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда».

Обращение прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и избранный способ защиты гражданских прав не противоречат требованиям ст.45 ГПК РФ и ст. 12 ГК РФ.

Указанные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора Семикаракорского района Ростовской области, обратившегося в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» об исполнении санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан, обоснованными, а исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Суд считает, что исполнение выявленных нарушений требует значительных временных затрат, в связи с особенностями бюджетного процесса (выделение денежных средств из областного бюджета), осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (с соблюдением порядка и сроков проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, соблюдение процедуры определение подрядчика для выполнения ремонта), в связи с чем, установить срок для исполнения решения с учетом разумности, что позволит ответчику надлежащим образом исполнить решение суда, исполнение которого требует значительных временных затрат.

На основании изложенного ируководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, об обязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил,удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» оборудовать санитарно-бытовые помещения, а также находящиеся в них унитазы в количестве 11 штук в соответствии с абз.3,4 п.6.3.3, п.6.3.9 СП 59.13330.2020, в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» привести температурный режим в теплый период года в помещениях жилого комплекса ГБУСОН Ростовской области «Семикаракорский ДИПИ» в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 ноября 2024 года.

Судья Шорстова С.В.

№ 2-998/2024

61RS0053-01-2024-001030-78

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 октября 2024 года г. Семикаракорск РО

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Шорстовой С.В.,

при секретаре судебного заседания Краснопёровой А.А.,

с участием помощника прокурора Семикаракорского района Ростовской области Мещанинова А.М., представителя ответчика ГБУСОН Ростовской области «Семикаракорский ДИПИ» Гавриленко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Семикаракорского районного суда Ростовской области по адресу: 346630, Ростовская область, г.Семикаракорск, ул. Калинина, дом 5, гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» об обязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Семикаракорского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Семикаракорский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» об обязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 05.09.2023 года № 144/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите населения», а также по итогам проверки доводов обращения ФИО2 (ВО-14246-24), ФИО3 (ВО-14258-24), ФИО4 (ВО-14247-24), ФИО5 (ВО-14257-24) в деятельности ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» выявлены нарушения социальных прав граждан.

По результатам проведенной проверки установлено, что вопреки требованиям ч.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», абз. 3,4 п. 6.3.3, п.6.3.9СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года N 904/пр." в помещениях ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», в которых расположены санузлы, отсутствуют стационарные и откидные опорные поручни, унитазы, не имеют опору для спины, не оборудованы атематической системой смыва или кнопочным управлением. Указанные нарушения отражены в акте проверки и в акте осмотра от 03.07.2024 года.

Также проверкой было установлено, что средняя температура в помещениях жилого комплекса ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»в период с 05.06.2024 года по 19.06.2024 года составляла 29-30 градусов, что также отражено в журнале учета температурного режима ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ».

02.07.2024 года в адрес директора ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

До настоящего времени требования прокурора, отраженные в представлении от 02.07.2024 года №7-17-2024 ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» не исполнены.

По мнению прокурора, вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья социально уязвимой категории граждан, постоянно проживающих в ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ».

Прокурорпросит суд обязать ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»оборудовать санитарно-бытовые помещения, а также находящиеся в них унитазы в количестве 11 штук в соответствии с абз.3,4 п.6.3.3, п.6.3.9 СП 59.13330.2020, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» привести температурный режим в теплый период года в помещениях жилого комплекса ГБУСОН Ростовской области «Семикаракорский ДИПИ» в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Семикаракорского района Ростовской области Мещанинов А.М., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» Гавриленко С.В. в судебномзаседаниитребования прокурора призналачастично, и пояснила, что для устранения нарушений необходимо увеличить его срок, поскольку указанные прокурором в представлении, сроки не выполнимы. На 2025 год ею подана заявка о выделении средств из областного бюджета на приобретение унитазов и поручней, также подана заявка о выделении денежных средств на проведение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения здания.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика,исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд считает исковые требования, подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании абз.абз. 1, 2 ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третий лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

По смыслу взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 года № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция ООН "О правах инвалидов", которая вступила в силу для России 25.10.2012 года.

Согласно ст. 9 указанной Конвенции, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельскихрайонах.

В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Указанным Федеральным законом определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.

Областной закон Ростовской области от 05.07.2013 года № 1115-ЗС "Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур" определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения (ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно п. 3 ст. 2ГрК РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

На основании п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Учитывая,вышеизложенное, дом для проживания пенсионеров и инвалидов, эксплуатируемый ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», относится к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 4, 6, 46ГрК РФ, ст. 7, 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 года № 4 "О национальных стандартах РФ" нормы СНиП, СП являются обязательными к применению.

Положения указанных выше норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденные Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" установлены специальные требования к оптимальным и допустимые нормы параметров микроклимата в обслуживаемой зоне (зоне обитания) помещений жилых зданий и общежитий в стационарных организациях социального обслуживания.

Суд установил, чтово исполнение приказа прокурора Ростовской области от 05.09.2023 года № 144/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите населения», прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области проведена проверка деятельности ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ».

Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения:

- в нарушение абз. 3, 4 п. 6.3.3, п.6.3.9 СП 59.13330.2020 в санузлах отсутствует стационарные и откидные опорные поручни, унитазы, не имеют опору для спины, не оборудованы автоматической системой смыва или кнопочным управлением.

Таким образом, в ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Кроме того, ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»выявлены нарушения требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2, согласно которому максимально допустимая температура воздуха в теплый период года в жилой комнате составляет 20-28 градусов.

Вопреки требованиям указанного постановления средняя температура в помещениях жилого комплекса ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» в период с 05.06.2024 года по 19.06.2024 года составляла 29-30 градусов.

02.07.2024 года прокурором района в адрес директора ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» по всем вышеперечисленным нарушениям вносилось представление №7-17-2024 об устранении нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан, требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представителем ответчика ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ»было указано напринятие мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства.

Согласно представленнымответчиком ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ», в материалы дела документам, на момент рассмотрения дела ведется работа по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт систем электроснабжения здания ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» и согласовывается выделение денежных средств из областного бюджета в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда».

Обращение прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и избранный способ защиты гражданских прав не противоречат требованиям ст.45 ГПК РФ и ст. 12 ГК РФ.

Указанные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора Семикаракорского района Ростовской области, обратившегося в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУСОН РО «Семикаракорский ДИПИ» об исполнении санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан, обоснованными, а исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Суд считает, что исполнение выявленных нарушений требует значительных временных затрат, в связи с особенностями бюджетного процесса (выделение денежных средств из областного бюджета), осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (с соблюдением порядка и сроков проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, соблюдение процедуры определение подрядчика для выполнения ремонта), в связи с чем, установить срок для исполнения решения с учетом разумности, что позволит ответчику надлежащим образом исполнить решение суда, исполнение которого требует значительных временных затрат.

На основании изложенного ируководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, об обязанииустранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил,удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» оборудовать санитарно-бытовые помещения, а также находящиеся в них унитазы в количестве 11 штук в соответствии с абз.3,4 п.6.3.3, п.6.3.9 СП 59.13330.2020, в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов» привести температурный режим в теплый период года в помещениях жилого комплекса ГБУСОН Ростовской области «Семикаракорский ДИПИ» в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 ноября 2024 года.

Судья Шорстова С.В.

2-998/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Семикаракорского района
Ответчики
ГБУ социального обслуживания населения Семикаракорский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
Суд
Семикаракорский районный суд Ростовской области
Судья
Шорстова Светлана Валерьевна
Дело на странице суда
semikarakorsky.ros.sudrf.ru
26.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2024Передача материалов судье
28.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2024Подготовка дела (собеседование)
12.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
10.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее