К делу № 2-3448/2022
УИД:23RS0002-01-2022-005297-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район город Сочи 26 сентября 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Плотникову Юрию Анатольевичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к Плотникову Юрию Анатольевичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда. В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства. Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу. Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации. В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3, далее - ЗК РФ). В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности. Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности. На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации. Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее- ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств. Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 №. В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет. В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 05.02.2021, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу- курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации. Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером № частично располагается в пределах выдела 27 квартала 53 Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. Право собственности на данный участок 26.09.2016 зарегистрировано за ФИО5, 02.03.2017 на основании договора купли-продажи перешло к Плотникову Ю.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.01.2022. Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>, СДТ «Агат», уч. №. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.02.2021 №, в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе земельного участка. Основанием государственной регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером № послужил государственный акт№, изданный в соответствии с постановлением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 01.12.1992 №. Вместе с тем, данное постановление не является персонифицированным, что не позволяет определить круг физических лиц, которым предоставлены земельные участки. Сопроводительным письмом Центрального отдела г. Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.11.2021 № в прокуратуру предоставлены материалы, содержащиеся в государственном фонде данных в отношении садоводческого товарищества «Агат». Изучением представленных документов установлено, что в соответствии с решением исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от 08.07.1987 № Адлерскому грузовому автотранспортному предприятию согласован отвод земельного участка для размещения садоводческого товарищества «Агат» из земель Адлерского мехлесхоза (государственный лесной фонд), покрытых лесом на общей площади 12 Га. Наличие в границах отведенного садовому товариществу «Агат» участка леса первой группы подтверждается в том числе решением Сочинского городского исполнительного комитета от 18.11.1987 №, справкой к проекту решения горисполкома «Об отводе земель для коллективного садоводства», которыми принято распределение земель, отведенных из гослесфонда в соответствии с решением Адлерского райисполкома от 08.07.1987 №. В дальнейшем во исполнение вышеуказанного решения садовому товариществу «Агат» из земель, расположенных в районе Адлерского лесничества, в бессрочное и бесплатное пользование предоставлен земельный участок площадью 3,78 Га для организации коллективного садоводства, о чем выдан удостоверяющий государственный акт на право пользования землей №. Однако обозначенный государственный акт выдан вопреки ст. ст. 35, 85 Закона РСФСР от 01.07.1970 «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» (в ред. от 15.01.1988), ст. ст. 24, 25 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 № (в ред. от 25.04.1991), ст. 29 Закона РСФСР от 08.08.1978 «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» (в ред. от 18.01.1985), поскольку предоставление лесов первой группы, к которым отнесены леса национальных парков, в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, на период принятия вышеуказанных решений производилось в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров РСФСР. Отсутствие на момент отвода земельного участка постановления Совета Министров РСФСР, принятого в порядке п. п. 7-10 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного Советом Министров РСФСР от 22.03.1974 №, в отношении решения исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от 08.07.1987 №, подтверждается справкой к проекту решения Сочинского городского исполнительного комитета от 18.11.1987 №. Следовательно, решение исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от 08.07.1987 № не имело юридической силы на момент выдачи государственного акта. Изъятие земель Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, в пределах которых планировалось отведение участка садовому товариществу «Агат» для организации коллективного садоводства, на основании постановления Совета Министров РСФСР не осуществлялось, на что указывает отсутствие в материалах лесоустройства 1997-1998 годов сведений об исключении из плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества указанных земель, а также подтверждено заключением специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021. Действовавшие на момент издания вышеуказанного государственного акта нормы закона безусловно запрещали изъятие земель особо охраняемых территорий, а также земель, занятых лесами первой группы (ч. 2 ст. 24, ст. 25 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст. 11 Основ Законодательства Союза ССР и Союзных Республик о земле от 28 февраля 1990 года). В связи с тем, что земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке для коллективного садоводства не изымались, следовательно, право пользования земельным участком у Епанчинцева С.Н. не возникало, право на спорный земельный участок не может считаться действительным. Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 27.12.2021 и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Плотниковым Ю.А. и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл. В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (ст. 208 ГК РФ). Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018№ и др.). Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Просит суд признать отсутствующим право собственности Плотникова Юрия Анатольевича, зарегистрированное 02.03.2017 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>. Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>. В решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>. В решении суда указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>.
Прокуроры, участвующие в процессе, в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований И.о. прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Плотникову Юрию Анатольевичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка.
Представитель ответчика Плотникова Ю.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований И.о. прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Плотникову Юрию Анатольевичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка.
Представители третьих лиц - администрации города Сочи, ФГБУ «Сочинский национальный парк», МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны по делу, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования И.о. прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Плотникову Юрию Анатольевичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401009:1030 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3, далее - ЗК РФ). В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации. Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее- ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств. Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 №.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 05.02.2021, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401009:1030 частично располагается в пределах выдела 27 квартала 53 Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Право собственности на данный участок 26.09.2016 зарегистрировано за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.01.2022.
Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.02.2021 №, в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе земельного участка.
Основанием государственной регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером № послужил государственный акт№, изданный в соответствии с постановлением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 01.12.1992 №. Вместе с тем, данное постановление не является персонифицированным, что не позволяет определить круг физических лиц, которым предоставлены земельные участки.
Сопроводительным письмом Центрального отдела г. Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.11.2021 № в прокуратуру предоставлены материалы, содержащиеся в государственном фонде данных в отношении садоводческого товарищества «Агат».
В соответствии с решением исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от 08.07.1987 № Адлерскому грузовому автотранспортному предприятию согласован отвод земельного участка для размещения садоводческого товарищества «Агат» из земель Адлерского мехлесхоза (государственный лесной фонд), покрытых лесом на общей площади 12 Га.
Наличие в границах отведенного садовому товариществу «Агат» участка леса первой группы подтверждается в том числе решением Сочинского городского исполнительного комитета от 18.11.1987 №, справкой к проекту решения горисполкома «Об отводе земель для коллективного садоводства», которыми принято распределение земель, отведенных из гослесфонда в соответствии с решением Адлерского райисполкома от 08.07.1987 №.
В дальнейшем во исполнение вышеуказанного решения садовому товариществу «Агат» из земель, расположенных в районе Адлерского лесничества, в бессрочное и бесплатное пользование предоставлен земельный участок площадью 3,78 Га для организации коллективного садоводства, о чем выдан удостоверяющий государственный акт на право пользования землей №.
Однако обозначенный государственный акт выдан вопреки ст. ст. 35, 85 Закона РСФСР от 01.07.1970 «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» (в ред. от 15.01.1988), ст. ст. 24, 25 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 № (в ред. от 25.04.1991), ст. 29 Закона РСФСР от 08.08.1978 «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» (в ред. от 18.01.1985), поскольку предоставление лесов первой группы, к которым отнесены леса национальных парков, в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, на период принятия вышеуказанных решений производилось в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров РСФСР.
Отсутствие на момент отвода земельного участка постановления Совета Министров РСФСР, принятого в порядке п. п. 7-10 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного Советом Министров РСФСР от 22.03.1974 №, в отношении решения исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от 08.07.1987 №, подтверждается справкой к проекту решения Сочинского городского исполнительного комитета от 18.11.1987 №.
При таких обстоятельствах решение исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи Краснодарского края от 08.07.1987 № 333 не имело юридической силы на момент выдачи государственного акта.
Изъятие земель Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, в пределах которых планировалось отведение участка садовому товариществу «Агат» для организации коллективного садоводства, на основании постановления Совета Министров РСФСР не осуществлялось, на что указывает отсутствие в материалах лесоустройства 1997-1998 годов сведений об исключении из плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества указанных земель, а также подтверждено заключением специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021.
Действовавшие на момент издания вышеуказанного государственного акта нормы закона безусловно запрещали изъятие земель особо охраняемых территорий, а также земель, занятых лесами первой группы (ч. 2 ст. 24, ст. 25 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 № (в ред. от 25.04.1991), абз. 4 ст. 11 Основ Законодательства Союза ССР и Союзных Республик о земле от 28 февраля 1990 года).
В связи с тем, что земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке для коллективного садоводства не изымались, следовательно, право пользования земельным участком у ФИО5 не возникало, право на спорный земельный участок не может считаться действительным.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 27.12.2021 и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2 и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (ст. 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018№ и др.).
При таких обстоятельствах восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Ответчиком подано возражение о несогласии с исковыми требованиями ввиду отсутствия надлежащих доказательств нахождения спорного участка в границах Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997- 1998 годов и незаконности возникновения права собственности Плотникова Ю.А.
При этом доводы ответчика суд считает несостоятельными, направленными на неправильную оценку обстоятельств.
Согласно ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.ст. 3, 12, 13, 34, 35, 85 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 01.07.1970 (далее - ЗК РСФСР 1970 года), ст.ст. 29, 37 Ж РСФСР 1978 года, п.п. 14, 15, 16, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 22,03.1974 №, предусмотрено, что земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. При этом отвод земельного участка производится только после изъятия земель у землепользователей.
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, к которым относится Сочинский национальный парк, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров РСФСР.
В последующем, вступившими в законную силу 30.05.1991 ст.ст. 24, 25 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением ВС РСФСР от 25.04.1991 № (далее - ЗК РСФСР 1991 года), установлен запрет на изъятие земель природно-заповедного фонда и других особо охраняемых территорий. Изъятие земель лесов первой группы осуществлялось в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации.
В частности, п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлено, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства Российской Федерации изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 19.12.2000 № ГКПИ00-872 положения нормы ст. 25 ЗК РСФСР 1991 года, в совокупности с другими нормами земельного и лесного законодательства Российской Федерации свидетельствуют фактически о том, что изъятие указанных земель допускается только для указанных в ней нужд и только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 24 (связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов).
Таким образом, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земель Сочинского национального парка для организации коллективного садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, допускалось только после изъятия этих земель на основании постановления (распоряжения) Совета Министров РСФСР (Правительства Российской Федерации). При этом с 30.05.1991 изъятие земель природно- заповедного фонда запрещалось в силу прямого указания закона.
Кроме того, ст.ст. 17, 18 ЗК РСФСР 1970 года, ст.ст. 31, 32 ЗК РСФСР 1991 года предусмотрено, что право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом. Приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования.
При этом положения ст. 7 Закона РСФСР от 23.11.1990 «О земельной реформе» (в ред. от 29.11.1990), устанавливающие, что до юридического закрепления земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение двух лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками, т.е. до оформления государственных актов, свидетельств, не распространяются на случаи предоставления земельных участков, выделенных за счет земель Сочинского национального парка, изъятие которых в установленном порядке не проводилось, в связи с чем по истечении двух лет названные права утрачиваются.
Следовательно, если в течение двух лет не произведено изъятие земель национального парка в установленном порядке, то утрачивают юридическую силу принятые органами местного самоуправления решения об отводе (предоставлении) земель Сочинского национального парка для садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, о переоформлении прав на такие земельные участки, выдаче государственных актов и свидетельств, а также государственные акты и свидетельства о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.
Последующая регистрация (перерегистрация) прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на основании вышеуказанных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов за счет земель Сочинского национального парка является незаконной.
Равным образом являются незаконными права собственности на земельные участки, оформленные на основании решений органов местного самоуправления о предоставлении земель, перерегистрации прав граждан на земельные участки, выдачи государственных актов и свидетельств, а также государственных актов, свидетельств о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, принятых в целях предоставления земель Сочинского национального парка для садоводства, ведения личного подсобного хозяйства за счет площади законно изъятых земель, однако, для которых, на момент их юридического закрепления, отсутствовали свободные площади из изъятых земель национального парка по причине их первичного распределения в установленном порядке. При этом дополнительное изъятие земель национального парка не осуществлялось.
Из приведенных положений ранее действовавшего законодательства следует, что право пользования земельными участками Сочинского национального парка, возникает только на земли, изъятые из его состава в установленном законом порядке, с момента выдачи государственного акта, подтверждающего границы землепользования. При этом подлежит соблюдению размер общей площади земель, изъятых Советом Министров РСФСР и разрешенных к предоставлению в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Вместе с тем вопреки вышеуказанным требованиям законодательства в отсутствие изъятия земель Советом Министров РСФСР (Правительством Российской Федерации), а также волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в настоящее время в их границах сформирован спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах несостоятельными являются доводы ответчика о законности возникновения первоначального права собственности на спорный земельный участок у ФИО6, а следовательно, у Плотникова Ю.А.
Предметом искового заявления является пересечение спорного земельного участка с землями федеральной собственности, а не землями, которые отнесены нормативными актами к особо охраняемым природным территориям.
Плотников Ю.А. считает, что спорный земельный участок не входит в состав единого землепользования с кадастровым номером №, не согласен с заключением специалиста от 20.09.2021 о пересечении спорного земельного участка с землями Адлерского участкового лесничества.
Сочинский национальный парк образован на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» за счет земель государственного лесного фонда, в связи с чем его границы определяются материалами лесоустройства, проводимого каждые 10 лет.
В пунктах 1, 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются в соответствии с материалами лесоустройства. В состав земель лесного фонда входят земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.
На основании материалов лесоустройства данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Аналогичное требование устанавливал п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. 04.12.2006).
В силу п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 68 ЛС РФ мероприятия по лесоустройству предусматривают закрепление на местности местоположение границ лесных участков. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
По итогам лесоустройства составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств (п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, п. 1.4 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265).
Таким образом, определение границ лесничеств Сочинского национального парка на основании материалов лесоустройства 1997-1998 годов является нормативным требованием, установленным федеральным законом.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет,
Лесоустроительные работы проведены силами и средствами лесоустроительных партий № 1 и № 2, входящих во Вторую Воронежскую экспедицию ГСЛП «Воронежлеспроект», в соответствии с требованиями ранее действующей лесоустроительной инструкции, инструкции о порядке создания лесных карт и планом проведения лесоустроительных работ, что подтверждается информацией филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 10.12.2021
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 05.02.2021, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
Объективные данные о нарушении порядка проведения лесоустройства в 1997-1998 годах, свидетельствующих о недостоверности его содержания и составленных карт-схем границ лесничеств Сочинского национального парка отсутствуют.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401009:1030 частично располагается в пределах выдела 27 квартала 53 Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
В качестве доказательства пересечения границ спорного земельного участка с границами Сочинского национального парка представлено вышеуказанное заключение специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021.
Так, представленное истцом заключение относится к письменным доказательствам, которыми в соответствии с ч. 1 ст. 71 ГПК РФ являются доказательства, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом.
Для определения границ земель федеральной собственности Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997 года был использован План лесонасаждений Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка по состоянию на 1997 год (масштаб 1:25000, общая площадь 11862 га (Для служебного пользования: инвентарный номер 4125, экземпляр 2).
При проведении работ в 1997 году результат был оформлен на бумажных носителях.
В рамках проведения очередного планового лесоустройства в 2007 году результаты работ были векторизованы и закоординированы в местной системе координат.
В соответствии с п. 9 Правил проведения Лесоустройства утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № действовавших в указанный временной период, проведение геодезических и картографических работ при лесоустройстве осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».
Согласно п. 149 Лесоустроительной инструкции утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 при составлении лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений и карт-схем лесничеств используются: ведомости координат или геодезические журналы окружных границ и планшетных рамок, составленные предыдущим лесоустройством или полученные в результате выполнения работ по межеванию; ведомости координат границ, установленных при постановке на государственный кадастровый учет в процессе межевания землепользований с землями объекта работ; координаты пунктов государственной триангуляционной сети и полигонометрии, находящихся на территории устраиваемого объекта работ; координаты границ лесных участков, переданных в аренду; данные о границах муниципальных образований, субъектов Российской Федерации в виде каталога координат или в виде границы, нанесенной на топографические карты; координаты съемок спутникового геопозиционирования; топографические карты; лесоустроительные планшеты или планы лесонасаждений предыдущего лесоустройства; ортофотопланы, изготовленные способом фотограмметрической обработки материалов аэросъемки или космической съемки; другие картографические материалы, в том числе планы внутрихозяйственного землеустройства, материалы топографо-изыскательских работ и инженерных изысканий.
Учитывая, что часть материалов лесоустройства 1997 года и 2007 года идентичны друг другу и не изменялись, привязка Плана лесонасаждений Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка осуществлялась по общим точкам контуров. Для этого общие точки были идентифицированы на двух картографических произведениях.
В результате проведенного совмещения были получены координаты контуров отображенные на Плане лесонасаждений в местной системе координат.
Посредством программного комплекса «ArcGIS» произведено совмещение координат границ земель населенных пунктов г. Сочи с границами плана лесонасаждений Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года)
Наложение выполнено в системе координат МСК-23 зона 2 (Краснодарский край), предназначенной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
При совмещении границ подготовлены векторные слои (изображения) материалов дистанционного зондирования земли и планов лесонасаждений Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года), карты-схемы пересечений границ земель, выполненных в электронном виде, определены координаты поворотных точек границ лесничества Сочинского национального парка по состоянию на 1998 год.
С использованием программы «ArcGIS» полученные контуры нанесены на кадастровые планы территории муниципального образования город-курорт Сочи.
По результатам получена многослойная цифровая карта пересечения границ планов лесонасаждений Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года) с земельными участками категории «земли населенных пунктов», сформированными в границах населенных пунктов города-курорта Сочи.
Для определения границ земельного участка 23:49:0401009:1030 была использована выписка ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, содержащая сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.
Проведение взаимного сопоставление местоположения границ объектов проводилось в специализированном программном обеспечении «ArcGIS».
В ходе сопоставления установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401009:1030 имеют пересечение с территорией, указанной на Плане лесонасаждений Адлерского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года). Площадь такого пересечения составила 367 кв.м.
Также ответчик указывает на необходимость применения положений ч.ч. 3-4 ст. 14 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».
Вместе с тем, материалами дела опровергается возможность применения указанной нормы в пользу правообладателя спорного участка согласно сведениям ЕГРН.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Тем самым законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В связи с тем, что у первоначального собственника не имелось законных оснований для формирования земельного участка в границах ранее учтенных земель федеральной собственности, в данной ситуации невозможно применение положений ч.ч. 3-4 ст. 14 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таком положении суд считает, что исковые требования И.о. прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Плотникову Юрию Анатольевичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление И.о. прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Плотникову Юрию Анатольевичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Плотникова Юрия Анатольевича, зарегистрированное 02.03.2017 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «садоводство», расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца, начиная с 03 октября 2022 года.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-