Решение по делу № 2-570/2021 от 12.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Черлак                                 07 сентября 2021 г.

Дело № 2-570/2021

55RS0038-01-2021-000802-10

Черлакский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Герстнер Л.Ю.

при секретаре Каретниковой А.М.

с участием помощника прокурора Черлакского района Яшкина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черлакского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Большеатмасская СОШ» о возложении обязанности разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Большеатмасская СОШ», в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в деятельности образовательного учреждения установлены нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. На территории Черлакского муниципального района Омской области проживают и получают образование дети-инвалиды, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому из этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств. Вышеуказанный план мероприятий (дорожная карта) в образовательном учреждении не разработан, в связи с чем 11.06.2021г. в адрес образовательного учреждения направлено представление прокурора об устранении нарушений. Данное представление не исполнено, нарушения не устранены. Считает, что неразработка плана мероприятий препятствует повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил, что суть дорожной карты заключается в том, что образовательным учреждением намечается план по достижению высоких показателей по доступности для инвалидов образовательных учреждений, после чего этот план реализуется поэтапно. Обязанность разработать план возложена федеральным законодательством, в том числе на образовательные учреждения. В настоящее время такой план не разработан, считает необходимым обязать образовательное учреждение разработать данную дорожную карту, чтобы можно было отслеживать ее исполнение.

Представитель ответчика МБОУ «Большеатмасская СОШ» в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласились.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 7, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Статья 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельствах.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В силу п. 7 указанного Порядка, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

На основании п. 16 Порядка организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных п. 11,12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 599.

На основании письма Министерства образования и науки России от 12.02.2016 года № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» организациям, подведомственным Министерству образования и науки России, необходимо провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности.

Кроме того, указанное письмо регламентирует, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие условия должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятия должно быть включено в «дорожную карту» с указанием срока, когда эти условия будут созданы.

Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей.

Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.

Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую:

- наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа N 1309;

- значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг);

- список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;

- перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.

В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).

    

Согласно материалам дела, в ходе проведения прокуратурой Черлакского района проверки соблюдения образовательным учреждением требований законодательства РФ установлено, что в образовательном учреждении имеется паспорт доступности, вместе с тем планы мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг не разработан. По результатам проверки образовательному учреждению внесено представление, в котором указано на устранение выявленных нарушений, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Согласно уставу МБОУ «Большеатмасская СОШ», к основным целям деятельности школы относится образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.    

На территории Черлакского муниципального района Омской области проживают и получают образование дети-инвалиды, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому из этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств.

Неразработка плана мероприятий препятствует повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем в судебном заседании доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, не представлено.

С учетом вышеизложенного суд считает, что заявленные исковые требования прокурора Черлакского района Омской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.

    

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Черлакского муниципального района Омской области «Большеатмасская средняя общеобразовательная школа» разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Герстнер

2-570/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Черлакского района
Ответчики
МБОУ Большеатмасская СОШ
Суд
Черлакский районный суд Омской области
Судья
Герстнер Л.Ю.
Дело на странице суда
cherlakcourt.oms.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее