Дело № 88-6608/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 20 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И.,
судей Малоедовой Н.В., Митрофановой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-214/2020 по иску Юркиной Ольги Афонасьевны, действующей в интересах <данные изъяты> Андрова Александра Алексеевича, к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии незаконным, возложении обязанности восстановить в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии,
по кассационной жалобе Юркиной Ольги Афонасьевны, действующей в интересах <данные изъяты> Андрова Александра Алексеевича, на решение Кочевского районного суда Пермского края от 08 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юркина О.А., действующая в интересах <данные изъяты> Андрова А.А., <данные изъяты> года рождения, обратилась в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края (правопреемник администрации Кочевского муниципального района Пермского края), Министерству строительства Пермского края, просила признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 06 августа 2020 года № 17, возложить обязанность по восстановлению Андрова А.А. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника основного мероприятия подпрограммы ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты первоначальной постановки на учет (учётное дело № 1465).
В обоснование заявленных требований указала, что с 23 июня 2012 года Андров А.А. состоял в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 06 августа 2020 года он был снят и исключен из списков получателей государственного жилищного сертификата по причине неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. С принятым решением истец не согласен, и считает, что Андров А.А. имеет правовые основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Андров А.А. проживал в Кочевском районе с рождения, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, иного жилья за пределами района не имеет.
Решением Кочевского районного суда Пермского края от 08 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом при разрешении спора установлено, что Кочевский и Гайнский районы Пермского края на основании Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1085 включены в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 г. № 12, отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Из свидетельства о рождении серия 1-ВГ № 399246 от 11 августа 1998 года следует, что Андров А.А. родился <данные изъяты> года, место рождения пос. Тайны Гайнского района Пермской области (л.д. 5).
Андров А.А. является инвалидом I группы, инвалидность с детства бессрочно (л.д. 47).
Решением Кочевского районного суда Пермского края Андров А.А., <данные изъяты> года рождения, уроженец п. Тайны Гайнского района Пермской области, признан <данные изъяты> (л.д. 35 - 36).
Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу от 23 июля 2018 года № СЭД- 33.10-01-05-1254 над <данные изъяты> Андровым А.А. установлена опека. Опекуном назначена мать Юркина О.А. (л. д. 48 - 49).
Юркина (Андрова) О.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ребёнка Андрова А.А., 17 октября 2014 года обратилась с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 52 - 56).
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 17 октября 2014 года (выписка из протокола № 19) Андров А.А. включён в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Утверждён состав семьи 2 человека, категория «инвалиды» учётное дело № 1465. Дата подачи заявления 17 октября 2014 года (л.д. 50 - 51).
Согласно спискам граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утверждённых постановлениями главы муниципального района (округа) в 2015 – 2019 годах состав семьи участника программы указан 2 человека.
Как следует из учётного дела № 1465 Андрова А.А., решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 06 августа 2020 года (выписка № 17 учётное дело № 1465) Андров А.А. снят с учёта и исключен из списков участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан
установленных федеральным законодательством», в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (несоответствие условию о прибытии в районы Крайнего Севера приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года) (л.д. 65).
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастров палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю, в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Андрова А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за период с 01 декабря 1998 года по 24 августа 2020 года (л.д. 89).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, исходил из того, что действующими нормативными правовыми актами предусматривается, что право на предоставление единовременной социальной выплаты распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера до 1 января 1992 года, однако, истец Андров А.А. родился позднее этой даты, в связи с чем, право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с вышеназванным законом, Андров А.А. не приобрел.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что условие о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, является неправомерным, поскольку на момент постановки Андрова А.А. на учет изменения в закон не были внесены, основанием для отмены судебных актов не являются.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Статьей 1 указанного Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ (в редакции от 20 июля 2020 г.) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Действительно, в редакции указанного закона, действующей на момент обращения истца с заявлением о постановке на учёт для получения социальной выплаты для приобретения жилья положение в отношении инвалидов с детства было изложено следующим образом: "инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Из системного толкования судами, положений указанных выше правовых актов, следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности - не позднее 1 января 1992 года, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
Расширение круга лиц указанных в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, имеющих право на жилищные субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
Норма абзац. 3 ч. 1 ст. 1 названного Федерального закона, закрепляющая право инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как это следует из ее содержания, находится в нормативном единстве с абзацем 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.
Кроме того, согласно статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Федеральным законодателем установлены условия, которым должны соответствовать граждане, претендующие на получение жилищной субсидии.
Норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии инвалидами с детства устанавливает обязательные требования как по времени рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - не позднее 1 января 1992 года, так и требование о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Таким образом, доводы жалобы о необходимости применения положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ (в редакции до 20 июля 2020 года) не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров, также не могут повлечь отмену принятых судебных актов, поскольку законом не предусмотрено такого основания для удовлетворения кассационной жалобы.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кочевского районного суда Пермского края от 08 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юркиной Ольги Афонасьевны, действующей в интересах <данные изъяты> Андрова Александра Алексеевича, – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи