Дело № 3а-734/2019 11 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Шинаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 11 октября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Колосовского Ю.И. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Колосовский Ю.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Ломоносовского районного суда от 05 декабря 2017 года по делу № 2а-1984/2017 удовлетворены его исковые требования к ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», признано незаконным бездействие в деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий на участке дороги «Прилук – Хоробрица» в границах населенного пункта д. Осерёдок от дорожного знака 5.23.1 ПДД РФ «Начало населенного пункта» (д. Прилук) 5 км + 125 м и до дома № 32 д. Осерёдок, возложена обязанность осуществить дорожную деятельность по приведению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Государственный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31 декабря 2018 года уличного освещения проезжей части данной дороги. Судебное решение вступило в законную силу 14 августа 2017 года, выданный судом 24 августа 2018 года исполнительный лист был направлен для исполнения в Холмогорский отел УФССП РФ по АО и НАО. Судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по независящим от истца обстоятельствам, вследствие бездействия должника. В настоящее время эксплуатация данного участка дороги ведется с нарушением действующего законодательства. Бездействие должника нарушает законные интересы истца на безопасные условия дорожного движения на указанном участке проезжей части дороги, создает угрозу его жизни и здоровью, а также угрозу причинения вреда его имуществу. До настоящего времени ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» денежные средства на ремонт указанного участка дороги не выделены. Просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 111 750 рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Олефиренко Е.А. исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Ножнин В.Л. в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 мая 2017 года не исполнено по объективным причинам. У Учреждения отсутствует реальная возможность самостоятельно исполнить решение суда, поскольку административный ответчик имеет право расходовать выделяемые бюджетные средства исключительно в соответствии с утвержденным министром транспорта Архангельской области планом работы, в противном случае возникло бы нецелевое использование бюджетных средств. В соответствии с планом работы по организации электроосвещения участков автомобильных дорог регионального значения, проходящих по территории населенных пунктов Архангельской области, организация освещения дороги в д. Осерёдок запланирована после 2024 года. На исполнении в Учреждении находятся 137 судебных решений, вынесенных по искам прокуратур районов Архангельской области, для исполнения которых необходим объем финансирования в 9 493 554 380 рублей, также в период с 2017 по 2019 годы судами удовлетворены 48 исковых заявлений, поступивших от граждан Колосовского Ю.И., ФИО1, ФИО2. В сложившихся обстоятельствах исполнить решение суда в установленный судом срок объективно не представлялось возможным. Заявленный к взысканию размер компенсации чрезмерен, явно не соответствует тяжести нарушения прав и законных интересов истца, а также наступившим неблагоприятным последствиям. В летний период освещение данного участка дороги не требуется, автомобили оборудованы фарами. Административный истец не часто пользуется указанным участком дороги.
Административный истец, представители административного ответчика министерства финансов Архангельской области, заинтересованного лица министерства транспорта Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Министерством финансов Архангельской области в отзыве на административное исковое заявление указано, что Министерство является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть взыскана с лица, на которое этим актом возложена соответствующая обязанность. На исполнение государственных полномочий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию региональных автомобильных дорог в рамках подпрограммы «Улучшение эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения за счет ремонта, капитального ремонта и содержания» государственной программы Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области» из областного бюджета в 2017 году выделено 3 089 597,90 тыс. руб., в 2018 году – 3 146 414,60 тыс. руб., в 2019 году – 3 218 360,80 тыс. руб.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что вступившим в законную силу 14 августа 2017 года решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 мая 2017 года по административному делу № 2а-192/2017 исковые требования Колосовского Ю.И. удовлетворены. Признано незаконным бездействие государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги «Прилук – Хоробрица» идентификационный номер 11ОПР311К-864 в границах населенного пункта деревни Осерёдок Холмогорского района Архангельской области. На государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» возложена обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Государственный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 31 декабря 2018 года уличное освещение проезжей части дороги «Прилук – Хоробрица» идентификационный номер 11ОПР311К-864 в границах населенного пункта д. Осерёдок от дорожного знака 5.23.1 ПДД РФ «Начало населенного пункта» (д. Прилук) 5 км.+125 м. и до дома № 32 д. Осерёдок.
24 августа 2017 года судом выдан исполнительный лист №, который был представлен в ОСП по Холмогорскому району 23 января 2019 года.
24 января 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Холмогорскому району на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнение судебного акта виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 августа 2019 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок.
Судом также установлено, что до настоящего времени решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 мая 2017 года по административному делу № 2а-192/2017 не исполнено, исполнительное производство № судебным приставом-исполнителем ОСП по Холмогорскому району не окончено.
С настоящим административным исковым заявлением Колосовский Ю.И. обратился в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска 09 сентября 2019 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку на момент обращения в суд решение суда не было исполнено.
Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 09 месяцев 10 дней (с 01 января 2019 года по день вынесения настоящего решения).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.
В качестве причин, препятствующих ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» исполнить решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 мая 2017 года по административному делу № 2а-192/2017, указано, что, Учреждение в своей деятельности связано полномочиями, которыми наделено в силу Устава, а также финансированием, осуществляемым за счет средств областного бюджета. В соответствии с Уставом Учреждения организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, обеспечение безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется Учреждением за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств. За период с 2010 по 2018 годы Учреждением было исполнено 141 судебное решение, вынесенное по искам прокуратур районов Архангельской области. В настоящее время на исполнении в Учреждении находятся 137 аналогичных судебных решений, для исполнения которых необходим ориентировочный объем финансирования в 9 493 554 380 рублей. Финансирование мероприятий, направленных на организацию работ по исполнению решений судов, возможно только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Учреждения на данные цели. Постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 463-пп утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014-2024 годы)». Данной программой предусмотрены мероприятия, направленные на исполнение только 46 судебных решений, при этом сроки выполнения мероприятий превышают сроки, установленные решениями судов. Исполнение 91 судебного решения не предусмотрено государственной программой. Действия Учреждения, направленные на исполнение судебного решения, достаточны и эффективны, поскольку иных мер (в обход установленной процедуре) для его исполнения Учреждение самостоятельно принять не может. Невозможность исполнения судебного решения в указанный срок обусловлена необходимостью соблюдения административных процедур.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах, Колосовский Ю.И. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
На основании статьи 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Статьей 7 Закона Архангельской области от 12.11.2002 № 125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» к полномочиям Правительства Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе планирование и организация дорожной деятельности (подпункт 2 пункта 1). Правительство Архангельской области вправе поручить в установленном порядке осуществление полномочий, указанных в подпунктах 1, 2 и 6 пункта 1 настоящей статьи и не связанных с принятием нормативных правовых актов, иным исполнительным органам государственной власти Архангельской области (пункт 2).
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта, дорожной деятельности и технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на основании пункта 1 Положения о министерстве транспорта Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 24.07.2012 № 319-пп, является поименованное министерство, которое в силу подпункта 22 пункта 8 статьи 2 Положения осуществляет полномочия в сфере своего ведения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
В соответствии с Уставом государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства транспорта Архангельской области (пункт 1.3 статьи 1). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области и иных не запрещенных федеральными законами источников (пункт 1.8 статьи 1). Предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим уставом компетенции полномочий исполнительных органов власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа и осуществления на них дорожной деятельности (пункт 2.1 статьи 2).
Согласно пунктам 1, 5 и 6 Положения о министерстве финансов Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 217-пп, данный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет функции финансового органа Архангельской области, обладает правами юридического лица, его финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области.
Оснований для удовлетворения административного искового заявления к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется, поскольку оно не обладает статусом финансового органа Архангельской области.
При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Колосовского Ю.И. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 4 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.
Следовательно, взысканию с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Колосовского Ю.И. подлежит государственная пошлина в возврат в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Колосовского Ю.И. к министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Колосовского Ю.И. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет Колосовского Ю.И. №, открытый в <данные изъяты>.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Колосовского Ю.И. государственную пошлину в возврат в сумме 300 рублей.
В удовлетворении административного искового заявления Колосовского Ю.И. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко