Дело № 2-2245/2021
УИД: 92RS0003-01-2021-001580-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2021 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., с участием представителя истца – Орленко С.В., представителя ответчика – Колесниченко А.И., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Кабисовой Марии Анатольевны к государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе, о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Кабисова М.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (далее – ответчик, Центр), в котором просит с учетом уточнения исковых требований признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Кабисовой Марии Анатольевне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признать за истцом право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также обязать ответчика выдать истцу государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Исковые требования мотивированы тем, что истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в такой выдаче, ссылаясь на п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительной мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Полагая такой отказ незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Выслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В силу статей 7, 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ) для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.
Судом установлено, что Кабисова М.А. является матерью четырех малолетних детей: ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Федеральный закон № 256-ФЗ) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе, у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Предоставление Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при предоставлении ПФР и территориальными органами ПФР государственной услуги, определяет Административный регламент, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 312п (зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2019 г., № 56172; далее — Административный регламент).
Согласно п. 17 Административного регламента для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы:
а) заявление;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина.
Пунктом 19.1 Административного регламента предусмотрено, что если имя, отчество или фамилия гражданина в документе, представленном для получения государственной услуги, не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в документе, удостоверяющем личность, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, свидетельства о расторжении брака, справок о браке, о перемене имени, о расторжении брака, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.
При этом, согласно Административному регламенту названные свидетельства й справки являются документами, необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, которые подлежат представлению гражданином.
Судом установлено, что Кабисова Мария Анатольевна обратилась в Центр с заявлением в форме электронного документа о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением четвертого ребенка — ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кабисовой М.А. вместе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал было предоставлено, в том числе, свидетельство о рождении ребенка - ФИО19, в котором в графе «мать» указана Кривошеева Мария Анатольевна.
Отказывая в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ответчик указал на то, что соответствующие документы, выданные органами записи актов гражданского состояния, на основании которых возможно установить, что Кабисова Мария Анатольевна и Кривошеева Мария Анатольевна фактически являются одним и тем же лицом, такие как: свидетельства либо справки о перемене имени, о браке, о расторжении брака - заявителем в Центр предоставлены не были.
Документальное подтверждение родственной связи между Кабисовой Марией Анатольевной и Кабисовым Матвеем Сергеевичем является необходимым условием при рассмотрении вопроса о выдаче истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку Кабисов Матвей Сергеевич является участником данных правоотношений и не может быть из них исключен.
Суд полагает решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Кабисовой Марии Анатольевне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным в силу следующего.
Для предоставления Кабисовой М.А. государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Центром в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия ответчиком направлен запрос в электронной форме оператору федеральной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (ФГИС «ЕГР ЗАГС») с целью получения необходимых сведений, на основании которых возможно установить родственную связь между Кабисовой Марией Анатольевной и Кабисовым Матвеем Сергеевичем.
На направленный запрос поступил ответ в электронной форме, из которого не усматривается документально подтвержденная родственная связь между Кабисовой Марией Анатольевной и Кабисовым Матвеем Сергеевичем. В поступивших сведениях из ФГИС «ЕГР ЗАГС» по запросу о рождении в отношении Кабисова Матвея Сергеевича в графе «Ф.И.О. матери» также указана Кривошеева Мария Анатольевна.
Суд полагает, что данных действий ответчика было недостаточно для принятия решения по заявлению Кабисовой М.А. Ответчик в порядке проверки доводов заявления Кабисовой М.А. должен был проверить сведения о том является ли «Кабисова Мария Анатольевна» и «Кривошеева Мария Анатольевна» одним и тем же лицом, а также не представил суду сведения о том, что он обращался к истцу с требованием о необходимости предоставления дополнительных документов для оказания ему государственной услуги.
При указанных выше обстоятельствах, поскольку из материалов дела прослеживается родственная связь между матерью - Кабисовой Марией Анатольевной и ребенком - Кабисовым Матвеем Сергеевичем, в результате рассмотрения заявления Кабисовой М.А. суд полагает, что Центром вынесено необоснованное решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истцу в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ.
Суд отклоняет доводы ответчика о том, что Кабисова М.А. не лишена возможности и вправе обратиться и предоставить в территориальный орган ПФР документы и сведения, необходимые для получения государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку такие необходимые документы представлены в судебное заседание и нет необходимости повторно обращаться с заявлением.
В этой связи, в данном случае имеется совокупность необходимых условий для принятия решения об удовлетворении заявления Кабисовой Марии Анатольевне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признания за истцом права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также обязания ответчика выдать истцу государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Отказ ответчика в удовлетворении заявления истца о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал носит формальный характер, поскольку противоречит целям и задачам Федерального закона № 256-ФЗ, а также не соответствует смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации.
Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал способствует созданию семье условий, обеспечивающих достойную жизнь, что провозглашено в Конституции Российской Федерации (статьи 7, 39) как основная цель установления этих мер социальной поддержки.
Суд полагает, что выявленные в ходе рассмотрения дела нарушения ответчиком соблюдения требований Федерального закона № 256-ФЗ нарушают права Кабисовой М.А. на получение денежных средств материнского (семейного) капитала, в связи с чем суд считает исковые требования обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Кабисовой Марии Анатольевне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Признать право Кабисовой Марии Анатольевны на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительной мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе выдать Кабисовой Марии Анатольевне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительной мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Взыскать с Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе в пользу Кабисовой Марии Анатольевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий –
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 августа 2021 года.