Судья Латыпов Р.Р. Судья-докладчик Усова Н.М. | № 33а-10401/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 декабря 2019 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Бутиной Е.Г., Усовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Быковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3796/2019 по административному исковому заявлению Грицких Валентины Владимировны к службе государственного жилищного надзора Иркутской области, заместителю руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Десятову Валерию Алексеевичу о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе Грицких Валентины Владимировны в лице представителя Муклинова С.Х. на решение Свердловского районного суда города Иркутска от 21 августа 2019 г.,
установила:
07.06.2019 службой государственного жилищного надзора Иркутской области вынесено распоряжение № 1310-срп о проведении мероприятия по государственному жилищному контролю на основании обращения о самовольном переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, находящегося в собственности Грицких В.В.
В адрес Грицких В.В. поступило уведомление №1310/19 от 07.06.2019 с просьбой принять участие в проверке 02.0.2019. уведомлением от 02.06.2019 она сообщила о невозможности принять участие в проверке в связи с выездом за пределы Иркутской области 28.06.2019.
Считает, что распоряжением № 1310-срп от 07.06.2019 нарушены ее права и законные интересы.
Просила суд с учетом уточнений проверить распоряжение административного ответчика от 07.06.2019 № 1310-срп на соответствие ст. 25 Конституции РФ, ч. 3,7 ст. 9, ч. 1.2 ст. 12 Приказа от 15.10.2015 № 017; признать незаконным и отменить распоряжение административного ответчика от 07.06.2019 № 1310-срп.
Решением Свердловского районного суда города Иркутска от 21.08.2019 в удовлетворении административных исковых требований Грицких В.В. отказано в полном объёме.
Не согласившись с решением Свердловского районного суда города Иркутска от 21.08.2019 представитель административного истца Муклинов С.Х подал апелляционную жалобу, в которой указал, что решение суда является незаконным и необоснованным, принято с нарушением материальных и процессуальных прав, в связи с чем подлежит отмене.
Указывает, что оспариваемое распоряжение до настоящего времени административному истцу не отправлено. Указывает, что в силу ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. В соответствии со ст. 12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.
Считает, что основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора РФ о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В связи с изложенным просит решение Свердловского районного суда города Иркутска от 21.08.2019 по данному административному делу отменить.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно путем направления почтовой связью, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Грицких В.В. с 24.10.2017 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Иркутск, ул. Пушкина, д. 25, кв. 177, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31.05.2019.
23.05.2019 в службу обратилось ООО УК «КСИ-Сервис» с заявлением об осуществлении в квартире, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Пушкина, д. 25, кв. 177, самовольных переустройства и (или) перепланировки, приложив акт осмотра квартиры от 22.03.2019, с просьбой привлечь виновных лиц к ответственности, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Распоряжением заместителя руководителя службы Десятова В.А. от 07.06.2019 №1310срп, изданным с учетом предоставленных ему распоряжением руководителя службы от 24.05.2018 №101-ср полномочий (п. 15 Положения о службе, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2004 № 594-пп (далее – Положение о службе), в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №493 в отношении Грицких В.В. назначено проведение внеплановой выездной проверки в рамках государственного жилищного надзора. Лицом, ответственным за проведение проверки, назначена ведущий консультант Центрального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы Кадникова Е.С.
С целью проверки информации, содержащейся в заявлении ООО «КСИ-Строй» от 23.05.2019, по факту самовольного переустройства помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, проведение проверки поручено провести с 10.06.2019 в соответствии со статьями 13, 20 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», пунктом 7 Положения о службе.
В рамках проверки Грицких В.В. предложено представить копии технического паспорта, правоустанавливающих документов, разрешительных документов на указанное жилое помещение.
Уведомлением сотрудника службы Кадниковой Е.С. №1310/19 от 07.06.2019 Грицких В.В. предложено принять участие в проверке или направить полномочного представителя по адресу: <адрес изъят>, к 15-20 час. 02.07.2019, для проведения проверки предложено обеспечить доступ на проверяемый объект, а также представить копии ранее запрашиваемых документов.
Уведомлением сотрудника службы Кадниковой Е.С. № 1310/19 от 02.07.2019 Грицких В.В., в связи с неявкой Грицких В.В., вновь предложено принять участие в проверке или направить полномочного представителя по адресу: <адрес изъят>, к 14-50 Дата изъята , для проведения проверки предложено обеспечить доступ на проверяемый объект, а также представить копии ранее запрашиваемых документов.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь статьями 17, 18, 25, 35, 45, 46, 55 Конституции Российской Федерации, статьями 4, 62, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, частями 1, 2, 4, 4.2, 5 ст. 20 ЖК РФ, пп. «а» п. 3, п. 10, пп. «а» п. 11, пунктов 12, 17 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, п. 15 Положения о службе, пунктов 6, 9 Административного регламента, разъяснений, данных в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, не установив нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов Грицких В.В., в том числе на неприкосновенность жилища, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).
Согласно с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная в том числе на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 2, 4, 4.2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются в том числе поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В силу пп. «а» п. 3, п.10, пп. «а» п. 11, п.п. 12, 17 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного жилищного надзора при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3, 4, 7 пункта 9 Административного регламента должностные лица службы при исполнении государственной функции обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых лиц, проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) службы о проведении такой проверки в соответствии с ее назначением, предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, оспариваемое распоряжение административного ответчика соответствует закону.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения, действий, предусмотренных положениями ст. 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность решения суда либо опровергали бы выводы суда, в связи с чем они признаются коллегией несостоятельными и не являются основанием для отмены решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. По делу отсутствуют предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Свердловского районного суда города Иркутска от 21 августа 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.Г. Петухова
Судьи Е.Г. Бутина
Н.М. Усова