Судья Мурынчик Е.В. Дело № 2а-223/2019
Докладчик Лихачева С.А. Дело № 33а-1337/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2019 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А.,
судей Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Воротникова Александра Сергеевича к администрации Корсаковского городского округа о признании постановления и письменного ответа незаконными, возложении обязанности восстановить на учете как инвалида, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, -
по апелляционной жалобе представителя административного истца Воротниковой Л.С. на решение Корсаковского городского суда от 12 марта 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
21 января 2019 года Воротников А.С., действуя через представителя Воротникову Л.С., обратился в суд с административным иском к администрации Корсаковского городского округа, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконными пункты 1, 2 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, письменный ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность восстановить на учете как инвалида, страдающего тяжелой формой
хронического заболевания (F 20.0) и нуждающегося в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 состоял на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместной проживание невозможно. Однако постановлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ с указанного учета он снят (п. 1) и поставлен на этот же учет с членом своей семьи Ф.И.О.4 по основанию признания непригодным для проживания занимаемого жилого помещения (п. 2). О принятии указанного решения он извещен оспариваемым письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ
Считает указанное постановление и письмо незаконными, поскольку он, как инвалид, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося права на дополнительную жилую площадь.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Воротникова Л.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Настаивает на незаконности постановления администрации Корсаковского городского округа от 08 ноября 2018 года, поскольку, сняв Воротникова А.С. с жилищного учета и поставив его на данный учет совместно с членом семьи Воротниковой Л.С., а также не указав в приложении № 2 к постановлению пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, административный ответчик нарушил его право на получение отдельного жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, имеющееся у него в связи с наличием соответствующего заболевания.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ проживают и зарегистрированы по месту жительства Ф.И.О.4 (наниматель) и Ф.И.О.1 (брат).
Ф.И.О.1 является инвалидом <данные изъяты> и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Заключением межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания вышеуказанное жилое помещение, находящееся в <адрес> года постройки, признано непригодным для проживания.
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.И.О.4 и Ф.И.О.1 в составе одной семьи признаны малоимущими.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1, действуя через представителя по доверенности Ф.И.О.4, обратился в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по тому основанию, что у совместно проживающего гражданина имеется тяжелая форма хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, указав при этом, что его семья состоит из двух человек, в том числе сестры Ф.И.О.4
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.И.О.1 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Этим же постановлением Ф.И.О.4 и ее брату Ф.И.О.1 отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основанию непригодности для проживания занимаемой квартиры в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
После истечения указанного срока ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.10 обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о постановке ее и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.4 сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги по причине предоставления неполного пакета документов.
Решением Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанный отказ признан незаконным, на администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ф.И.О.4 о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.И.О.1 снят с жилищного учета по основанию, предусмотренному подпунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1 с Приложением № 1).
Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение принято в связи с тем, что по итогам проверки материалов учетного дела установлено проживание Ф.И.О.1 на момент его постановки на учет в квартире, занятой одной семьей из двух человек (с сестрой), а не несколькими семьями, как того требует пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этим же постановлением (пункт 2 с Приложением № 2) во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 и Ф.И.О.4 в составе одной семьи приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации – проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а также с учетом статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Отказывая в удовлетворении требований Ф.И.О.1 о признании незаконными пунктов 1 и 2 постановления администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку он до настоящего времени состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, то факт нарушения его прав и законных интересов не подтвержден.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, подлежащим применению к возникшим правоотношениям.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Такой перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Исходя из содержания пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления гражданину по этому основанию жилого помещения вне очереди необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом на основании представленных доказательств, первоначальная постановка Ф.И.О.1 на учет была произведена в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку из поданного им через представителя заявления о принятии на данный учет и других проанализированных судом документов усматривалось его проживание в отдельной квартире с членом своей семьи Ф.И.О.4, а не несколькими семьями. При этом в принятии их на учет по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в связи с непригодностью для проживания занимаемого жилого помещения) отказано пунктом 2 постановления от 05 декабря 2017 года. Предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 51 указанного кодекса оснований для принятия Ф.И.О.1 на учет также не имелось.
В этой связи судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что у административного ответчика имелись основания для снятия Ф.И.О.1 с жилищного учета по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, приняв решение о снятии Ф.И.О.1 с указанного учета, административный ответчик одновременно поставил его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по иному основанию, также предусматривающему внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Состоя на указанном учете фактически непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ по дату рассмотрения дела судом, административный истец в силу приведенного законодательства вправе получить вне очереди и независимо от иных лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, отдельное жилое помещение, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в том числе с учетом положений части 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и права на дополнительную жилую площадь, которое предусмотрено приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
В этой связи какие-либо права административного истца оспариваемым постановлением, также как и оспариваемым письмом не нарушены, незаконных действий со стороны административного ответчика не допущено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем отмену судебного акта не влекут.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Корсаковского городского суда от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Воротниковой Л.С.- без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Крылов
Судьи С.А.Лихачева
Е.В.Неволина