Дело № 2-24/2023
УИД № 45MS0002-01-2022-003763-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белозерское 24 января 2023 г.
Белозерский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,
при секретаре Алексеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Чистый город» к Киселеву Дмитрию Юрьевичу, Киселевой Наталье Владимировне о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, и по встречному иску Киселева Дмитрия Юрьевича, Киселевой Натальи Владимировны к ООО «Чистый город» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключенным,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Чистый город» обратилось к мировому судье судебного участка № 2 Белозерского судебного района Курганской области (далее – мировой судья) с исками к Киселеву Д.Ю., Киселевой Н.В. о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов. В обоснование заявленных требований, с учетом их изменения в порядке ст. 39 ГПК РФ, указано, что ответчики с 1 октября 2002 г. являются собственниками по 1/2 доле каждый жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На основании соглашения от 13 сентября 2019 г., заключенного между ООО «Чистый город» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наделено ООО «Чистый город», которое с 1 января 2020 г. приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ обращение с твердыми коммунальными отходами входит в плату за коммунальные услуги. Обязанность граждан по своевременной и полной оплате коммунальных услуг установлена ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Предельный тариф на услугу регионального оператора установлен Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 47-8 от 30 декабря 2019 г. и № 60-1 от 30 декабря 2020 г. Согласно п. 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. За период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. у каждого из собственников вышеуказанного жилого дома перед региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами образовалась задолженность в размере 3 188 рублей 25 копеек, а также пени в размере 258 рублей 83 копейки. На основании заявлений истца 18 марта 2022 г. мировым судьей выдавались судебные приказы № 2-733/2022 и 2-734/2022 о взыскании с ответчиков задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые определениями этого же мирового судьи от 9 июня 2022 г. отменены в связи с поступившими возражениями должников. Каких-либо мер по погашению задолженности со стороны ответчиков не предпринято.
Ссылаясь на положения ст. 210, п. 1 ст. 307, ст. 249 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 153, 154, 155 Жилищного кодекса РФ, п.п. 148.34, 148.36, 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, п. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 8(17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», просят взыскать с каждого из ответчиков в пользу ООО «Чистый город» задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 3 447 рублей 08 копеек, в том числе: задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 3 188 рублей 25 копеек, пени за период с 11 февраля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 258 рублей 83 копейки, а также судебные расходы с каждого ответчика в размере 200 рублей.
Определением мирового судьи от 4 октября 2022 г. гражданские дела по искам ООО «Чистый город» к Киселеву Д.Ю. и Киселевой Н.В. о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов объединены в одно произзводство.
Киселев Д.Ю. и Киселева Н.В. обратились к мировому судье со встречным исковым заявлением к ООО «Чистый город» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключенным. В обоснование встречных исковых требований указали, что договор с региональным оператором ООО «Чистый Город» не заключали, услугами ООО «Чистый город» не пользуются, мусор и бытовые отходы утилизируют самостоятельно, не нарушая требований охраны окружающей среды и санитарных норм. Просят суд признать договор между Киселевым Д.Ю., Киселевой Н.В. и ООО «Чистый город» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключенным.
Определением мирового судьи от 8 ноября 2022 г. гражданское дело по исковому заявлению ООО «Чистый город» к Киселеву Д.Ю., Киселевой Н.В. о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, и по встречному иску Киселева Д.Ю., Киселевой Н.В. к ООО «Чистый город» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключенным передано для рассмотрения по подсудности в Белозерский районный суд Курганской области.
Представитель истца по первоначальному иску – ответчика по встречному иску ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в письменном заявлении представитель по доверенности Петров А.К. просил о рассмотрении дела без его участия, при этом указал, что на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Ответчики по первоначальному иску – истцы по встречному иску Киселев Д.Ю. и Киселева Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями ООО «Чистый город» не согласились, на встречном иске настаивали. При этом пояснили, что полагают тарифы на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и нормативы накопления твердых коммунальных отходов завышенными.
Представитель третьего лица – Центрального территориального отдела администрации Белозерского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без их участия.
Учитывая мнение Киселева Д.Ю. и Киселевой Н.В., суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав ответчиков по первоначальному иску – истцов по встречному иску Киселева Д.Ю. и Киселеву Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики по первоначальному иску Киселев Д.Ю. и Киселева Н.В. с 1 октября 2002 г. являются собственниками по 1/2 доле каждый жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30 декабря 2022 г.
13 сентября 2019 г. между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО «Чистый город» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Курганской области, в соответствии с которым ООО «Чистый город» присвоен статус регионального оператора на период с 13 сентября 2019 г. по 13 сентября 2029 г.
ООО «Чистый город» приступило к осуществлению обязанностей регионального оператора на территории Курганской области с 1 января 2020 г. Являясь региональным оператором по обращению с ТКО, истец осуществлял такие услуги и на территории с. Белозерское Белозерского района Курганской области с 1 января 2020 г. с определенных администрацией Белозерского муниципального округа Курганской области мест (площадок) накопления, иного в материалы дела не представлено.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2019 г. № 47-8 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» с 1 января по 31 декабря 2020 г. в размере 561,77 рублей за куб.м.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2020 г. № 60-1, с учетом постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 28 мая 2021 г. № 19-2 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» в размере 561,77 рублей за куб.м. на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. и в размере 565,61 рублей за куб.м. с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 г. № 925 утвержден норматив накопления ТКО для индивидуальных жилых домов на территории городских и сельских поселений Курганской области.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно п.п. 3 и 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды, у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с ТКО, в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.ч. 3 и 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Во исполнение требований федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 6 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных п. 148.(54) настоящих Правил (п. 7 Правил № 354).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с ТКО, применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Статья 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1).
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзывается (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156).
В силу п. 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил № 1156).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(19) Правил № 1156).
Таким образом, из содержания вышеуказанных положений закона следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения сторонами письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений и обязанности оплаты коммунальной услуги, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ сложившиеся между ними отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
Предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и ссылка на типовую форму договора были опубликованы ООО «Чистый город» на своем официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 11 декабря 2019 г. и в газете «Курган и Курганцы» от 5 ноября 2019 г.
Поскольку Киселевым Д.Ю. и Киселевой Н.В. в установленный законодательством срок не были направлены региональному оператору заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, после опубликования публичного договора ими возражений не представлено, договор между ООО «Чистый город» и Киселевым Д.Ю., Киселевой Н.В. считается заключенным на условиях типового договора в силу закона. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением и взимать плату за оказанные услуги.
В этой связи доводы Киселева Д.Ю. и Киселевой Н.В. о не заключении сторонами письменного договора являются несостоятельными. Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого ответчиков по первоначальному иску - истцов по встречному иску.
Пунктом 148(34) Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(39) Правил № 354).
В соответствии с п. 159 Правил № 354 потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, согласно которой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч. 1). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 4).
Следовательно, создание и содержание контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.
Наличие контейнерных площадок на территории с. Белозерского Белозерского района Курганской области Киселевым Д.Ю. и Киселевой Н.В. не оспаривалось.
Лицевой счет на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в общей долевой собственности Киселева Д.Ю. и Киселевой Н.В., оформлен за номером № 1000092792. Материалами дела подтверждено, что в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. собственники жилого дома уклонялись от внесения платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем у каждого из ответчиков образовалась задолженность согласно уточненному расчету за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 3 188 рублей 25 копеек, пени за период с 11 февраля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 258 рублей 83 копейки.
18 марта 2022 г. мировым судьей вынесены судебные приказы № 2-733/2022 и № 2-734/2022 о взыскании с Киселева Д.Ю. и Киселевой Н.В. задолженности, которые определением мирового судьи от 9 июня 2022 г. отменены на основании поступивших возражений ответчиков.
Согласно справке Центрального территориального отдела администрации Белозерского муниципального округа Курганской области от 10 января 2023 г. № 8 в жилом доме, по адресу: <адрес>, в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. зарегистрированы Киселев Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Киселева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и их дети ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что также подтверждается копиями паспортов Киселева Д.Ю. и Киселевой Н.В. и адресными справками Отдела АСР УВМ УМВД России по Курганской области.
Согласно справке от 6 октября 2022 г. № 6 Киселева М.Д. обучается в Юргамышском филиале ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» и проживает в общежитии с 1 сентября 2020 г. по 30 июня 2023 г., о чем свидетельствует договор найма жилого помещения в студенческом общежитии от 1 сентября 2020 г. № 98, из которого следует, что ФИО8 предоставлено общежитие для проживания на весь период обучения с 1 сентября 2020 г. по 30 июня 2024 г. по адресу: <адрес>, ком. №.
Из справок ФГБОУВО «Тюменский индустриальный университет» от 12 сентября 2018 г., 11 сентября 2019 г., 3 сентября 2020 г., 10 сентября 2021 г., 7 сентября 2022 г. следует, что ФИО6 является обучающимся очной формы обучения с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2023 г.
Из представленной в материалы дела копии договора найма жилого помещения в общежитии от 10 сентября 2018 г. № 2018-2-177 следует, что ФИО6 предоставлено общежитие на период обучения с 10 сентября 2018 г. по 30 июня 2022 г. по адресу: <адрес>, где он имеет регистрацию по месту пребывания на срок с 19 июня 2019 г. по 30 июня 2022 г. и с сентября 2022 г. по 15 июля 2024 г., что подтверждается копиями свидетельств о регистрации по месту пребывания № 0004219 и № 0011982 соответственно.
В связи с чем ООО «Чистый город» представлен уточненный расчет задолженности за период с 1 января 2020 г. по 31 августа 2020 г. из расчета 4 проживающих лиц, а в период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. из расчета 3 проживающих лиц.
Таким образом, поскольку ООО «Чистый город» на основании заключенного публичного договора оказывало ответчикам в спорный период фактические услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, Киселев Д.Ю. и Киселева Н.В., являясь собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (по ? доле каждый), в силу закона должны своевременно и в полном объеме вносить плату за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами соразмерно со своей долей, что надлежащим образом за спорный период ответчиками не исполнялось.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, исходя из принципа диспозитивности, суд принимает решение только по заявленным истцом исковым требованиям, поскольку выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного искового заявления Киселева Д.Ю. и Киселевой Н.В. и удовлетворении требований истца по первоначальному иску и взыскании с каждого из ответчиков в пользу ООО «Чистый город» задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере по 3 188 рублей 25 копеек (6 376 рублей 51 копейка : 2), в том числе за период:
с 1 января 2020 г. по 31 августа 2020 г. в размере 2 546 рублей 69 копеек (79,584083 рублей х 8 месяцев х 4 человека);
с 1 сентября 2020 г. по 30 июня 2021 г. в размере 2 387 рублей 52 копейки (79,584083 рублей х 10 месяцев х 3 человека);
с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 1 442 рубля 30 копеек (80,128083 рублей х 6 месяцев х 3 человека), всего 6 376 рублей 51 копейка.
Иного расчета ответчиками по первоначальному иску в суд не представлено, как и не представлено доказательств оплаты долга и отсутствия задолженности.
Учитывая, факт наличия задолженности, истец в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ произвел каждому из ответчиков начисление пеней за период с 11 февраля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере по 258 рублей 83 копейки.
Доказательств того, что ответчики Киселев Д.Ю. и Киселева Н.В. услугами ООО «Чистый город» по обращению с твердыми коммунальными отходами не пользовались, конклюдентных действий в виде помещения мусора в контейнеры не производили, либо что они самостоятельно осуществляли вывоз или утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, или заключили соответствующие договоры с третьими лицами, в материалах дела не имеется.
Также не представлено допустимых доказательств того, что ООО «Чистый город» в спорный период не оказывало услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории с. Белозерского Белозерского района Курганской области.
Не заслуживают внимания и доводы Киселевых Д.Ю. и Н.В. о завышении тарифов на оплату услуги по обращению с ТКО и нормативов накопления ТКО, поскольку в данном случае следует исходить из того, что региональный оператор регламентирует свою деятельность и формирует требования о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО с потребителей на основании законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче искового заявления истцом уплачена госпошлина в сумме 800 рублей 00 копейка по платежным поручениям № 1589, № 1590 от 28 февраля 2022 г., № 9940, № 9939 от 11 августа 2022 г.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу.
В этой связи исходя из размера удовлетворенных судом исковых требований, с учетом его уменьшения, взысканию с ответчиков по первоначальному иску Киселева Д.Ю. и Киселевой Н.В. подлежат расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей 00 копеек, по 200 рублей 00 копеек с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Чистый город» к Киселеву Дмитрию Юрьевичу, Киселевой Наталье Владимировне о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с Киселева Дмитрия Юрьевича, <данные изъяты> в пользу ООО «Чистый город», ИНН 4501159310, КПП 450101001, ОГРН 1104501002748 задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 3 188 рублей 25 копеек, пени за период с 11 февраля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 258 рублей 83 копейки, а также расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей 00 копеек, всего 3 647 рублей 08 копеек.
Взыскать с Киселевой Натальи Владимировны, <данные изъяты> в пользу ООО «Чистый город», ИНН 4501159310, КПП 450101001, ОГРН 1104501002748 задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 3 188 рублей 25 копеек, пени за период с 11 февраля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 258 рублей 83 копейки, а также расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей 00 копеек, всего 3 647 рублей 08 копеек.
В удовлетворении встречных исковых требований Киселева Дмитрия Юрьевича, Киселевой Натальи Владимировны к ООО «Чистый город» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключенным отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.
Судья О.А. Воронежская
(Мотивированное решение суда составлено 31 января 2023 г.)