Решение по делу № 2-399/2021 от 20.11.2020

Дело № 2-399 М/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Коломенский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевченко С.Н., с участием адвоката ФИО8, при секретаре судебного заседания ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО11 обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ГУ-УПФ РФ по <адрес> и <адрес>, в котором просит суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.16 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в подсчет его специального стажа периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя <данные изъяты>»).

В обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.16 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано ввиду отсутствия у него специального стажа. Считая данный отказ необоснованным, полагая, что в спорные периоды он был занят на работах, в должности и в учреждении, предусмотренных действующим законодательством, устанавливающим право на назначение досрочной страховой пенсии.

В судебное заседание истец ФИО11 не явился, в направленном в адрес суда заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием его представителя – адвоката ФИО8 В соответствии с нормативными положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца.

Представитель истца – адвокат ФИО8, действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), в судебном заседании поддержал заявленные уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении. Из дополнительных пояснений представителя истца следует, что при возникновении на территории <адрес> чрезвычайной ситуации федеральные и областные спасатели работают вместе, выполняя одни и те же задачи. В книжке спасателя имеются записи об участии ФИО11 в аварийно-спасательных мероприятиях на территории <адрес>. Работа его доверителя в спорные периоды аналогична работе спасателя федерального уровня, тождественность условий труда в данном случае подтверждена представленными в материалы дела документами. Его доверитель участвовал наряду с федеральными спасателями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории <адрес>. Подразделения спасательных служб, в которых осуществлял трудовую деятельность ФИО11, входят в систему МЧС России. Его доверитель надлежащим образом исполнял свои обязанности, неоднократно был награждён почётными грамотами, медалями, имеет благодарности. Считает, что отказ ответчика в назначении ему досрочной пенсии нарушает его конституционные права.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по <адрес> и <адрес> ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60), поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.52-56), считает, что оснований для назначения досрочной страховой пенсии истцу не имеется ввиду отсутствия у него специального стажа. Дополнительно пояснила, что законодателем в качестве критерия для отнесения работ, которые осуществляются спасателями подразделений и служб федерального органа исполнительной власти, являются особые условия осуществления профессиональной деятельности, сопряженные с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей регионального уровня степенью суточной загруженности, интенсивности труда в процессе локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на всей территории Российской Федерации и на территории других стран в рамках оказания международной помощи. Также указала, что индивидуальные сведения о трудовой деятельности истца в спорные периоды предоставлялись на общих основаниях без указания кода льготы.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, не опровергнуто стороной ответчика, что ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику ГУ-УПФ РФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, проработавшему не менее 15 лет в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшему в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа (л.д.17-18).

Истец ФИО11 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в должности спасателя Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»), что подтверждается трудовой книжкой (л.д.9-16), книжкой спасателя серии .д.19-).

Истец ФИО11 награждён почетной грамотой главы городского округа Коломна от ДД.ММ.ГГГГ за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, грамотное применение профессиональных навыков, проявленных при обеспечении пожарной безопасности на территории городского округа Коломна, и в связи с профессиональным праздником Днем спасателя Российской Федерации (л.д.71), почетной грамотой <адрес> организации Общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72), грамотой Министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по <адрес> за усердие, старание и высокий профессионализм, проявленные при ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе <адрес> (л.д.75), приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» (л.д.74), с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда (л.д.73).

В соответствии с п.1 и п.2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Аналогичное положение содержалось в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года №702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.

Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» установлено, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят: центральный аппарат; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Данным Указом Президента определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ установлены Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ранее подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 551-О-П).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», пунктом 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В обоснование своей позиции истцом также представлено заключение консультанта отдела государственного управления охраной труда Министерства социального развития <адрес> (л.д.33-44), объектом исследования которого являлась правильность предоставления ФИО10, спасателю <данные изъяты>», то есть коллеге истца, компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (досрочное назначение страховой пенсии).

Согласно представленному заключению сотрудник Министерства социального развития <адрес> пришёл, в том числе, к выводам, что ГКУ МО «Мособлпожспас» входит в организационную систему МЧС России, состав и характер труда, фактически выполняемых ФИО10 в профессии «спасатель» в ГКУ МО «Мособлпожспас» соответствует составу и характеру труда, предусмотренным ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», статье 25 (пункт 7), статье 27 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Суд с перечисленными выводами не соглашается, так как они противоречат требованиям действующего законодательства.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.

Так, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8).

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1).

В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2), а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб.

При этом согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Таким образом, вопреки доводам стороны истца, а также выводам, изложенным в заключении № ГЭУТ-02/76, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.

Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закреплённым в законодательстве разграничением функций.

Помимо этого, вывод, изложенный в заключении № ГЭУТ-02/76, о том, что ГКУ МО «Мособлпожспас» входит в организационную систему МЧС России, противоречит положениям о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868).

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

Данные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № 551-О-П по запросу Октябрьского районного суда г. Пензы о проверке конституционности пп. 7 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и жалобе граждан Б.В., Б.И. и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением, где вопреки доводам представителя истца указано на то, что деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды льготной работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.

При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.

Из представленной в материалы дела ответчиком выписки из индивидуального счёта застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) в отношении ФИО11, усматривается отсутствие сведений о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пункту 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя ГУ МО «Московская областная противопожарно-спасательная служба» (ГУ МО «МосОблПожСпас»), так как работодатель соответствующие сведения об особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному истцом основанию, в пенсионный орган не предоставлял, дополнительные страховые взносы за истца не уплачивал (л.д.77-88).

Данная выписка сформирована ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, содержит данные истца – застрахованного лица, в том числе его дату рождения, номер СНИЛС, сведения о трудовой деятельности истца соответствуют сведениям, указанным в трудовой книжке, выписка заверена специалистом ГУ-УПФ РФ по <адрес> и <адрес>, соответствует требованиям, указанным в ст. 71 ГПК РФ, и учитывается судом в качестве надлежащего доказательства по делу.

Каких-либо доказательств несоответствия сведений о трудовой деятельности истца в спорный период времени, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом и его представителем не представлено.

Более того, согласно письму ГУ-УПФ РФ по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , направленному в адрес ответчика в ходе проверки оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии, начальником <данные изъяты>» в адрес ГУ-УПФ РФ по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо -ф, согласно которому профессия «спасатель» в ГКУ МО «Мособлпожспас» право на досрочную пенсию не имеет (л.д.89).

Поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица – ФИО11 отсутствуют сведения об особых условиях труда за спорные периоды трудовой деятельности и об уплате работодателем соответствующих дополнительных взносов, у истца отсутствует требуемый специальный стаж, не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, истец работал в должности «<данные изъяты>, который не входит в систему МЧС России, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения уточненных исковых требований ФИО11

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя ГУ МО «Московская областная противопожарно-спасательная служба» в специальный стаж, назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Московский областной суд через Коломенский городской суд <адрес> с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Шевченко

2-399/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Витухин Олег Юрьевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ №14 по г.Москве и МО
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Шевченко С.Н.
Дело на странице суда
kolomna.mo.sudrf.ru
20.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2020Передача материалов судье
25.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее