Дело № 2-3052/2020
УИД 48RS0001-01-2020-003522-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2020 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А.
при секретаре Чеботарёвой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, Муниципальному учреждению «Управление главного смотрителя г. Липецка», МБУ «Управление благоустройства г. Липецка», МУП «Горэлектротранс» о понуждении к устранению нарушений в области дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Советского района г.Липецка, в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился с иском к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, Муниципальному учреждению «Управление главного смотрителя г. Липецка», МБУ «Управление благоустройства г. Липецка», МУП «Горэлектротранс» о возложении обязанности по приведению покрытия проезжей части дороги общего пользования местного значения городского округа г.Липецка по ул.Циолковского в районе трамвайных путей (около кольцевой дороги напротив ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника. Стоматологический центр») требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», путем устранения на данном участке дороги дефектов дорожного покрытия. В обоснование требований истец указал, что в результате прокурорской проверки установлено отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, на 6 см.
Данный недостаток препятствует предупреждению дорожно-транспортных происшествий и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. В связи с изложенными обстоятельствами истец просил обязать ответчиков устранить нарушения законодательства дорожного движения: привести покрытие проезжей части дороги общего пользования местного значения городского округа г.Липецк на ул.Циолковского в районе трамвайных путей около Кольцевой дороги напротив ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника. Стоматологический центр» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения образовавшихся на данном участке дороги дефектов дорожного покрытия в виде отклонения по вертикали верха головки рельса трамвайных путей.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МУП «Горэлектротранс».
Представитель процессуального истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Липецка, МУ "Управление главного смотрителя г. Липецка" полагали, что исковые требования заявлены необоснованно, так как являются ненадлежащими ответчиками.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
2
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, относятся светофоры, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, а также сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Порядок содержания и порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18).
Согласно ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к задачам в области безопасности дорожного движения относятся охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
3
Согласно ст. 3 данного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Решая вопрос о надлежащем ответчике, в чьи обязанности входит устранение нарушений дорожного покрытия в месте сопряжения трамвайных путей с проезжей частью автомобильной дороги местного значения в пределах городского округа суд исходит из следующего.
Довод ответчиков о том, что трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или расположенные на одном уровне с проезжей частью), не являются проезжей частью, в связи с чем, ответственным за содержание дорожного покрытия проезжей части межрельсового пространства является МУП «Горэлектротранс» является не состоятельным, т.к. основан на неверном толковании норм права.
Пункт 2.42 СниП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», определяющий составные части трамвайного пути, а также п.5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 №АН-103-р, устанавливают лишь внешнюю границу трамвайного полотна.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя трамвайные пути при их наличии.
Следовательно, трамвайные пути, при их наличии, являются частью дороги вне зависимости от указанных в СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» составных частей трамвайного пути, а также установленных пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 №АН-103-р, правил определения внешних границ трамвайного полотна. Данные нормы, правила и распоряжение, являясь документами технического регулирования, не определяют и не могут определять лицо, ответственное за содержание как автомобильной дороги, так и трамвайного полотна как части дороги. Довод о том, что МУП «Горэлектротранс» несет на себе бремя содержания дорожного покрытия в месте сопряжения трамвайных путей с проезжей частью автомобильной дороги, сделан без учета особенности правового статуса автомобильных дорог как объекта гражданских прав, установленный Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4
В силу п. 5 ст. 8 Устава г.Липецка, принятого решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 года № 990, к вопросам местного значения города Липецка относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Устава МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» - деятельность Учреждения направлена на достижение целей удовлетворения потребностей населения г. Липецка в благоустройстве территорий; выполнение функций заказчика на выполнение работ по ремонту и текущему содержанию объектов благоустройства г. Липецка, находящихся в муниципальной собственности (согласно приложению).
Согласно п. 5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3, согласно которой не допускается отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия, более 1,0 см.
В ходе прокурорской проверки 09.06.2020 установлено, что на территории г.Липецка по улице Циолковского в районе трамвайных путей (около кольцевой дороги напротив ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника. Стоматологический центр») имеется отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, 6 см, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017.
Данное обстоятельство подтверждается справкой о результатах проверки, представленным фотоматериалом, и не оспаривалось ответчиками.
Муниципальное учреждение «Управление главного смотрителя города Липецка» наделено полномочиями по выполнению функций технического надзора за выполнением работ по техническому обслуживанию, ремонту автомобильных дорог местного значения и содержанию искусственных дорожных сооружений, а также по согласованию технической документации и сметных расчетов на ремонт автомобильных дорог местного значения и содержанию искусственных сооружений на них.
Согласно приложению к Уставу МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка» учреждение является владельцем автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк, закрепленных за ним на праве оперативного управления в установленном порядке.
В связи с изложенным, МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка» обязано обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по ним.
Имеющиеся в деле доказательства, в полной мере подтверждают, что МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети города Липецка, является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Муниципальным заказчиком и лицом, обеспечивающим осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги на ул.Циолковского г.Липецка, является МБУ «Управление главного смотрителя г. Липецка».
5
Суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению в отношении МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка».
В удовлетворении исковых требований к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, МБУ «Управление благоустройства г. Липецка», МУП «Горэлектротранс» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка» устранить нарушения законодательства дорожного движения: привести покрытие проезжей части дороги общего пользования местного значения городского округа г.Липецк на ул.Циолковского в районе трамвайных путей около Кольцевой дороги напротив ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника. Стоматологический центр» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения образовавшихся на данном участке дороги дефектов дорожного покрытия в виде отклонения по вертикали верха головки рельса трамвайных путей.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, МБУ «Управление благоустройства г . Липецка», МУП «Горэлектротранс» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.А.Санкина
Мотивированное решение составлено 24.11.2020.