ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0003-01-2020-003104-57; Дело № 2-269/2021; 33-8055/21 | Председательствующий суда первой инстанции: | Каралаш З.Ю. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьисудей при секретаре | Сыча М.Ю., Кузнецовой Е.А., Паниной П.Е., Александровой А.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Симферополя, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» Администрации г. Симферополя, МУП «Центральный жилсервис», ООО «УК «Авентин», третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, МКУ Департамент финансов Администрации г. Симферополя, ГУ МЧС России по Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 мая 2021 года,
заслушав доклад судьи Сыча М.Ю. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
У С Т А Н О В И Л А:
02.09.2020 года прокурор г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Симферополя, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» Администрации <адрес>, МУП «Центральный жилсервис», ООО «УК «Авентин», уточнив который просил:
- обязать Администрацию <адрес> Республики Крым и МКУ «Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для регистрации уполномоченным органом права муниципальной собственности на защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№);
- обязать администрацию <адрес> Республики Крым закрепить и зарегистрировать в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретными муниципальными предприятиями (учреждениями) право владения и пользования защитными сооружениями гражданской обороны, расположенными в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№);
- обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течение 10 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, для осуществления ремонта (замены) защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, оснащения защитно-герметических, герметических ворот и дверей подставками, съёмными лёгкими экранами или щитами, оснащения защитных сооружений аптечками, запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий на расчетное количество укрываемых, для обеспечения групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно установленных норм в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> (уч. №), <адрес> (уч. №), <адрес> (уч. №), <адрес> (уч. №);
- обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Центральный Жилсервис» в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу разработать на защитные сооружения гражданской обороны - убежища, расположенные в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№) необходимую документацию, а именно план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; указать на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ порядковые номера белой краской с наружной и внутренней стороны; обеспечить проведение технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; провести испытания сооружений и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха в убежищах; закрыть и опечатать санузлы; разработать годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций убежищ.
В обоснование искового заявления прокурор указывал на то, что в результате проведенной проверки было установлено, что ответчиками надлежащим образом не осуществляются мероприятия по регистрации, содержанию убежищ, указанные защитные сооружения гражданской обороны не готовы к приему укрываемых, нуждаются в ремонте инженерных систем, в т.ч. канализации, средства на их содержание и ремонт не выделялись.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иска прокурора <адрес> удовлетворен частично.
Возложена обязанность на Администрацию <адрес> Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для регистрации уполномоченным органом права муниципальной собственности на защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч. №).
Возложена обязанность на Администрацию <адрес> Республики Крым закрепить и зарегистрировать в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретными муниципальными предприятиями (учреждениями) право владения и пользования защитными сооружениями гражданской обороны, расположенными в <адрес>(уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№).
Возложена обязанность на Администрацию <адрес> Республики Крым в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, для осуществления ремонта (замены) защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, оснащения защитно-герметических, герметических ворот и дверей подставками, съёмными лёгкими экранами или щитами, оснащения защитных сооружений аптечками, запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий на расчетное количество укрываемых, для обеспечения групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно установленных норм в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№).
В удовлетворении требований к МУП «Центральный жилсервис», ООО «УК «Авентин» отказано.
Не согласившись с указанным судебным постановлением, Администрация г. Симферополя принесла апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу - прокурор г. Симферополя указывает на необоснованность доводов апеллянта, просит апелляционную жалобу отклонить, решение суда оставить без изменения.
Представитель Администрации г. Симферополя в судебном заседании коллегии судей доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание коллегии судей не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями законодательства, а также ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что бомбоубежище, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано право муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Защитные сооружения гражданской обороны расположенные в <адрес>, внесены в Реестр муниципального имущества Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно ответа МКУ Департамент развития муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, учреждение является балансодержателем бомбоубежища, расположенного по адресу: <адрес>. Средства бюджета муниципального образования на содержание, ремонт и реконструкцию объекта в 2017-2019 г.г. не выделялись.
Согласно сообщения МУП «Центральный жилсервис», защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в <адрес>, находятся на забалансовом учете МУП «Центральный жилсервис».
Согласно информации представленной на имя прокурора <адрес> ГУ МЧС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения законодательства в области гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений в ходе которой установлено, что на сегодняшний день защитные сооружения расположенные по адресам в <адрес>, эксплуатируются с нарушением нормативно-правовых актов. При этом Акт содержит перечень нарушений допущенных при эксплуатации указанных сооружений.
Прокуратурой <адрес> с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНД по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Крым проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> и подведомственными ей учреждениями и предприятиями законодательства о гражданской обороне при эксплуатации и учете защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО). По результатам проверки выявлены нарушения требований законов.
Проверкой установлено, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь зарегистрировано недвижимое имущество - убежище площадью 194 кв.м, вместимостью 150 чел. кадастровый № по <адрес> в <адрес>.
Помещение убежища по <адрес> по акту о приеме нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ передано в МКУ «Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес>».
Указанный объект Управлением административных органов администрации <адрес> поставлен на учет как защитное сооружение гражданской обороны под №.
Вместе с тем, в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежища) по <адрес>, допущены следующие нарушения законодательства о гражданской обороне:
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, чем нарушены требования п.п.1.7., 1.8. Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- в нарушение п. 3.6 Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, на защитное сооружение не разработана документация в полном объёме. В частности отсутствуют: план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
- не разработан годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения ГО организации (п. 4.1.8 Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- не предусмотрено оснащение защитного сооружения ГО организации аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (п. 1.6. Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- для оснащения ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении № (п. 1.6 Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- не на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежища указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: «Дверь №», «Ставень №» и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения (п.6.2.2 Правил, утверждённых приказом МЧС России отДД.ММ.ГГГГ №);
- группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении N 2 Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 1.5 Правил);
- не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны организации и его технических систем (п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, п. 16.4. Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, глава 5, п.3.2.1 Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.п. 1.7., 1.8. Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- во входах защитного сооружения ГО, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери не находятся на подставках, и не прикрываются съёмными лёгкими экранами или щитами (п.3.2.5 Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- не проведено испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления
(подпора) воздуха в убежище (п. 4, 3.11 Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
- санузлы не закрыты и не опечатаны (п.ДД.ММ.ГГГГ Правил, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Аналогичные нарушения при содержании убежищ были выявлены прокуратурой <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№), <адрес> (уч.№) в <адрес>.
Прокуратура <адрес> обращалась с представлениями, внесенными главе администрации <адрес>, с целью устранения выявленных нарушений, однако необходимые меры в полном объеме не были приняты.
Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не может не согласиться с названным выводом суда первой инстанции.
Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время.
Согласно пункту 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Как следует из материалов дела, состояние спорных объектов не отвечало требованиям, установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, и Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обстоятельства того, что спорные объекты гражданской обороны, испрашиваемые прокурором, требовали устранения нарушений, выявленные в ходе соответствующей проверки, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались. При этом, надлежащих мер, направленных на ликвидацию выявленных нарушений объектов гражданской обороны, не предпринималось.
Согласно информации МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учреждение является балансодержателем бомбоубежища, расположенного по адресу: <адрес>. Средства из бюджета муниципального образования на содержание, ремонт к реконструкцию объекта в 2017-2019 гг. не выделялись.
В соответствии с информацией МУП «Центральный Жилсервис» защитные сооружения гражданской обороны. расположенные по адресам: <адрес>, П в <адрес>, находятся на забалансовом учете предприятия.
Согласно Уставу МУП «Центральный Жилсервис» предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения, учредителем предприятия является муниципальное образование городской округ Симферополь, полномочия собственника имущества осуществляются администрацией <адрес>.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции администрацией <адрес> не представлено сведений о регистрации права муниципальной собственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: <адрес> в <адрес>.
Кроме того, администрацией г. Симферополя решения о передаче, закреплении и регистрации указанных объектов на праве хозяйственного ведения за МУП «Центральный Жилсервис» не принимались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрационные мероприятия, а также передача спорных сооружений на баланс соответствующих предприятий проводились Администрацией г. Симферополя как в период рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и после вынесения решения суда, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку вышеуказанных выводов суда первой инстанции на момент рассмотрения дела по существу не опровергают.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в пределах муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Согласно п. 28 ч 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество составляют казну соответствующего муниципального образования,
В соответствии с п. 4.3 постановления администрации г. Симферополя от 27.09.2019 г. № 5457 «О мерах по сохранению и рациональному использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь» обеспечение мероприятий по содержанию, использованию и сохранению ЗС ГО, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь, является расходным обязательством бюджета муниципального образования городской округ Симферополь.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Симферополя об отсутствии финансирования на мероприятия по приведению защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с нормами действующего законодательства являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения ответчика от обязанностей, предусмотренных законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного разбирательства и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со ст.ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ, а поэтому судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, а поэтому проверенное по доводам жалоы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным.
При таком положении, согласно пункту 1 статьи 328 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменений, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Симферополя без удовлетворения.
Председательствующий судья:Судьи:Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ |