Решение по делу № 2-527/2021 от 25.01.2021

                                                                                                                       Дело № 2-527/2021

73RS0004-01-2021-000730-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2021 года                                                                                                         г. Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,

при секретаре Ворониной Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бехчановой Нины Владимировны к администрации города Ульяновска о признании договора дарения действительным и признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Бехчанова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании договора дарения действительным и признании права собственности на квартиру.

В обоснование иска указывает, что 10.03.2020 она приняла в дар от ФИО3 квартиру с кадастровым номером , площадью 35,6 кв.м., по адресу: <адрес>. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла 14.03.2020, приходилась истцу тётей, за которой она ухаживала многие годы. ФИО3 проживала в г. Ульяновске одна, и единственным близким родственником в Ульяновской области была истица.

10.03.2020 ФИО3 выдала Гашимовой О.А. нотариальную доверенность для совершения сделки договора дарения квартиры и регистрации указанного договора на имя Бехчановой Н.В. 10.03.2020 был составлен договор дарения в простой письменной форме и передан на регистрацию в Управление Росреестра по Ульяновской области. 14.03.2020 года ФИО3 умерла и 21.05.2020 в связи со смертью дарителя Управление Росреестра отказало в регистрации перехода права на основании ничтожности договора дарения.

Полагает договор дарения действительным, так как сторонами договора достигнуто соглашение по всем существенным условия договора. В соответствии с договором дарения истица приняла с благодарностью в дар указанную квартиру, также ей были переданы ключи и правоустанавливающие документы.

Даритель лично приняла решение о заключении договора дарения и оформлении доверенности для регистрации перехода прекращения права собственности на квартиру, чем выразила свою волю на заключение и государственную регистрацию перехода права собственности по сделке к одаряемому, заявление о регистрации было подано по доверенности при жизни дарителя и им отозвано не было, таким образом, факт смерти дарителя не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.

После смерти ФИО3 и по настоящее время наследники не объявились и своих прав на наследство не заявили.

    Просит признать договор дарения квартиры по адресу: <адрес> от 10.03.2020, заключенный между ФИО3 (Гашимовой О.А., действующей по доверенности от имени дарителя) и Бехчановой Н.В. действительным. Признать за Бехчановой Н.В. право собственности на квартиру с кадастровым номером , площадью 35,6 кв.м., по адресу: <адрес>.

Истец Бехчанова Н.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Пьянзина Н.Н. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила исковые требования удовлетворить. Указала, что Бехчанова Н.В. является внучатой племянницей ФИО3 (бабушка истицы являлась родной сестрой ФИО3). Истцу известно, что у ФИО3 был сын, но о нем ничего не известно с 1986 года. Истица являлась единственной родственницей умершей, с которой она поддерживала родственные отношения, в связи с чем, ФИО3 и было принято решение о дарении квартиры. Воля дарителя была добровольной, договор был фактически исполнен путем принятия истцом дара и содержания полученного в дар имущества. Полагала, что имеются все предусмотренные законом основания для удовлетворения иска.

Представитель ответчика администрации г. Ульяновска Короткова А.Д. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве на иск просит отказать в удовлетворении иска. Указывает, что заключенный между ФИО3 и Бехчановой Н.В. договор дарения квартиры регистрацию не прошел, что в силу закона является обязательным, поэтому такой договор не имеет юридической силы и не может иметь юридических последствий, в связи с чем, договор, совершенный сторонами, нельзя считать заключенным с момента подписания. Как следует из искового заявления с заявлением о принятии наследства никто не обращался, в связи с чем, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, считается вымороченным имуществом и перешло в собственность муниципального образования «город Ульяновск».

Третье лицо Гашимова О.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Бехчановой Н.В. не возражала. Указала, что является знакомой истицы, и по ее просьбе стала доверенным лицом ФИО3 при заключении договора дарения, поскольку в силу состояния здоровья последней было тяжело участвовать в регистрационных действиях. Решение о дарении квартиры истице ФИО3 было принято самостоятельно и добровольно, она лично присутствовала при совершении сделки, одобрила ее, ключи от квартиры имелись у Бехчановой Н.В. до совершения сделки, так как она ухаживала за родственницей. Ей известно, что у ФИО3 был сын, но ей о нем ничего не известный длительный временной промежуток. После заключения договора дарения 10.03.2020 она вместе с истицей передала документы на государственную регистрацию, даритель до дня своей смерти об отзыве данных документов ей не сообщал.

Третье лицо нотариус Ступнева Е.Г., представитель третьего лица Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Нотариус Ступнева Е.Г. просила гражданское дело рассмотреть в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способы защиты нарушенных прав определены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право.

В соответствии со ст.ст. 56, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает гражданское дело в пределах заявленных исковых требований, на основании доказательств, представленных сторонами.

Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что собственником однокомнатной квартиры, площадью 35,6 кв.м., с кадастровым номером , расположенной по адресу:                                        <адрес>, является ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно Выписки из имеющихся учетов ОРУГ, в квартире по адресу:                                 <адрес>, с 15.06.2005 по 14.03.2020 имела регистрацию только собственник квартиры ФИО3

ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти II-ВА , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС по Заволжскому району г. Ульяновска Агентства ЗАГС Ульяновской области. По сообщению Нотариальной палаты Ульяновской области, согласно данных Единой информационной системы нотариата наследственное дело на имущество ФИО3 не заводилось.

Как следует из материалов дела 10.03.2020 нотариусом нотариального округа                    г. Ульяновск Антиповой Н.Н. удостоверена доверенность, согласно которой ФИО3 уполномочивает Гашимову О.А. подарить Бехчановой Н.В. принадлежащую ей на праве собственности квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, подписать договор дарения, зарегистрировать переход права собственности со всеми права на подачу и получение документов, представление интересов в государственных органах, с правом государственной регистрации сделок.

10.03.2020 между ФИО3 (даритель), от имени которой на основании доверенности действовала Гашимова О.А., и Бехчановой Н.В. (одаряемая) был заключен договор дарения квартиры, в соответствии с которым даритель безвозмездно передаёт одаряемой в собственность квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 35,6 кв.м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности дарителю на основании договора купли-продажи квартиры от 06.04.2005, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по Ульяновской области, о чем 04 мая 2005 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации . По условиям договора одаряемая с благодарностью приняла в дар указанную квартиру. Передача дара осуществлена путем символической передачи ключей и правоустанавливающих документов. Стороны договора подтверждают, что не лишены дееспособности, не страдают заболеваниями, препятствующими осознанию сути договора, а также отсутствуют обстоятельства вынуждающие стороны совершить данную сделку на крайне невыгодных для себя условиях.

10.03.2020 договор дарения был передан на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Ульяновской области, о чем составлена соответствующая опись документов.

23.03.2020 в день выдачи документов Управление Росреестра по Ульяновской области уведомило Бехчанову Н.В. о приостановлении государственной регистрации права, так как им стало известно о смерти дарителя.

21.05.2020 Управление Росреестра по Ульяновской области отказало в государственной регистрации права на сновании ничтожности договора дарения.

Указывая на действительность договора дарения, истец обратился в суд с данным иском.

Проверяя доводы истца, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 упомянутой статьи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

В силу пункта 3 статьи 574 указанного кодекса договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Вместе с тем согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 г. (пункты 1, 8).

При таких обстоятельствах договор дарения, заключенный между ФИО3 и Бехчановой Н.В. 10.03.2020, государственной регистрации не подлежал, в связи с чем правовые последствия по данной сделке наступили с момента его заключения.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).

Как следует из положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 4, пункт 1 статьи 14, пункт 3 статьи 15, пункт 1 статьи 31), в процессе регистрации правообладатель участвует при подаче заявления о государственной регистрации права. С заявлением представляются и все необходимые документы. В дальнейшем все процедуры по проверке, регистрации и внесению соответствующей записи в реестр осуществляются компетентными органами, совершение сторонами каких-либо юридически значимых действий в процессе самой регистрации не требуется. Стороны могут лишь подать совместное заявление о прекращении государственной регистрации права до внесения записи о регистрации в реестр.

Из системного толкования пункта 3 статьи 551, абзаца 2 пункта 1 статьи 556 ГК РФ и пункта 61 вышеназванного Постановления, следует, что для разрешения иска о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости по договору дарения следует установить наличие документа о передаче имущества, а также фактический переход имущества от дарителя к одаряемому.

Судом установлено, что договор дарения фактически сторонами исполнен, поскольку Бехчанова Н.В. пользуется имуществом, которое не было зарегистрировано в установленном законом порядке ввиду смерти ФИО3, содержит жилое помещение, оплачивает его содержание и коммунальные услуги, о чем представлены подтверждающие документы.

Договор содержит все существенные условия сделки, облечен в предусмотренную законом письменную форму, подписан обоими сторонами, в том числе со стороны дарителя - Гашимовой О.А., наделенной такими полномочиями на основании нотариально удостоверенной доверенности, где ФИО3 выразила свою волю на дарение принадлежащей ей квартиры истице и государственную регистрацию перехода прав собственности.

Кроме того, суд отмечает и то обстоятельство, что договор в установленном законом порядке никем не оспорен, недействительным не признан. Заявление о регистрации было подано представителем дарителя при жизни ФИО3 через работника многофункционального центра в Управление Росреестра по Ульяновской области и им отозвано не было, таким образом, факт смерти ФИО3 не может являться основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.

Учитывая изложенное, исковые требования Бехчановой Н.В. о признании договора дарения действительным и признании права собственности на квартиру подлежат удовлетворению в полном объеме.

Следует признать действительным договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный 10.03.2020 года между ФИО3, от имени которой на основании доверенности действовала Гашимова О.А., и Бехчановой Н.В. Признать за Бехчановой Н.В. право собственности на однокомнатную квартиру, площадью 35,6 кв.м., с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>.

При этом, решение суда является основанием для государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке.

Доводы возражений по иску представителя ответчика относительно того, что договор дарения подлежит обязательной регистрации, в связи с чем, его нельзя признать действительным, вследствие чего имущество является вымороченным и переходит в собственность муниципального образования «город Ульяновск», отклоняются судом, как необоснованные, поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года, правовые последствия по данной сделке наступили с момента заключения договора дарения и имущество не может быть признано вымороченным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бехчановой Нины Владимировны к администрации города Ульяновска о признании договора дарения действительным и признании права собственности на квартиру удовлетворить.

Признать действительным договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный 10.03.2020 года между ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 14 марта 2020 года, от имени которой на основании доверенности от 10.03.2020 действовала Гашимова Ольга Анатольевна, и Бехчановой Ниной Владимировной.

Признать за Бехчановой Ниной Владимировной право собственности на однокомнатную квартиру, площадью 35,6 кв.м., с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на однокомнатную квартиру, площадью 35,6 кв.м., с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес> от ФИО3, умершей 14 марта 2020 года, к Бехчановой Нине Владимировне.

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                       Н.Д. Николаева

Мотивированное решение изготовлено 12.03.2021 года.

2-527/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Пьянзина Н.Н.
Росреестр
Гашимова О.А.
Администрация города Ульяновска
Нотариус Ступнева Елена Геннадьевна
Бехчанова Н.В.
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Николаева Н. Д.
Дело на странице суда
zavolgskiy.uln.sudrf.ru
04.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее