Дело № 2а-672/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года |
г. Орёл |
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.А.,
при секретаре Косолаповой Е.Н.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора Северного района г.Орла Бахаревой Т.Н.,
представителя заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» - Макаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Северного района г.Орла к Волкову С. В. о прекращении права управления транспортным средством,
установил:
Прокурор Северного района г.Орла (далее - прокурор) обратился в суд с административным иском к Волкову С.В. о прекращении права управления транспортным средством, мотивировав свои требования тем, что согласно сведения, представленным МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области, Дата Волкову С.В. было выдано водительское удостоверение №. Административный ответчик состоит на диспансерном учете с октября 2015 года по настоящее время с диагнозом: «Употребление алкоголя с синдромом зависимости», решения врачебной комиссии о снятии Волкова С.В. с учета не принималось. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от Дата № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» алкоголизм отнесен к медицинским психиатрическим противопоказаниям для деятельности, связанной с управлением транспортными средствами. Наличие у ответчика указанного заболевания препятствует управлению им транспортными средствами и влечет прекращение действия права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, неопределенного круга лиц. Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Волкова С.В., которое возникло у него в связи с выдачей ему МРЭО ГИБДД УМВД России Дата водительского удостоверения №.
О дате и времени рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Бахарева Т.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Волков С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - УГИБДД УМВД России по Орловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» - Макарова О.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, дополнительно пояснила, что Волков С.В. состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «ОНД» с 2015 года. После госпитализации он в стационаре не появлялся, было неоднократное посещение медперсоналом на дому, но дома его в этот момент не оказалось.
В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.
Суд, заслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, считает необходимым административные исковые требования по делу удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8 КАС РФ, правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу п.1 ст.1079 ГК РФ, использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу ст. ст. 25, 27 ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам РФ, достигшим установленного настоящей статьей возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности, сдавшим квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами.
В судебном заседании установлено, что Дата административному ответчику Волкову С.В. ГИБДД УМВД РФ по Орловской области было выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами (л.д.7).
Из сообщения № от Дата следует, что Волков С.В. состоит на диспансерном учете с октября 2015 года с диагнозом: «Употребление алкоголя с синдромом зависимости» (л.д.6).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 апреля 1993 года №377 "О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»" алкоголизм, наркомания, токсикомания отнесены к медицинским психиатрическим противопоказаниям для деятельности, связанной с управлением транспортными средствами.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №377 от 28.04.1993, «алкоголизм» является хроническим и затяжным психическим расстройством, препятствующим управлению транспортными средствами. Лица, страдающие алкоголизмом, не могут осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе управлять автотранспортными средствами. Водитель авто, мототранспортных средств, страдающие наркоманией, допускаются к управлению транспортным средством при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Одним из обязательных требований для лиц, получающих допуск к управлению транспортным средством, является прохождение обязательного медицинского освидетельствования с целью определения степени годности к управлению транспортным средством и выявления медицинских противопоказаний или ограничений к вождению (ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В соответствии со ст. ст. 18, 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" одним из направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования - это определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 Закона).
На основании ст. 28 данного Закона выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Одним из условий участия в дорожном движении названо отсутствие у водителя медицинских противопоказаний (ст. 26 Закона).
По смыслу перечисленных правовых норм, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Наличие у административного ответчика Волкова С.В. указанного заболевания препятствует управлению им транспортными средствами, влечет прекращение действия права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Северного района г.Орла к Волкову С.В. о прекращении права на управление транспортным средством, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175 - 178 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Северного района г.Орла к Волкову С. В. о прекращении права управления транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Волкова С. В., Дата года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, которое возникло у него в связи с выдачей ему МРЭО ГИБДД УМВД России Дата водительского удостоверения №.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда через Орловский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2018 года.
Судья |
А.А. Дементьев |