Решение по делу № 2а-372/2020 от 20.08.2020

Дело №2а-372/2020

УИД №33RS0009-01-2020-000668-58

          РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 октября 2020 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Малиновской Г.А.,

при секретаре        Мироновой Н.С.,

с участием

административного истца     Бутрякова Д.А.,

представителя административного истца Мизина А.С.,

представителя административного ответчика Воробьёвой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково административное дело по административному исковому заявлению Бутрякова Дмитрия Анатольевича к Совету народных депутатов Камешковского района о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова»,

       УСТАНОВИЛ

Бутряков Д.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным и отменить решение Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова»; восстановить полномочия Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва.

В обоснование указал, что являлся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, и как депутат должен предоставлять сведения о своих доходах и расходах, обязательствах имущественного характера, в также аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей.

За 2019 год такие сведения необходимо было представить в департамент безопасности администрации Владимирской области не позднее 01.08.2020.

01.08.2020 - выходной день (суббота), в связи с чем сведения о доходах и расходах, обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей Бутряков Д.А. представил в департамент безопасности администрации Владимирской области в понедельник 03.08.2020, как полагает административный истец, в установленный ст.107, 108 ГПК РФ срок.

Несмотря на это, 17.08.2020 Советом народных депутатов Камешковского района принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова за нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в несвоевременном предоставлении сведений о своих доходах и обязательствах, с которым административный истец категорически не согласен, полагая данные действия сведением политических счётов.

В судебном заседании Бутряков Д.А. поддержал свои требования о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А.Бутрякова». От исковых требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва отказался.

Определением суда от 09.10.2020 производство по делу, в части требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, прекращено.

Представитель административного ответчика - Совета народных депутатов Камешковского района - Воробьева Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в установленные законом сроки Бутряков Д.А. обязанность по предоставлению сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не исполнил, за что его полномочия как депутата были прекращены досрочно полномочным органом - Советом народных депутатов Камешковского района, принявшим решение в порядке, предусмотренном регламентом Совета народных депутатов Камешковского района.

Выслушав административного истца Бутрякова Д.А., его представителя Мизина А.С., представителя административного ответчика Воробьеву Е.В., оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Положения статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным, если признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска должна быть установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, так и о нарушении им прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4).

Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (п.4.2).

Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.5).

Статьёй 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п.7.1).

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (п.7.3).

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (п.10.1).

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (п.11).

В соответствии со ст.8-9 Закона Владимирской области от 10.11.2008 №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Владимирской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (ч.1).

Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются в уполномоченный орган (ч.3).

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представляются депутатами представительных органов местного самоуправления, за исключением депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п.2 ч.5).

Указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлено: установить, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, пунктом 1 которого предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы.

Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчётный 2019 год), содержащимися в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.12.2019 №18-2/10/В-11200, разъяснено, что при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций (п.5).

Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным (п.8).

Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций (п.10).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административный истец Бутряков Д.А., являвшийся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи за 2019 год в уполномоченный орган - департамент безопасности администрации Владимирской области 03.08.2020.

Однако, в установленный указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 срок - до 01.08.2020 включительно обязанность по предоставлению указанных сведений Бутряковым Д.А. выполнена не была.

Суд считает несостоятельным довод административного истца о том, что последним днем предоставления сведений следует считать первый рабочий день, т.е. 03.08.2020, исходя из норм исчисления сроков, предусмотренных ГПК РФ.

Рассматриваемые правоотношения носят публично-правовой характер, в связи с чем нормы гражданского и гражданского процессуального права применены к ним быть не могут, в том числе и к исчислению сроков. В данном случае необходимо руководствоваться вышеуказанными специальными правовыми нормами.

Таким образом, судом установлен факт нарушения административным истцом срока предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Суд считает, что у Совета народных депутатов Камешковского района имелись основания для применения такой меры наказания за допущенное нарушение, как досрочное прекращение полномочий депутата, поскольку иной меры взыскания за непредоставление в срок сведений, кроме досрочного прекращения полномочий, действующими законодательными актами не предусмотрено.

Иные меры взыскания, предусмотренные, в частности, ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ, могут быть применены в случае выявления неполноты либо недостоверности представленных сведений, но не при непредоставлении сведений.

Суд отклоняет довод представителя административного истца о том, что решение Совета народных депутатов Камешковского района должно быть отменено, в том числе из-за неправильного указания фактических обстоятельств дела, а именно, что Бутряков Д.А. не представил сведения, при том, что сведения были представлены, но несвоевременно.

Оспариваемое решение от 17.08.2020 №680 в качестве основания применения взыскания к Бутрякову Д.А. содержит следующее: «в связи с неисполнением депутатом Совета народных депутатов Камешковского района Бутряковым Дмитрием Анатольевичем обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Обязанность по предоставлению сведений предусматривает выполнение совокупности требований: своевременности, полноты, достоверности, предоставление сведений уполномоченному органу (должностному лицу). Невыполнение хотя бы одного из требований следует расценивать как невыполнение возложенной обязанности.

Оспариваемое решение принято с соблюдением установленного п.11 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ срока и процедуры, предусмотренной регламентом работы Совета народных депутатов Камешковского района, утверждённым решением Совета народных депутатов Камешковского района от 25.01.2011 №713, на что указывает протокол внеочередного заседания Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020, представленный в материалы дела.

Принимая во внимание изложенное, исковые требования Бутрякова Д.А. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.227 КАС РФ,

    РЕШИЛ

Исковые требования Бутрякова Дмитрия Анатольевича о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А.Бутрякова» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.

Председательствующий      Г.А.Малиновская

Справка. Решение изготовлено в окончательной форме 15.10.2020.Судья

2а-372/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Бутряков Дмитрий Анатольевич
Ответчики
Совет народных депутатов Камешковского района
Другие
Воробьева Елена Владимировна
Мизин Алексей Сергеевич
Суд
Камешковский районный суд Владимирской области
Судья
Малиновская Г.А.
Дело на странице суда
kameshkovsky.wld.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация административного искового заявления
20.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Подготовка дела (собеседование)
21.09.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее