Дело №2а-372/2020
УИД №33RS0009-01-2020-000668-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 октября 2020 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Малиновской Г.А.,
при секретаре Мироновой Н.С.,
с участием
административного истца Бутрякова Д.А.,
представителя административного истца Мизина А.С.,
представителя административного ответчика Воробьёвой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково административное дело по административному исковому заявлению Бутрякова Дмитрия Анатольевича к Совету народных депутатов Камешковского района о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова»,
УСТАНОВИЛ
Бутряков Д.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным и отменить решение Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова»; восстановить полномочия Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва.
В обоснование указал, что являлся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, и как депутат должен предоставлять сведения о своих доходах и расходах, обязательствах имущественного характера, в также аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей.
За 2019 год такие сведения необходимо было представить в департамент безопасности администрации Владимирской области не позднее 01.08.2020.
01.08.2020 - выходной день (суббота), в связи с чем сведения о доходах и расходах, обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей Бутряков Д.А. представил в департамент безопасности администрации Владимирской области в понедельник 03.08.2020, как полагает административный истец, в установленный ст.107, 108 ГПК РФ срок.
Несмотря на это, 17.08.2020 Советом народных депутатов Камешковского района принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Д.А. Бутрякова за нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в несвоевременном предоставлении сведений о своих доходах и обязательствах, с которым административный истец категорически не согласен, полагая данные действия сведением политических счётов.
В судебном заседании Бутряков Д.А. поддержал свои требования о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А.Бутрякова». От исковых требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва отказался.
Определением суда от 09.10.2020 производство по делу, в части требований о восстановлении полномочий Бутрякова Д.А. как депутата Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, прекращено.
Представитель административного ответчика - Совета народных депутатов Камешковского района - Воробьева Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в установленные законом сроки Бутряков Д.А. обязанность по предоставлению сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не исполнил, за что его полномочия как депутата были прекращены досрочно полномочным органом - Советом народных депутатов Камешковского района, принявшим решение в порядке, предусмотренном регламентом Совета народных депутатов Камешковского района.
Выслушав административного истца Бутрякова Д.А., его представителя Мизина А.С., представителя административного ответчика Воробьеву Е.В., оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положения статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемого решения незаконным, если признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска должна быть установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, так и о нарушении им прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4).
Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (п.4.2).
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.5).
Статьёй 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п.7.1).
При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (п.7.3).
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (п.10.1).
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (п.11).
В соответствии со ст.8-9 Закона Владимирской области от 10.11.2008 №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Владимирской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (ч.1).
Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются в уполномоченный орган (ч.3).
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представляются депутатами представительных органов местного самоуправления, за исключением депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п.2 ч.5).
Указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлено: установить, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, пунктом 1 которого предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы.
Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчётный 2019 год), содержащимися в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.12.2019 №18-2/10/В-11200, разъяснено, что при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций (п.5).
Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным (п.8).
Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций (п.10).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административный истец Бутряков Д.А., являвшийся депутатом Совета народных депутатов Камешковского района 6 созыва, представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи за 2019 год в уполномоченный орган - департамент безопасности администрации Владимирской области 03.08.2020.
Однако, в установленный указом Президента РФ от 17.04.2020 №272 срок - до 01.08.2020 включительно обязанность по предоставлению указанных сведений Бутряковым Д.А. выполнена не была.
Суд считает несостоятельным довод административного истца о том, что последним днем предоставления сведений следует считать первый рабочий день, т.е. 03.08.2020, исходя из норм исчисления сроков, предусмотренных ГПК РФ.
Рассматриваемые правоотношения носят публично-правовой характер, в связи с чем нормы гражданского и гражданского процессуального права применены к ним быть не могут, в том числе и к исчислению сроков. В данном случае необходимо руководствоваться вышеуказанными специальными правовыми нормами.
Таким образом, судом установлен факт нарушения административным истцом срока предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Суд считает, что у Совета народных депутатов Камешковского района имелись основания для применения такой меры наказания за допущенное нарушение, как досрочное прекращение полномочий депутата, поскольку иной меры взыскания за непредоставление в срок сведений, кроме досрочного прекращения полномочий, действующими законодательными актами не предусмотрено.
Иные меры взыскания, предусмотренные, в частности, ст.12.1 Федерального закона №273-ФЗ, могут быть применены в случае выявления неполноты либо недостоверности представленных сведений, но не при непредоставлении сведений.
Суд отклоняет довод представителя административного истца о том, что решение Совета народных депутатов Камешковского района должно быть отменено, в том числе из-за неправильного указания фактических обстоятельств дела, а именно, что Бутряков Д.А. не представил сведения, при том, что сведения были представлены, но несвоевременно.
Оспариваемое решение от 17.08.2020 №680 в качестве основания применения взыскания к Бутрякову Д.А. содержит следующее: «в связи с неисполнением депутатом Совета народных депутатов Камешковского района Бутряковым Дмитрием Анатольевичем обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Обязанность по предоставлению сведений предусматривает выполнение совокупности требований: своевременности, полноты, достоверности, предоставление сведений уполномоченному органу (должностному лицу). Невыполнение хотя бы одного из требований следует расценивать как невыполнение возложенной обязанности.
Оспариваемое решение принято с соблюдением установленного п.11 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ срока и процедуры, предусмотренной регламентом работы Совета народных депутатов Камешковского района, утверждённым решением Совета народных депутатов Камешковского района от 25.01.2011 №713, на что указывает протокол внеочередного заседания Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020, представленный в материалы дела.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования Бутрякова Д.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования Бутрякова Дмитрия Анатольевича о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от 17.08.2020 №680 «О досрочном прекращении полномочий депутата Д.А.Бутрякова» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.
Председательствующий Г.А.Малиновская
Справка. Решение изготовлено в окончательной форме 15.10.2020.Судья