Решение по делу № 33-6412/2022 от 06.05.2022

Судья Власова И.Н.                                                            Дело № 33-6412/2022

Дело № 2-156/2022

УИД RS520013-01-2021-002540-76

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                                        07 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи Пятовой Н.Л.,

судей Нижегородцевой И.Л., Чиндяскина С.В.,

    при секретаре судебного заседания Веккер Д.В.,

с участием прокурора ФИО10,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 24 февраля 2022 года по делу

по иску администрации городского округа город Выкса Нижегородской области к Алёниной ФИО2, Алёнину ФИО3, Алёнину ФИО4, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Алёнина Егора Денисовича, об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении и признании утратившими право пользования жилым помещением и встречным исковым требованиям Алёниной ФИО2, Алёнина ФИО3 к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,

заслушав доклад судьи Чиндяскина С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области обратилась в суд с иском к ФИО20 действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО21 об изъятии жилого помещения с возложением на администрацию городского округа город Выкса обязанности выплатить возмещение за изымаемое жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании заключения межведомственной комиссии от 30.05.2012 г. № 6, Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 21.11.2012 г. № 5497 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу в городе Выкса Нижегородской области» жилой многоквартирный [адрес] признан аварийным и подлежащим сносу. Данным постановлением собственникам жилых помещений в многоквартирном доме установлен срок для сноса аварийного дома 7 лет. В установленный срок собственниками жилых помещений снос многоквартирного дома не произведен.

Согласно постановлению администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 18.05.2021 г. № 1216 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном [адрес] для муниципальных нужд. В перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, входит и принадлежащая Алениным квартира. Во исполнение мероприятий по переселению граждан в рамках реализации региональной программы администрацией городского округа город Выкса были организованы встречи с собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Во время проведения встреч собственникам жилых помещений доводилась информация о порядке обеспечения жилыми помещениями взамен изымаемого жилья и порядке выкупа жилых помещений. При этом собственникам жилых помещений предлагалось выбрать способ обеспечения их жилищных прав. Письменные обращения собственников жилых помещений учитывались при организации мероприятий по переселению. От ФИО22 09.09.2019 поступило письменное обращение о выборе способа обеспечения своих жилищных прав, а именно предоставить двухкомнатную квартиру, общей площадью 65,00 кв.м.

Согласно отчета об оценке рыночная стоимость двухкомнатной квартиры и общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество, по состоянию на 14.02.2021 г. составила 2 145 694,00 руб.

Вместе с тем, частью 8.2 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 ст.32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 ст.32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются. В адрес ответчиков направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, до настоящего времени проект соглашения ответчиками не подписан.

Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области просила суд изъять у ФИО23. жилое помещение, расположенное по адресу: [адрес] для муниципальных нужд городского округа город Выкса; возложить на администрацию городского округа город Выкса обязанность выплатить ФИО11 и ФИО12 возмещение за изымаемое жилое помещение в размере 2 145 694 руб. путем перечисления на указанный ответчиками счет, прекратить право собственности ответчиков на жилое помещение, общей площадью 55,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Выкса Нижегородской области на жилое помещение общей площадью 55,6 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, выселить ФИО11, ФИО12 из жилого помещения, признать утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [адрес] Алёнина Д.И., Алёнина Е.Д., [дата] года рождения.

ФИО11, ФИО12 обратились со встречным исковым заявлением о возложении на администрацию г.о.г.Выкса обязанности предоставить им в общую долевую собственность в ? доле каждому благоустроенное жилое помещение в черте городского округа город Выкса Нижегородской области, площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес], взамен изымаемого для муниципальных нужд городского округа город Выкса Нижегородской области согласно постановлению администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 18.05.2021 г. № 1216 в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. № 168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы».

    Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 24 февраля 2022 года в удовлетворении требований администрации городского округа город Выкса Нижегородской области отказано. Встречные исковые требования ФИО24 удовлетворены. На администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области возложена обязанность предоставить <данные изъяты> в общую долевую собственность в равных долях по ? доле в праве общей долевой собственности каждому благоустроенное жилое помещение в черте городского округа город Выкса Нижегородской области общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес] взамен изымаемого для муниципальных нужд городского округа город Выкса Нижегородской области.

В апелляционной жалобе администрации городского округа города Выкса Нижегородской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований администрации городского округа город Выкса Нижегородской области в полном объеме..

В обоснование доводов жалобы указано, что судом не учтено, что администрацией городского округа города Выкса были заявлены требования об изъятии жилого помещения, поскольку собственниками в установленный срок, действия по сносу дома, признанного аварийным, не произведены и органами местного самоуправления данные требования заявлялись в соответствии со ст.32 ЖК РФ, главой 7.1 ЗК РФ, ст.279 ГК РФ.

От ФИО12, ФИО11, Выксунской городской прокуратуры Нижегородской области поступили возражения на апелляционную жалобу с просьбой об отказе в ее удовлетворении.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,, возражений на них, заключение прокурора ФИО10, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 данного закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Частью 2.1 ст. 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО11 и ФИО12 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес] по ? доле каждый на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 09.09.2002, договора дарения от 15.08.2015.

Согласно акту обследования жилого [адрес] от 30.05.2012 г. за № 6 Межведомственной комиссией администрации г. Выкса, физический износ дома составляет 65%. Состояние дома, несущих и ограждающих конструкций представляет угрозу для проживания граждан. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания - расселение жителей.

На основании заключения Межведомственной комиссии Постановлением администрации городского округа г. Выкса Нижегородской области от 21.11.2012 г. № 5497, в соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ жилой [адрес] признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам установлен срок для сноса аварийного дома – 7 лет.

[адрес] включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. № 168.

Постановлением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от 18.05.2021 г. № 1216 изъят земельный участок с кадастровым номером [номер], занимаемый многоквартирным домом [адрес] находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в данном многоквартирном доме. В указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО25 [дата] года рождения, однако ФИО13 и его несовершеннолетний сын ФИО14 по указанному адресу не проживают.

В перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию для муниципальных нужд входит шесть квартир, в том числе [адрес], собственниками которой являются ФИО11, ФИО12

Администрацией г.о.г. Выкса Нижегородской области 25.05.2021 г. ФИО26 было направлено уведомление о предстоящем изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего изъятию, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, подлежащих изъятию у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Для определения размера возмещения за жилое помещение администрацией г.о.г.Выкса Нижегородской области была произведена оценка рыночной стоимости права собственности на жилые помещения (квартиры), в том числе и на спорное жилое помещение.

Согласно отчета об оценке, выполненного оценщиком ФИО15, рыночная стоимость квартиры и общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество, по состоянию на 14.02.2021 г. составила 2 145 694 руб.

В направленном для подписания соглашении об изъятии, ФИО27 предлагалось в соответствии со ст.32 ЖК РФ возмещение за изымаемое помещение в размере 2 145 694 руб.

Соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд ФИО28 не было подписано.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных по делу встречных исковых требований и возложении на администрацию г.о.г.Выкса Нижегородской области обязанности по предоставлении Алениным в собственность равнозначного благоустроенного пригодного для проживания жилого помещения, расположенного в черте городского округа город Выкса Нижегородской области, взамен принадлежащего им помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, исходя из того, что признанный аварийным и подлежащим сносу жилой дом, в котором расположена принадлежащая ФИО29 квартира, включена в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем, собственники имеют право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с разделом 10 Государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской от 29.03.2019 года № 168, в которую включен жилой [адрес], мероприятия по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в адресный перечень Программы отдельно по каждому этапу реализации, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований не позднее сроков завершения реализации каждого этапа.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках реализации Программы осуществляют:

- приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- по согласованию с государственным заказчиком (координатором) Программы приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

- строительство многоквартирных домов, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты.

- выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Органы местного самоуправления муниципальных образований по итогам регистрации права собственности на приобретенные (построенные) благоустроенные жилые помещения, предоставляют гражданам на основании:

- договоров социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- договоров мены на изымаемые у собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям и юридическим лицам) в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По итогам завершения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципальные образования - участники Программы направляют в министерство строительства Нижегородской области соответствующее уведомление о завершении реализации этапа Программы с приложением отчета согласно приложению 6 к настоящей Программе, который также предусматривает приведение сведений о предоставлении собственникам жилых помещений по договорам мены.

Тем самым, Программой, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. № 168, предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах жилых помещений на основании договоров мены, соответственно у собственника жилого помещения имеется право выбора способа возмещения ему стоимости изымаемого жилого помещения, в том числе получение взамен изъятого иного жилого помещения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.

Судом установлено, что изымаемое жилое помещение является для собственников единственным местом жительства, ранее собственниками не совершалось гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, либо действий, совершение которых привело к отчуждению жилых помещений, собственникам ранее не предоставлялось жилое помещение в связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд, согласие собственников на предоставления им жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения не бралось.

Судом установлено, что дальнейшее проживание в аварийном жилом доме, расположенном по адресу: [адрес] создает угрозу для жизни и здоровья собственников.

Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что жилой [адрес] включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем, Аленины, как сособственники жилого помещения, имеют право как на выкуп у них данного помещения так и на предоставление другого равнозначного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных по делу требований и возложении на администрацию г.о.г.Выкса Нижегородской области обязанности предоставить в собственность Алениным равнозначное благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах городского округа город Выкса Нижегородской области.

Довод жалобы о том, что для предоставления благоустроенного жилого помещения в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», без изъятия жилого помещения не будет соответствовать требованиям действующего законодательства, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя возникает с момента государственной регистрации права. Условиями программы предусмотрено заключение между сторонами договора мены, что повлечет за собой прекращение права ответчиков на отчуждаемое аварийное жилое помещение и возникновение права муниципальной собственности на него у истца после государственной регистрации.

Доводы апелляционной жалобы исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку являются несостоятельными, не имеют определяющего правового значения для правильного разрешения спора, не влияют на существо принятого по делу судебного акта и не являются основанием к их отмене. Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Судом первой инстанции были надлежащим образом соблюдены принципы состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ), в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ созданы необходимые условия для реализации прав сторон, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.

Все доказательства по делу получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в оспариваемом судебном акте с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Выксунского городского суда Нижегородской области 24 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Выкса Нижегородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6412/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области
Ответчики
Алёнин Денис Игоревич
Алёнин Игорь Вячеславович
Аленина Ирина Александровна
Другие
Выксунская городская прокуратура
Министерство строительства Нижегородской области
Органы опеки и попечительства Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Чиндяскин Станислав Васильевич
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
11.05.2022Передача дела судье
07.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2022Передано в экспедицию
07.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее