Судья Нигматуллина Д.М.
Апелляционное дело № 7-117/2023
РЕШЕНИЕ
14 июня 2023 года г. Салехард
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхлова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Доброва В.С. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 12 апреля 2023 года (в редакции определения от 17 апреля 2023 года об исправлении описки) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Востриковой Ю.А. № 03/4-90/2023 от 14 марта 20223 года юридическое лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 12 апреля 2023 года (в редакции определения от 17 апреля 2023 года об исправлении описки) указанное постановление оставлено без изменения
С решением судьи не согласен защитник АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Добров В.С.. В жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил решение суда первой инстанции отменить и производство по делу прекратить. Приводит доводы о наличии оснований для переквалификации правонарушения на ч.2 ст.8.31 КоАП РФ. Указывает, что в нарушение ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ АО «Газпромнефть-ННГ» дважды привлечено за одно и тоже правонарушение.
АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», должностное лицо извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяться как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 года №13-П).
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Из части 1 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 15 июня 2022 года Ямало-Ненецким природоохранным прокурором на основании полученной информации о нарушениях АО «Газпромнефть-ННГ» требований законодательства при эксплуатации объектов благоустройства разрабатываемых месторождений принято решение № 147 о проведении в отношении Общества в срок с 20 июня по 19 июля 2022 года проверки исполнения природоохранного законодательства на предмет выявления фактов оказания негативного воздействия, порчи почв, загрязнения окружающей среды, принятия надлежащих мер по ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) и рекультивации земель.
В ходе проверки 20 июня 2022 года прокурором осуществлен осмотр территорий эксплуатируемых Обществом месторождений, в ходе которого установлено наличие с левой стороны от въезда на кустовую площадку №93 Суторминского месторождения (квартал 480 выдел 152 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества) земельного участка, загрязненного веществом, по своим органолептическим свойствам сходным с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах нефтепродуктов, на обводненных участках - радужная пленка). К загрязненной территории со стороны автодороги, идущей в направлении кустовой площадки №93 Суторминского месторождения, ведет песчаная отсыпка со следами ковша экскаватора. Загрязненный земельный участок отличался по цвету от смежных земельных участков с тундровой и лесной растительностью.Произведен отбор проб почв с глубин 0-5 и 5-20 см в месте загрязнения и фоновых труб.
Замечаний к акту осмотра в указанной части от принимавших участие в осмотре лиц, в том числе представителей Общества, не поступило.
Также в ходе проверки установлено, что нефтезагрязнение почвы в указанном месте образовалось 19.06.2022 вследствие разгерметизации нефтесборного трубопровода т.вр.к222,223-т.вр.к.93,94,96, 2300м от т.вр.к.к.222,223 АО «Газпромнефть-ННГ» по причине внутренней коррозии.
Таким образом, загрязнение земельного участка произошло в результате разлива нефтесодержащей жидкости, связанного с невыполнением либо некачественным выполнением всех необходимых требований по эксплуатации трубопроводов, установленными нормативными правовыми актами в данной сфере.
Является установленным тот факт, что загрязненный участок находится в границах земельных участков, предоставленных Обществу в аренду по договорам от 23 апреля 2019 года № 196/Л-19/180/Л-11, от 6 декабря 2010 года №327/Л-10 от 11 декабря 2009 года № 455/Л-09 с целевым назначением - эксплуатационный.
Как указано Обществом и отмечено судом первой инстанции, загрязнение имело место ввиду разгерметизации упомянутого трубопровода по причине внутренней коррозии с разлитием 0,840 т нефти содержащейся в 15,78 куб.м разлившейся транспортируемой жидкости, что явно свидетельствует о недостаточности предпринятых Обществом мер к обеспечению безопасности эксплуатации трубопровода.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
17 января 2023 года заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в отношении АО «Газпромнефть-ННГ» возбуждено дело об административном правонарушении ч.2 ст.8.6 КоАП РФ; впоследствии должностным лицом вынесено постановление с назначением наказания виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, в том числе в контексте обстоятельств, обуславливающих место обнаружения загрязнений, их классификацию и результаты испытаний.
Доводы жалобы об объединении административных постановлений, вынесенных в отношении АО «Газпромнефть-ННГ» по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в одно производство с назначением одного административного наказания являются необоснованными.
Если лицом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку нарушение природоохранного законодательства выявлено прокурором не в ходе контрольного мероприятия, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при этом, каждое из выявленных нарушений образует самостоятельный состав административного правонарушения, основания для применения при назначении наказания положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы о неверной квалификации содеянного, а именно, что действия Общества подлежали квалификации по ст. 8.31 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании закона, поскольку ст. 8.31 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением санитарной безопасности в лесах, а также предотвращением загрязнения лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иного негативное воздействие на леса.
В то же время ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, выразившегося в порче земель вследствие разлива на рельеф местности нефтесодержащей жидкости, являющейся опасным веществом для здоровья людей и окружающей среды, квалифицируется по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Обществу не было вменено нарушение правил санитарной безопасности в лесах, вменена порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и как следствие, основанием для отмены судебного решения не являются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2023 года (в редакции определения от 17 апреля 2023 года об исправлении описки) в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.А. Дряхлова