Решение по делу № 2-2342/2024 от 02.07.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    07 августа 2024 года

    Ленинский районный суд г. Пензы

    в составе председательствующего судьи Андриановой Ю.А.

    при секретаре Уренёве Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Киселева Александра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконными действий, взыскании убытков и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Киселев А.Н. обратился в суд с названным иском, в котором указал, что с 01.03.2017 г. он является получателем страховой пенсии по старости. Размер его пенсии с 01.01.2024г. составляет - 19 300 рублей в месяц. Между тем, в период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г. размер выплачиваемой ему Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области пенсии составил - 9 650,49 рублей в месяц, что меньше величины прожиточного минимума для пенсионеров в Пензенской области, которая составляет - 11 246 рублей. Считает действия пенсионного органа по удержанию с него пенсии незаконными.

На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Киселев А.Н. просил суд признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области, выразившееся в несоблюдении законов Российской Федерации в части сохранения регионального прожиточного минимума для пенсионеров; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области в его пользу сумму недоплаты до прожиточного минимума, за период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г., в размере 9 573,12 рубля; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области в его пользу компенсацию морального вреда в размере - 9 573,12 рубля, а также расходы по оплате госпошлины в размере - 766 рублей.

Истец Киселев А.Н. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области, выразившиеся в несоблюдении законов Российской Федерации в части сохранения регионального прожиточного минимума для пенсионеров Пензенской области;

а также просил взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области в его пользу ущерб, в размере - 9 573,12 рубля, компенсацию морального вреда в размере - 9 573,12 рубля и расходы по оплате госпошлины в размере - 766 рублей.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области - Кознова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать Киселеву А.Н. в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица УФНС России по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Ленинского РОСП г. Пензы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Киселев А.Н. с 01.03.2017 г. является получателем страховой пенсии по старости, размер его пенсии, как следует из справки выданной ОСФР по Пензенской области от 07.08.2024 г., в период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г., составлял - 19 300,97 рублей.

Согласно письму УФНС России по Пензенской области от 31.07.2024г. № 17 – 23/4365 дсп, Киселевым А.Н., 01.03.1957 года рождения, в 2022 году был получен доход от Данные изъяты в размере – 404 511,96 рублей, от Данные изъяты получен доход в размере – 22 842 рубля, в 2023 году Киселевым А.Н. был получен доход от Данные изъяты в размере – 120,21 рублей. Сведений о получении Киселевым А.Н. дохода, в период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г., не имеется.

Из письменных пояснений, представленных представителем ответчика в материалы дела, следует, что на исполнение в ОСФР по Пензенской области из Ленинского РОСП г. Пензы в отношении Киселева А.Н. поступили исполнительные документы:

- судебный приказ №2а-1394/2023 от 22.11.2022 г., выданный мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского района г. Пензы о взыскании с Киселева А.Н. в пользу УФНС Данные изъяты задолженности по налогам в размере - 85 117,96 рублей (постановление от 13.02.2024 г. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по сводному исполнительному производству №11761/24/58048-СД);

- исполнительный лист ФС №042322226 от 01.03.2023 г., выданный Ленинским районным судом г. Пензы, о взыскании с Киселева А.Н. в пользу Данные изъяты задолженности в размере - 35 391,26 рубль (постановление от 21.06.2023 г. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по сводному исполнительному производству №99898/22/58048-СД);

- судебный приказ №2-505/2024 от 27.04.2024 г., выданный мировым судьей судебного участка №6 Ленинского района г. Пензы, о взыскании с Киселева А.Н. в пользу Данные изъяты задолженности в размере - 8 595,54 рублей (постановление от 15.07.2024 г. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по исполнительному производству №227134/24/58048-ИП);

- судебный приказ №2-483/2024 от 27.04.2024 г., выданный мировым судьей судебного участка №6 Ленинского района г. Пензы, о взыскании с Киселева А.Н. в пользу Данные изъяты задолженности в размере - 10 175,11 рублей;

- исполнительный лист №2-278/2023 от 04.04.2024 г., выданный на основании решения мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Пензы, о взыскании с Киселева А.Н. в пользу Данные изъяты задолженности в размере - 11 850,30 рублей, пеней в размере - 1 042,55 рубля, расходов по оплате госпошлины в размере - 515,71 рублей. Из пенсии Киселева А.Н. с 01.03.2024г. на основании постановления к сводному исполнительному производству № 11761/24/58048 – СД от 13.02.2024г. на общую сумму – 127 089,96 рублей; всего по данному исполнительному производству удержано – 67 553,36 рубля. Из пенсии Киселева А.Н. с 01.02.2024г. на основании судебного приказа № 2 – 278 от 04.04.2023г. на общую сумму – 13 408,56 рублей; всего по данному исполнительному производству удержано – 2 456,97 рублей.

При этом, общий размер удержаний не превышал 50% назначенной пенсии. Удержанные с Киселева А.Н. суммы были перечислены пенсионным органом на депозитный счет Ленинского РОСП г. Пензы.

Всего в период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г., как следует из письменных пояснений, ОСФР по Пензенской области, произвело удержания из пенсии Киселева А.Н., в общей сумме - 70 010,33 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.

Обращаясь в суд, Киселев А.Н. просит суд признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области, выразившиеся в удержании из его пенсии, в период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г., денежных средств и не сохранении ему регионального прожиточного минимума для пенсионеров Пензенской области, а также взыскать с ответчика в его пользу излишне удержанные денежные средства, компенсацию морального вреда и расходы по оплате государственной пошлины.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон).

В числе принципов, на основании которых осуществляется исполнительное производство, - уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) (пункты 3, 4 статьи 4 Закона).

В статье 12 Закона перечислены виды исполнительных документов, перечень которых является исчерпывающим. В их числе - исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов (пункт 1 части 1 статьи 12 Закона).

К мерам принудительного исполнения относится, в числе прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (пункт 2 части 3 статьи 68 Закона).

Частью 2 статьи 99 Закона определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В статье 29 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведены основания и определен порядок удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При этом суд так же учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации, в постановлении от 12.07.2007 г. № 10-П и определениях от 13.10.2009 г. № 1325-О-О, от 15.07.2010 г. № 1064-О-О, от 22.03.2011 г. № 340-О-О, от 17.01.2012 г. № 14-О-О, от 19.07.2016 г. № 1713-О неоднократно указывал, что в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи 99 Закона во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

До 1 января 2023 года назначение и выплата страховых пенсий в Российской Федерации осуществлялись Пенсионным фондом Российской Федерации через его региональные отделения. С 1 января 2023 года функции по назначению и выплате страховой пенсии возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).

23.06.2016 г. между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации было заключено Соглашение об информационном взаимодействии (далее - Соглашение), целью которого является организация защищенного электронного документооборота между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации в целях реализации Закона и определения общих принципов взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов при исполнении исполнительных документов.

Указанное соглашение действует в порядке, установленном пунктом 7.5 данного документа, в соответствии с которым срок действия Соглашения составляет один год с момента подписания. Если по истечении срока действия Соглашения ни одна из Сторон не заявит о своем желании расторгнуть Соглашение, оно считается продленным бессрочно

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения к его предмету отнесено, в частности, направление территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов уведомлений об исполнении либо о невозможности исполнения постановления с указанием причин (абзац третий пункта 2.1 Соглашения); направление территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов информации об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (абзац четвертый пункта 2.1 Соглашения).

В абзаце пятом пункта 2.1 Соглашения указано, что взаимодействие в рамках реализации абзацев второго - четвертого этого пункта осуществляется посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Разделом III Соглашения установлены особенности взаимодействия территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в рамках которого: территориальные органы ФССП России получают от территориальных органов ПФР уведомления с указанием причин о невозможности исполнения постановлений, а также информацию об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (пункт 3.1.3 Соглашения); территориальные органы ПФР получают от ФССП России постановления в форме электронного документа (пункт 3.2.1); уведомляют территориальные органы ФССП России посредством системы межведомственного электронного взаимодействия о невозможности исполнения постановления с указанием причин, в числе которых поступление постановления на взыскание из видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Закона (подпункт "е" пункта 3.2.2 Соглашения), иные причины, определенные Законом (подпункт "к" пункта 3.2.2 Соглашения).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

До 1 января 2023 года обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации в лице его региональных отделений (пенсионные органы), которые при исполнении названных обязанностей, в том числе при производстве удержаний из пенсии должника-гражданина на основании исполнительного документа, должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

По общему правилу при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина, являющегося пенсионером, может быть удержано не более 50 процентов пенсии. При этом законодательство об исполнительном производстве и законодательство о пенсионном обеспечении прямо не предусматривают минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания. Вместе с тем возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником средств существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего не только путем соблюдения стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником-гражданином своих обязательств, но и путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования и реализации социально-экономических прав, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

С целью соблюдения названных целей и принципов пенсионному органу как исполняющему публичные функции в силу своей компетенции при поступлении исполнительного документа об обращении взыскания на пенсию должника-гражданина необходимо давать правовую оценку возможности удержания денежных средств из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и делать вывод о возможности или о невозможности исполнения такого исполнительного документа.

Если размер пенсии должника-гражданина с учетом указанного в исполнительном документе размера удержаний будет меньше установленной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, пенсионному органу необходимо уведомить соответствующий территориальный орган службы судебных приставов посредством системы межведомственного взаимодействия о невозможности удержаний из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и, соответственно, о невозможности исполнения исполнительного документа, поскольку при его исполнении могут быть нарушены такие основные принципы исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Пенсионному органу также необходимо уведомлять должника-гражданина о поступлении такого исполнительного документа и о том, что при удержании из его пенсии денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, оставшаяся часть его пенсии будет меньше прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Невыполнение пенсионным органом названных действий и последующее удержание пенсионным органом из пенсии должника-гражданина денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, приведшие к тому, что должник-гражданин и лица, находящиеся на его иждивении, лишаются необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, дают такому должнику-гражданину право ставить вопрос о признании незаконными действий пенсионного органа по удержанию денежных средств из его пенсии и в связи с этим - о возврате незаконно удержанных из его пенсии денежных средств применительно к положениям главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд также учитывает, что пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 27.11.2023г. № 540-ФЗ (ред. от 12.07.2024г.) «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» величина прожиточного минимума в 2024 году в целом по Российской Федерации для пенсионеров установлена - 13 290 рублей.

Постановлением Правительства Пензенской обл. от 12.09.2023г. № 767-пП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Пензенской области на 2024 год» величина прожиточного минимума для пенсионеров в Пензенской области на 2024 год установлена в размере - 11 246 рублей в месяц.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что оставшийся размер пенсии Киселева А.Н. (размер его страховой пенсии - 19 300, 97 рублей, после произведенных удержаний размере его страховой пенсии составил - 9 650,49 рублей), являющейся для него единственным источником средств к существованию, после произведенных пенсионным органом удержаний по исполнительным документам (ежемесячно удерживалось 9 650,49 рублей), стал менее прожиточного минимума для пенсионера в Пензенской области (11 246 рублей).

При этом, как следует из материалов дела производя удержания по исполнительным документам, ОСФР по Пензенской области не уведомило Киселева А.Н. о поступлении исполнительных документов и о том, что при удержании из его пенсии денежных средств в размере, указанном в исполнительных документах, оставшаяся часть выплачиваемой ему пенсии будет менее прожиточного минимума.

Поскольку произведенные из пенсии Киселева А.Н. удержания нарушают один из принципов исполнительного производства - сохранение дохода должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (и конкретно в Пензенской области), суд приходит к выводу о незаконности действий ОСФР по Пензенской области и необходимости восстановления прав Киселева А.Н. взысканием в его пользу недоплаченной пенсии.

Размер недоплаченной Киселеву А.Н. пенсии, за период с 01.01.2024г. по 01.07.2024г. составит - 9 573,06 рубля, исходя из следующего расчета: (19 300 рублей (установленная страховая пенсия) – 50% удержания по исполнительным документам (9 650,49 рублей), прожиточный минимум для пенсионеров в Пензенской области - 11 246 рублей – 9 650,49 рублей = 1 595,51 рублей Х 6 месяцев (период с 01.01.2024г. по 01.07.2024г.), заявлен истцом = 9 573,06 рубля).

Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства, учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, в их совокупности, учитывая, что произведенные пенсионным органом из пенсии Киселева А.Н. удержания нарушают принцип исполнительного производства - сохранение дохода должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума для пенсионеров в Пензенской области, действия ОСФР по Пензенской области, выразившиеся в удержании из пенсии Киселева А.Н., в период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г., денежных средств, без учета положений абзаца 8 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат признанию незаконными, в связи с чем с ОСФР по Пензенской области в пользу Киселева А.Н. подлежит взысканию причиненный вред в размере незаконно удержанной пенсии в размере - 9 573,06 рубля.

Требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, по мнению суда, подлежат частичному удовлетворению на основании следующих норм законодательства.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее - Постановление) разъяснено, что на основании ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Таким образом, в связи с установлением виновных неправомерных действий ОСФР по Пензенской области при удержаний из пенсии Киселева А.Н., суд считает необходимым взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, поскольку удержания из пенсии, производимые с нарушением установленных требований закона, лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает следующее.

В пункте 25 Постановления указано, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. ст. 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни

При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 27 Постановления).

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п. 28 Постановления).

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.

Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (п. 30 Постановления).

Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства во взаимосвязи с разъяснениями Верховного суда Российской Федерации, приведенным в Постановлении, с учетом конкретных обстоятельств причинения морального вреда истцу, характера нарушения прав истца, степени его нравственных страданий, возраста истца (67 лет) и наличия у него тяжелых сердечно – сосудистых заболеваний, не позволяющих ему испытывать постоянный стресс, связанный с нехваткой денежных средств, необходимых для проживания, длительности и неоднократности нарушений (период с 01.01.2024г. до настоящего времени), степени вины ответчика в нарушении прав истца, а также требований разумности и справедливости, суд полагает разумной и достаточной для уменьшения причиненных истцу нравственных страданий компенсацию морального вреда в размере - 4 000 руб. Оснований для взыскания такой компенсации в большем размере суд, в данном случае не усматривает.

Согласно статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

С учетом изложенного, исходя из размера удовлетворенных судом требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере – 766 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Киселева Александра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконными действий, взыскании убытков и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области, выразившиеся в удержании из пенсии Киселева Александра Николаевича, в период с 01.01.2024 г. по 01.07.2024 г., денежных средств без учета положений абзаца 8 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области (ИНН 5836011565, ОГРН 1025801358186) в пользу Киселева Александра Николаевича (Данные изъяты) ущерб в размере - 9 573,06 рубля, компенсацию морального вреда в размере - 4 000 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере - 766 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.

Судья                                                      Ю.А. Андрианова

2-2342/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Киселев Александр Николаевич
Ответчики
ОСФР по Пензенской области
Другие
Ленинский РОСП УФССП России по Пензенской области
УФНС России по Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Андрианова Юлия Александровна
Дело на странице суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
02.07.2024Регистрация административного искового заявления
02.07.2024Передача материалов судье
02.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2024Предварительное судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее