Решение по делу № 2-545/2017 (2-7839/2016;) ~ М-7690/2016 от 09.12.2016

К    делу № 2–545/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2017 года                                                                           г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи        Удычак Э.В.,

при секретаре                                   Дзыбовой С.А.,

с участием истца - Тешева А.Ф.,

представителя ответчика Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» по доверенности - Жирновой П. Р.,

представителя третьего лица Администрации МО «Город Майкоп», по доверенности - Рубан С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности передать в собственность земельный участок и прекращении взимания арендной платы за пользование земельными участками.

В обоснование своих требований истец указал, что на основании договора аренды земельного участка и от 09.02.2016г. он является арендатором земельных участков, из категории земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью701 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, и площадью 700 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, . Договора зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 18.02.2016г. В целях эксплуатации земельных участков по целевому назначению в Управлении архитектуры и градосторительства МО «<адрес>» были получены градостроительные планы, а так же разрешения на строительство индивидуальных жилых домов № RU от 19.04.2016г. и № RU от 19.04.2016г. Руководствуясь ст. 39.20 ЗК РФ, в целях выкупа земельного участка, он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка и предоставил все необходимые документы, однако 27.10.2016г. ему было отказано по мотивам не предоставления документов, подтверждающих получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отказ в предоставлении в собственность земельного участка он получил по почте 31.10.2016г., с которым не согласен. Просил суд признать незаконным, как несоответствующий ЗК РФ, отказ ответчика в предоставлении ему в собственность за плату земельных участков категории «земли населенных пунктов», площадью 701 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, и площадью 700 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, , обязать ответчика предоставить ему в собственность за плату указанный земельный участок и заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка по выкупной цене и прекратить взимание арендной платы за пользование земельными участками с 27.10.2016г.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать за необоснованностью.

Представитель третьего лица МО «<адрес>» так же просил в иске отказать за необоснованностью заявленных требований.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в частности: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (п.п.2 пункта 1 ст.8 ГК РФ)

Согласно ст. ст.1,9,12 ГК РФ граждане осуществляют свои гражданские права, в том числе право на выбор способа их защиты своей волей и в своем интересе по своему усмотрению.

Статья 36 Конституции РФ, гарантирует каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть3).

В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 39.1 ЗК РФ, к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относит договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, а также земельных участков, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта и т.д. (п.п.6,10 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Исходя из ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 2 ст.39.4 ЗК РФ установлено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1)Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2)органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3)органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Названный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Согласно п.5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, направить принятое решение заявителю. В названном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно п.6 ст. 39.17 ЗК РФ проекты договоров и решения, указанные в п.п. 1 и 2 пункта 5 названной статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

При этом характер отношений, возникающих при отчуждении публичных земель, в том числе при реализации статьи 39.20 ЗК РФ, предполагает, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона.

Учитывая, что именно с момента подачи заявки между сторонами возникают правоотношения по выкупу земельного участка, и с этого момента у уполномоченного органа возникают соответствующие предусмотренные законом обязанности, выкупную цену земельного участка необходимо определять по состоянию на дату подачи такого заявления, то есть в порядке, предусмотренном законодательством, действующим в период подачи заявления о выкупе земельного участка.

Судом установлено, что на основании договоров аренды земельного участка и от 09.02.2016г. заключенного по итогам аукциона, сроком на 20 лет, истец является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относящихся к категории земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью 701 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, и площадью 700 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, .

Договор аренды земельного участка вступил в действие 19.02.2016г. с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

По данным кадастрового паспорта земельного участка находящегося по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, от 25.02.2015г., данный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, площадью700 кв.м. с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 724052 руб., поставлен на государственной кадастровый учет 25.02.2015г., на основании распоряжения Главы МО «<адрес>» от 19.02.2015г. -р.

В процессе эксплуатации указанных земельных участков истцом, в сроки предусмотренные договором аренды были получены разрешения на строительство индивидуальных жилых домов № RU от 19.04.2016г. и № RU от 19.04.2016г., право собственности, на которые зарегистрировал в Управлении Росреестра по РА 18.02.2016г.

Указанные обстоятельства подтверждаются, разрешением на строительство от 19.04.2016г. выданным Управлением архитектуры и градостроительства МО «<адрес>».

Таким образом, разрешенное и фактическое использование земельного участка совпадают. Разрешенное использование земельного участка также соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении в собственность без торгов.

Вышеперечисленные обстоятельства, подтвержденные достаточной совокупностью относимых и допустимых доказательств, представленных в материалы дела, свидетельствуют об исключительном праве истца на приобретение спорного земельного участка в собственность.

Истец обратился в Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, однако ответчик, уведомлением от 27.10.2016г. отказал в его предоставлении по мотивам непредставления документов, подтверждающих получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с п.4.4.6. договора аренды земельного участка.

Иных оснований, в отказе ответчика в предоставлении участка не приведены.

Суд находит данную причину отказа истцу в предоставлении участка в собственность за плату, необоснованной и противоречащей закону, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 ГК РФ, статьей 55 Конституции РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий при осуществлении публичных функций в порядке самоконтроля не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Согласно п.п.1,2ст. 55.24. Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в ч.3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вместе с тем, согласно ч. ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.(часть четвертая введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ, в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 20-ФЗ).

Кроме того, ст.39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного их которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и не допускает возможности вольного толкования ее положений.

      Судом таких оснований при разрешении настоящего спора не установлено.

Приведенные ответчиком основания в отказе от 27.10.2016г., не отнесены к основаниям для отказа в предоставлении земельного участка по правилам статьи 39.16 ЗК РФ и, следовательно, не могут являться основанием для отказа заявителю в реализации исключительного права на выкуп земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.

Таким образом, ответчиком, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представлены доказательства того, что испрашиваемый истцом в собственность и находящийся в его фактическом использовании земельный участок подпадает под какие-либо ограничения, закрепленные действующим земельным законодательством.

Учитывая изложенное, основания для отказа в принятии решения об отказе в удовлетворении заявления истца по основаниям, изложенным в письме от 27.10.2016г., отсутствуют, а отказ ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по основаниям, изложенным в нем не соответствует положениям ЗК РФ, нарушает права и законные интересы истца поскольку лишает его возможности реализовать предоставленное законом право на приобретение в собственность земельного участка.

Установив вышеприведенные обстоятельства, суд пришел к выводу о несоблюдении ответчиком предусмотренного ст. 39.17 ЗК РФ порядка предоставления в собственность за плату земельного участка, без проведения торгов, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в этой части.

Доводы истца о прекращении взимания арендной платы за пользование земельными участками, по мнению суда, являются необоснованными, так как указанные земельные участки в настоящее время находятся в аренде и право собственности на указанные земельные участки возникнет с момента регистрации перехода прав собственности.

Соответственно,    требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

                                               Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от 27.10.2016г. в предоставлении в собственность ФИО1 земельных участков, категории «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью 700 кв.м. с кадастровым номером , имеющего адресные ориентиры: <адрес>, ул. ФИО6, и площадью701 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, .

Обязать Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» предоставить ФИО1 в собственность за плату, земельный участок категории «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью 700 кв.м. с кадастровым номером , имеющего адресные ориентиры: <адрес>, ул. ФИО6, и земельный участок категории «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью701 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, , путем заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Обязать Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» заключить с ФИО1 договора купли-продажи земельных участков, категории «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью 700 кв.м. с кадастровым номером , имеющего адресные ориентиры: <адрес>, ул. ФИО6, и площадью701 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, ул. ФИО6, , по выкупной цене.

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о прекращении взимания арендной платы за пользование земельными участками.

     На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                               Удычак Э.В.

2-545/2017 (2-7839/2016;) ~ М-7690/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тешев А.Ф.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп"
Другие
Администрация МО "Город Майкоп"
Суд
Майкопский городской суд
Судья
Удычак Эдуард Валидович
09.12.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2016[И] Передача материалов судье
13.12.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
28.12.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2017[И] Судебное заседание
06.02.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2017[И] Дело оформлено
26.06.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее