Судья Алексеева А.А. | № 33-2370-2023 УИД 51RS0007-01-2023-000353-28Мотивированное определение изготовлено 29.06.2023г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 28 июня 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Булыгиной Е.В. |
судей | Старцевой С.А. |
при секретаре | Свиридовой Ж.А.Кандевиц О.К. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-447/2023 по иску прокурора города Апатиты в защиту прав и законных интересов Красулиной А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО и ФИО2, к администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, Правительству Мурманской области, Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности по строительству объектов коммунальной инфраструктуры,
по апелляционной жалобе муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 28 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя администрации города Апатиты Мурманской области Гагариной А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы прокурора отдела прокуратуры Мурманской области Попко А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор города Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов семьи и социальных прав Красулиной А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО. и ФИО2., к администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее - администрация города Апатиты) о возложении обязанности по строительству объектов коммунальной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Апатиты по обращению Крауслиной А.В. проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области по вопросу необеспечения администрацией города Апатиты объектами коммунальной инфраструктуры земельного участка с кадастровом номером *, площадью 1035 кв.м, расположенного по адресу: ..., предоставленного в, общую долевую собственность Красулиной А.В., Красулину Е.Д., ФИО и ФИО2., как многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, на основании Постановления администрации г.Апатиты от 21 сентября 2022 г. *.
В ходе проверки было установлено, что указанный земельный участок до настоящего времени не обеспечен объектами коммунальной инфраструктуры: отсутствуют сети горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, к земельному участку не проведена автомобильная дорога, соединенная с улично-дорожной сетью городского округа город Апатиты с подведомственной территорией. Строительство объектов коммунальной инфраструктуры с 2022 г. до настоящего времени не начато, муниципальный контракт на указанные цели администрацией города Апатиты не заключён.
Истец просил суд возложить на администрацию города Апатиты обязанность обеспечить строительство объектов коммунальной инфраструктуры: объектов холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также автомобильной дороги, соединённой с улично-дорожной сетью городского округа Апатиты с подведомственной территорией, до границы земельного участка с кадастровым номером * площадью 1035 кв.м, расположенного по адресу: ..., в срок до 31 декабря 2024 г.
Определением от 27 февраля 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Мурманской области и Министерство строительства Мурманской области.
Определением от 20 марта 2023 года, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены муниципальное унитарное предприятие города Апатиты «Апатитская электросетевая компания» (далее - МУП «АЭСК»), Государственное областное унитарное предприятие «Мурманскводоканал» (далее - ГОУП «Мурманскводоканал»), муниципальное казенное учреждение города Апатиты «Управление городского хозяйства» (далее - МКУ г. Апатиты «УГХ»).
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены.
На администрацию муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области возложена обязанность по обеспечению строительства объектов коммунальной инфраструктуры: объектов холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также автомобильной дороги, соединенной с улично-дорожной сетью городского округа г. апатиты с подведомственной территорией, до границы земельного участка с кадастровым номером *, площадью 1035 кв.м, расположенного по адресу: ..., в срок до 31 декабря 2024 года.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Апатиты к Правительству Мурманской области, Министерству строительства Мурманской области судом отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить.
В жалобе приводит доводы о том, что отсутствие объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры не препятствует освоению предоставленного Красулиным земельного участка.
Анализируя положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №600, подчеркивает, что обязанность по обеспечению земельного участка необходимой инфраструктурой лежит на органе государственной власти, а не на органе местного самоуправления.
Приводя положения Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пункта 1 статьи 15.1 Закона Мурманской области № 462-01 ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, указывает, что обеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры как мера социальной поддержки не может быть возложена исключительно на органы местного самоуправления.
Выделение средств на строительство объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, только из местного бюджета приведет к нарушению принципа сбалансированности бюджета, повлечет невыполнение иных социально значимых мероприятий, относящихся к полномочиям муниципального образования.
Суд не принял во внимание представленные ответчиком документы о том, что бюджет города на 2023 год и плановый период 2024-2025 год сформирован с предельным дефицитом, объем основного долга по кредитам, привлеченным муниципальным образованием составлял на дату принятия судом решения 214 млн. рублей, что соответствует верхнему пределу муниципального долга, утвержденному Советом депутатов города Апатиты.
Дальнейшее привлечение кредитных средств невозможно, соответственно, решение суда не является исполнимым.
Кроме того, указывает, что согласно проектно-сметной документации в отношении зоны жилой застройки, расположенной в районе проспекта Сидоренко, в юго-восточной части города Апатиты, срок реализации проектных мероприятий с учетом климатических условий района строительства суммарно не может составлять менее 2 лет, с учетом благоприятных периодов строительства и проведения необходимых торговых процедур, предваряющих строительство. при том, что проектом не предусмотрено поэтапное введение в эксплуатацию коммунальной либо дорожной инфраструктуры.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Мурманской области Шеина А.А., полагая доводы жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города апатиты Карпухина А.И., указав, что суд учел все обстоятельства дела, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Красулина А.В., Красулин Е.Д., представители Правительства Мурманской области, Министерства строительства Мурманской области, ГОУП «Мурманскводоканал», МУП «АЭСК», КУ г. Апатиты «УГХ», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не находит.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их, дал оценку представленным сторонами доказательствам, к установленным отношениям сторон применил надлежащие нормы материального права.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющие государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 15.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области, имеют право приобрести бесплатно без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области и данные земельные участки предоставляются для ведения садоводства (с правом размещения на садовом земельном участке садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей) и осуществления индивидуального жилищного строительства (далее - жилищное строительство) (п. 1).
Земельные участки предоставляются многодетным семьям бесплатно в собственность в соответствии с настоящей статьей однократно (п. 4).
Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Закону (п. 5).
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. №372 при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
Законом Мурманской области от 31 декабря 2003 г. №462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Мурманской области, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, являющегося приложением №2 к Закону Мурманской области от 31 декабря 2003 г. №462-01-ЗМО, для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
Таким образом, в силу вышеприведенных ном права, земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Судом установлено, что на основании постановления администрации города Апатиты от 21 сентября 2022 г. в общую долевую собственность Красулиной А.В., Красулина Е.Д., ФИО. и ФИО2., бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, площадью 1035 кв.м, расположенный но адресу: ..., для индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Красулиной А.В., Красулиным Е.Д., ФИО. и ФИО2., по 1/4 доли в праве собственности за каждым, вид разрешенного использования земельного участка - жилые дома малой этажности на одну семью, кадастровая стоимость - 359 996 рублей 85 копеек.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени данный земельный участок коммунальной и дорожной инфраструктурой не обеспечен.
Разрешая настоящий спор, оценив представленные доказательства по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что администрацией города Апатиты Мурманской области меры, направленные на решение вопроса по обеспечению заявленного земельного участка инженерно-технической коммуникациями и дорожной инфраструктурой, от наличия которых зависит возможность его использования для эксплуатации индивидуального жилого дома, до настоящего времени не приняты, суд пришел к верному выводу о возложении на ответчика обязанности по обеспечению строительства объектов коммунальной инфраструктуры: объектов холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также автомобильной дороги до границы земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ....
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда соответствуют положениям пункта 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 г. №372.
Суд правильно принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 9 ноября 2017 г. №2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
По указанным основаниям признается несостоятельным и довод жалобы ответчика об отсутствии необходимого финансирования.
Согласно положениям подпунктов 49, 62 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктами 1, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены вопросы организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование инвестиционных программ.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 34 того же Федерального закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу пункта 3.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. №462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в мурманской области» формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 названного Федерального закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - определена следующим образом: документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно документами перспективного развития электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 2 Закона Мурманской области от 27 декабря 2019 г. № 2459-01-ЗМО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области» полномочия по предоставлению гражданам, указанным в пункте 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков в собственность бесплатно, отнесены на уровень органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Ссылки администрации муниципального образования на объективную невозможность органа местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не приняты во внимание.
Так, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).
Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Финансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, осуществляется в рамках программы Постановления Правительства Мурманской области от 13 ноября 2020 г. № 795-ПП «О государственной программе Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда».
Приложением к указанной программе являются Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области на софинансирование мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предустановленных на безвозмездной основе многодетным семьям.
Данные правила определяют порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области на софинансирование мероприятий об обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетный семьям. Субсидия предоставляется Министерством строительства Мурманской области по результатам проведения конкурсного отбора.
Согласно показаниям допрошенного в качестве свидетеля заместителя председателя КУИ администрации города Апатиты К.., в 2019 года на цели обеспечения земельных участков объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры администрации ... выделено из областного бюджета 2,96 млн. рублей, в 2020 году – 2,2 млн. рублей, в 2021 году – администрация ... по итогам конкурсного отбора муниципальных образований, претендующих на получение субсидии не набрала необходимого количества баллов, и в распределении субсидии участия не принимала, в 2022 году – 4,82 млн. рублей, в 2023 году конкурсный отбор муниципальных образований не проводился.
Обсуждая вопрос об установлении срока, в течение которого администрация города Апатиты обязана обеспечить спорный земельный участок коммунальной инфраструктурой, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что администрация города Апатиты должна исполнить возложенные на нее решением суда обязанности до 31 декабря 2024 года.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о невозможности в установленный срок выполнить мероприятия по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой судебная коллегия исходит из того, что отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных на орган местного самоуправления полномочий не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, и что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что с момента выделения и фактического предоставления многодетной семье земельного участка ответчиком принимались исчерпывающие меры к созданию технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно показаниям свидетеля Н. (заместителя председателя КУИ администрации города Апатиты по техническим вопросам) в настоящее время выполнены работы по вырубке просек. Другие работы не запланированы из-за отсутствия финансирования.
Право гражданина, тем более многодетной семьи, находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в такой ситуации не может быть поставлено в зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного самоуправления и государственной власти, участником которых он не является.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием, влекущим отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 198, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: