ГАГАРРРќРЎРљРР™ РАЙОННЫЙ РЎРЈР” ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
05 марта 2019 года |
Дело № 2а-1201/2019 |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретарь судебного заседания Ануфриева Н.А.,
при участии административного истца – Благовидова В.К.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Благовидова Р’.Рљ. Рє Департаменту РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, заместителю начальника Управления земельных отношений Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя Васяткиной РСЂРёРЅРµ Вячеславовне РѕР± обжаловании решения органа государственной власти,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Р’ феврале 2019 РіРѕРґР° Благовидов Р’.Рљ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Департаменту РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, заместителю начальника Управления земельных отношений Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя Васяткиной РСЂРёРЅРµ Вячеславовне РѕР± обжаловании решения органа государственной власти. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным Рё отменить решение административного ответчика в„– ГУ-201/19 РѕС‚ 15.01.2019 РіРѕРґР° РѕР± отказе РІ предоставлении Благовидову Р’.Рљ. государственной услуги – предоставлении земельного участка площадью 446 РєРІ.Рј, кадастровый номер в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> РІ собственность без проведения торгов, бесплатно; обязать Департамент РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя устранить допущенное нарушение прав Рё законных интересов административного истца; взыскать СЃ Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя судебные расходы.
Требования административного иска обоснованы тем, что истцу необоснованно отказано ответчиком в предоставлении земельного участка в собственность по причине нарушения истцом принципа однократности предоставления земельных участков в собственность физических лиц, определенный положениями пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации без обоснования такого отказа.
В судебном заседании административный истец просил требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уполномоченного представителя для участия в судебном заседании не направил. Представителем ответчика предоставлены возражения, в иске просит отказать.
Заслушав пояснения, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что 25.12.2018 года административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 446 кв.м, в собственность без проведения торгов бесплатно.
15.01.2019 года истцу отказано в предоставлении государственной услуги, уведомление № ГУ-201/19.
Основанием к отказу в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 446 кв.м, в собственность без проведения торгов бесплатно, является то, что предоставление земельного участка осуществляется однократно.
Также установлено, что ранее распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.05.2018 года № 6373-РДЗ административному истцу предоставлен в собственность земельный участок по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно осуществляется однократно.
Вместе с тем, статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» закреплено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» настоящим Законом устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Статьей 12.2 указанного Закона до 1 января 2019 года гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, либо после дня вступления в силу Федерального конституционного закона при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.
Как следует из материалов дела истец претендует на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, расположенного <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 12.2 Закона города Севастополя № 46-ЗС. На данном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.01.2017 года № 548-РДЗ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно».
Как следует из пункта 2.3 указанного Регламента результатом предоставления государственной услуги является: распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно (далее - Распоряжение); письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Задачи административного судопроизводства заключаются в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, в условиях доступности и своевременности рассмотрения и разрешения административных дел (статья 3 КАС РФ).
При рассмотрении дел об обжаловании решений органов государственной власти, суд не вправе ограничивается формальным установлением обстоятельств, акт органа публичной власти подлежит оценке на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял этот акт. При этом, решение органа государственной власти должно быть четким, понятным, конкретным, не допускать двусмысленности, мотивированным.
РР· представленных доказательств Рё установленных обстоятельств РїРѕ делу усматривается, что административным ответчиком отказано РІ предоставлении государственной услуги административному истцу Рѕ предоставлении земельного участка РІ собственность без проведения торгов бесплатно РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ предусмотренном статьей 12.2 Закона РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя в„– 46-Р—РЎ без надлежащего обоснования причин, основанных РЅР° действующем законодательстве СЃ учетом особенностей регулирования земельных отношений РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РІ настоящее время.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Восстановление нарушенного права путем возложения обязанности на орган, обладающий публичными полномочиями, совершить определенные действия должно быть произведено, если судом будет установлено, что эта обязанность безусловно подлежала исполнению таким органом в рамках своих полномочий.
Такие обстоятельства судом установлены не были, в связи с чем суд понуждает ответчика устранить нарушение прав истца путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по делу, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении с настоящим иском суд в размере 300,00 руб.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Административное исковое заявление Благовидова В.К. удовлетворить.
Признать отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.01.2019 года № ГУ-201/19 в предоставлении Благовидову В.К. государственной услуги – предоставлении земельного участка площадью 446 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов, бесплатно незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Благовидова В.К. путем повторного рассмотрения заявления Благовидова В.К. о предоставлении государственной услуги – предоставлении земельного участка площадью 446 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу Благовидова В.К. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья (подпись) Е.А. Кириленко
Мотивированное решение составлено
11 марта 2019 года
Копия верна
Судья Е.А. Кириленко