Решение по делу № 33-446/2022 от 24.01.2022

Судья Моталыгина Е.А.

Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 33-446/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Петровой Л.А.,

судей Чемис Е.В., Марьенковой А.В.,

с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Марченко Э.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт (замену) участков тепловой сети, с апелляционной жалобой представителя ответчика Евстафьевой А.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 ноября 2021 года.

Заслушав доклад по делу судьи Петровой Л.А., судебная коллегия

установила:

23 июля 2021 года в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области поступило исковое заявление прокурора г. Южно-Сахалинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Южно-Сахалинска. В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Южно-Сахалинска проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направленного на своевременную подготовку объектов жизнеобеспечения для прохождения отопительного периода 2021-2022 годов. По результатам проверки установлено, что на участке № 21 тепловой трассы по ул. Чехова - ул. Институтской, ул. Железнодорожной, расположенном на территории г. Южно-Сахалинска, входящем в систему теплоснабжения муниципального образования и являющегося муниципальной собственностью, имеются внутриквартальные сети теплоснабжения общей протяженностью труб по длине трассы с уложенными в ней двумя трубопроводами (в двухтрубном исчислении) 579,39 м., находящиеся в ветхом состоянии. Согласно представленной АО «СКК» информации нормативный срок службы данных сетей теплоснабжения составляет 25 лет, процент износа в настоящее время 100%, имеется потребность в капитальном ремонте данных участков сети. Между администрацией г. Южно-Сахалинска в лице Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска с ОАО «СКК» заключен договор аренды муниципального имущества № 151-3/СКК/05, согласно которому в целях организации теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования «г. Южно-Сахалинск» Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска предоставляет во временное владение и пользование ОАО «СКК» муниципальное имущество. В соответствии с приложением №2 к договору аренды тепловая трасса (участок № 21) по ул. Чехова, ул. Институтской, ул. Железнодорожной от камеры 01-16-ТК-20 до камеры № 01-16-МКР41к-ТП-ул. Пограничная 80а (инв. № 1200017) передана администрацией в составе иного муниципального имущества в аренду ОАО «СКК». По результатам проведенного анализа прокуратурой установлены факты непринятия ответчиком мер к надлежащему содержанию сетей теплоснабжения, внесено представление об устранений нарушений требований федерального законодательства. На основании изложенного истец просит обязать администрацию г. Южно-Сахалинска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт (замену) участков тепловой сети, расположенных на участке №21 тепловой трассы по ул. Чехова, ул. Институтской, ул. Железнодорожной в г. Южно-Сахалинске:

- Уз57-М41 - Уз60-М41 (ранее: 01-16-МКР02у-ТК-У3.5 - 01-16- МКР02у-ТК-У3.6), длина в двухтрубном исчислении: 210,93 м, диаметр: 400 мм, тип прокладки: надземная, год прокладки: 1987;

- Уз60-М41 - Уз17-М41 (ранее: 01-16-МКР02у-ТК-У3.6 - 01-16- УЗВ-МКР02у-7), длина в двухтрубном исчислении 154,8 м, диаметр: 400 мм, тип прокладки: надземная, год прокладки: 1987;

- ИП1-М41 - ТК65-М41 (ранее: 01-16-МКР41к-ИП-2 - 01-16- МКР41к-ТК-65), длина в двухтрубном исчислении: 92,16 м, диаметр: 300 мм, тип прокладки: подземная, год прокладки: 1980;

- ТК-5И - ТК-5/1И (ранее: 01-16-ТК-5И - 01-16-ТК-6И), длина в двухтрубном исчислении: 38,72 м, диаметр: 500 мм, тип прокладки: подземная, год прокладки: 1985;

- ТК-5/1И - ТК-6И (ранее: 01-16-ТК-5И - 01-16-ТК-6И), длина в двухтрубном исчислении: 57,66 м, диаметр: 500 мм, тип прокладки: подземная, год прокладки: 1985;

- Уз17-М41 - У316-М41 (ранее: 01-16-УЗВ-МКР02у-7 - 01-16-УЗВ- МКР02у-6), длина в двухтрубном исчислении: 25,16 м, диаметр: 400 мм, тип прокладки: надземная, год прокладки: 1987.

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию г. Южно-Сахалинска возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт (замену) участков тепловой сети, расположенных на участке № 21 тепловой трассы по ул. Чехова - ул. Институтской, ул. Железнодорожной в г. Южно-Сахалинске:

- Уз57-М41 - Уз60-М41 (ранее: 01-16-МКР02у-ТК-У3.5 - 01-16- МКР02у-ТК-У3.6), длина в двухтрубном исчислении: 209,2 м, диаметр: 300 мм, тип прокладки: надземная, год прокладки: 1987;

- Уз60-М41 - Уз17-М41 (ранее: 01-16-МКР02у7ТК-У3.6 - 01-16- УЗВ-МКР02у-7), длина в двухтрубном исчислении 185,8 м, диаметр: 300 мм, тип прокладки: надземная, год прокладки: 1987;

- ИП1-М41 - ТК65-М41 (ранее: 01-16-МКР41к-ИП-2 - 01-16- МКР41к-ТК-65), длина в двухтрубном исчислении: 96,3 м, диаметр: 300 мм, тип прокладки: подземная, год прокладки: 1980;

- ТК-5И - ТК-5/1И (ранее: 01-16-ТК-5И - 01-16-ТК-6И), длина в двухтрубном исчислении: 50 м, диаметр: 500 мм, тип прокладки: подземная, год прокладки: 1985;

- ТК-5/1И - ТК-6И (ранее: 01-16-ТК-5И - 01-16-ТК-6И), длина в двухтрубном исчислении: 60 м, диаметр: 500 мм, тип прокладки: подземная, год прокладки: 1985;

- Уз17-М41 - Уз16-М41 (ранее: 01-16-УЗВ-МКР02у-7 - 01-16-УЗВ- МКР02у-6), длина в двухтрубном исчислении: 37,6 м, диаметр: 300 мм, тип прокладки: надземная, год прокладки: 1987.

С администрации г. Южно-Сахалинска также взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Евстафьева А.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Указывает, что заключенный между Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска и ОАО «СКК» договор аренды предусматривает обязанность проведения и производства арендатором (ОАО «СКК») текущего и капительного ремонта переданного в аренду имущества (тепловых сетей), однако сети теплоснабжения, указанные в исковом заявлении, не входят в перечень объектов муниципальной программы, по которой планируется выполнение работ по строительству и реконструкции. Указанный срок исполнения решения суда нарушает баланс интересов сторон, взысканная государственная пошлина является незаконной, поскольку администрация г. Южно-Сахалинска как орган местного самоуправления освобождается от ее уплаты.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Елизарова Л.В. ссылается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.

В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела представитель ответчика Зайка А.О. поддержала апелляционную жалобу, прокурор Зайцева Я.А., представитель третьего лица Пасынкова Т.О. возражали против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Согласно пункту 1 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в результате прокурорской проверки, проведенной с целью соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявлено неудовлетворительное состояние внутриквартальных сетей теплоснабжения общей протяженностью труб по длине трассы с уложенными в ней двумя трубопроводами (в двухтрубном исчислении) 579,39 м., находящиеся в ветхом состоянии.

Вышеуказанные участки сети теплоснабжения находятся в собственности муниципального образования - городского округа «город Южно-Сахалинск», что подтверждено договором аренды № 151- З/СКК/05 от 21 июля 2005 года с приложением №2 к нему, реестром муниципального имущества - Сооружения, коммуникаций, зеленые насаждения на 1 января 2021 года, и сторонами не оспаривается.

Участок № 21 тепловой трассы по ул. Чехова - ул. Институтской, ул. Железнодорожной, расположенный на территории города Южно- Сахалинска согласно реестру находится в пользовании АО «СКК» на основании договора аренды № 151 от 21 июля 2005 года.

Между Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и ОАО «СКК» 21 июля 2005 года заключен договор аренды муниципального имущества № 151-3/СКК/05, согласно пункту 1.1. которого в целях организации теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования «город Южно-Сахалинск» Арендодатель предоставляет во временное владение и пользование Арендатору муниципальное имущество согласно приложениям, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.

Согласно п.3.3.1 вышеуказанного договора Арендатор имеет право самостоятельно производить текущий и капитальный ремонт, необходимый для использования имущества в соответствии с его целевым назначением, а так же реконструкцию.

В соответствии с приложением № 2 к договору тепловая трасса (участок № 21) по ул. Чехова, ул. Институтской, ул. Железнодорожной от камеры 01-16-ТК-20 до камеры № 01-16-МКР41к-ТП-ул. Пограничная 80а (инв. № 1200017) передана администрацией в составе иного муниципального имущества в аренду ОАО «СКК».

Прокуратурой города установлены факты непринятия ответчиком мер к надлежащему содержанию сетей теплоснабжения, в связи с чем 9 апреля 2021 года прокуратурой города Южно-Сахалинска внесено представление мэру города Южно-Сахалинска об устранении нарушений требований федерального законодательства.

По результатам рассмотрения представления 17 мая 2021 года администрацией г. Южно-Сахалинска предоставлен ответ, из которого следует, что выявленные прокуратурой г. Южно-Сахалинска факты ненадлежащего проведения капитального ремонта ветхих сетей нашли свое подтверждение, однако администрацией города и её должностными лицами принимаются все необходимые меры для поддержания удовлетворительного состояния объектов, проводятся необходимые и планомерные мероприятия по текущему, капитальному ремонту и реконструкции сетей.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению к спорным правоотношениям вышеприведенными правовыми нормами, установил юридически значимые по делу обстоятельства, согласно которым обязанность по надлежащему обеспечению теплоснабжения возложена на орган местного самоуправления, а также, учитывая, тот факт, что участок сетей теплоснабжения, заявленный прокурором в иске, находится в ветхом и аварийном состоянии и нуждается в замене, нашел свое подтверждение, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.

При этом суд верно учел, что орган местного самоуправления, в собственности которого находится имущество, которое необходимо не только для удовлетворения личных потребностей собственника, но и для реализации и защиты прав и свобод граждан, обязано поддерживать его в исправном техническом состоянии, осуществлять работу по его ремонту, улучшению его производственных характеристик. Дальнейшая эксплуатация сетей теплоснабжения муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, что нарушает право жителей на бесперебойное предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению.

Выводы суда в решении достаточно подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Ссылки в апелляционной жалобе на обязанность арендатора проводить капитальный ремонт переданных в аренду участков тепловых сетей, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку пунктом 3.3.2 договора аренды муниципального имущества № 151-3/СКК/05 от 21 июля 2005 года закреплено, что обязанность по проведению капитального ремонта является правом арендатора. Поскольку рассматриваемый договор аренды заключен с АО «СКК» в 2005 году, и по истечении закрепленного в договоре срока действия был правомерно возобновлен на неопределенный срок, то к данному договору подлежат применению положения пункта 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязанности арендодателя производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не установлено законом, иными правовым актами или договором аренды, действовавшими на момент его заключения.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда в части возложения на ответчика обязанности провести капитальный ремонт (замену) участков тепловой сети.

Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы в части отсутствия предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины, поскольку согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, администрация города Южно-Сахалинска освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, в связи с чем решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 ноября 2021 года подлежит отмене в части взыскания с ответчика администрации города Южно-Сахалинска государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 ноября 2021 года отменить в части взыскания с ответчика администрации города Южно-Сахалинска государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части то же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Евстафьевой А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.А. Петрова

Судьи А.В. Марьенкова

Е.В. Чемис

Судья Моталыгина Е.А.

Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 33-446/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

17 февраля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Петровой Л.А.,

судей Чемис Е.В., Марьенковой А.В.,

с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Марченко Э.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт (замену) участков тепловой сети, с апелляционной жалобой представителя ответчика Евстафьевой А.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 ноября 2021 года.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 ноября 2021 года отменить в части взыскания с ответчика администрации города Южно-Сахалинска государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части то же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Евстафьевой А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.А. Петрова

Судьи А.В. Марьенкова

Е.В. Чемис

33-446/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Южно-Сахалинска
Ответчики
Администрация города Южно-Сахалинска
Другие
АО "Сахалинская коммунальная компания"
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Петрова Лада Александровна
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
25.01.2022Передача дела судье
17.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022Передано в экспедицию
17.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее