Решение по делу № 66а-122/2020 от 24.12.2019

№ 66а-122/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                          20 января 2020 г.

Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., рассмотрев без проведения судебного заседания материал № М-140/2019 (УИД 91OS0000-01-2019-000271-91) по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны об оспаривании в части постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», по частной жалобе административного истца на определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 8 ноября 2019 г. об оставлении административного искового заявления без движения,

установил:

    индивидуальный предприниматель Салех О.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 3.4 Положения о порядке определения кадастровой стоимости, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (с учетом изменений и дополнений), в той мере, в какой он допускает различный порядок расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости от даты заключения договора.

    Определением судьи от 8 ноября 2019 г. указанное административное исковое заявление оставлено без движения.

    В частной жалобе административный истец просит судебный акт отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.

    В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.

    Проверив представленный материал, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Требования, предъявляемые к данному административному исковому заявлению, содержатся в статье 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Оставляя без движения административное исковое заявление Салех О.В., судья первой инстанции пришел к выводу о его несоответствие требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и предложил административному истцу в срок до 29 ноября 2019 г. устранить указанные в определении недостатки, уточнив административное исковое заявление, которое должно отвечать требованиям статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемым к его содержанию, и представив документы, предусмотренные пунктами 1, 4 части 1 статьи 126, частью 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    При этом, судья исходил из того, что в административном исковом заявлении административным истцом не указаны сведения о наличии у него высшего юридического образования при намерении лично вести административное дело либо при ведении дела через представителя – сведения о наименовании или фамилии, имени и отчестве представителя, его почтовом адресе, о высшем юридическом образовании, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты; в просительной части административного искового заявления отсутствует наименование конкретного Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющих большую юридическую силу, в том числе отдельных его норм (статей), на предмет соответствия с которыми требуется проверить оспариваемый нормативный правовой акт.

    При указанных обстоятельствах к административному исковому заявлению не приложены документ, подтверждающий наличие у административного истца высшего юридического образования, доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования. Помимо этого, административному истцу указано на необходимость представить копию административного искового заявления с приложенными документами для прокурора.

    Вопреки доводам частной жалобы суд апелляционной инстанции находит правильным вывод судьи Верховного Суда Республики Крым о том, что непредставление административным истцом копии административного искового заявления с приложенными к нему документами для прокурора является основанием для оставления административного искового заявления без движения.

В силу части 3 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 данного Кодекса в случае его несоответствия требованиям, установленным статьей 209 этого Кодекса.

Согласно части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Частью 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.

Таким образом, административному истцу следовало представить копии административного искового заявления и приложенных к нему документов для прокурора.

    Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с остальными выводами судьи о допущенных административным истцом нарушениях требований закона, предъявляемых к содержанию административного искового заявления и к приложенным к нему документам, как препятствующих к принятию административного искового заявления к производству суда.

    Так, в соответствии с частью 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном суде общей юрисдикции, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

    Однако, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», законодательство об административном судопроизводстве не устанавливает требование о необходимости подписания административного искового заявления об оспаривании соответствующего правового акта только лицом, имеющим высшее юридическое образование (административным истцом или его представителем). Допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно административным истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование.

    В этой связи отсутствие у административного истца высшего юридического образования, так же как и не указание им соответствующих об этом сведений в административном исковом заявлении, не представление документа, подтверждающего наличие у административного истца юридического образования, не препятствует его обращению в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта.

    Поскольку административное исковое заявление подписано и подано в суд непосредственно административным истцом, а не его представителем, то необходимость в указании в административном исковом заявлении фамилии, имени и отчества представителя, его почтового адреса, сведений о высшем юридическом образовании и иные сведения, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также в представлении доверенности или иных документов, удостоверяющих полномочия представителя административного истца, документа, подтверждающего наличие у представителя высшего юридического образования, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в рассматриваемом случае отсутствовала.

      Помимо указанного, согласно пункту 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

Выполняя указанные требования закона, административный истец указал в административном исковом заявлении, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2019 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

При этом, приведенные положения закона не содержат требований по указанию соответствующих сведений непосредственно в просительной части административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление Салех О.В. содержит требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в соответствующей части.

С учетом изложенного, определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 8 ноября 2019 года подлежит отмене в части возложения на административного истца обязанности: указать в административном исковом заявлении сведения о наличии у него высшего юридического образования при намерении лично вести административное дело либо при ведении дела через представителя – сведения о наименовании или фамилии, имени и отчестве представителя, его почтовом адресе, о высшем юридическом образовании, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты; наименовании конкретного Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющих большую юридическую силу, в том числе отдельных его норм (статей), на предмет соответствия с которыми требуется проверить оспариваемый нормативный правовой акт; представить к административному исковому заявлению документ, подтверждающий наличие у административного истца высшего юридического образования, доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования.

В остальной части обжалуемое определение следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

    определил:

    определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 8 ноября 2019 г. отменить в части возложения на административного истца обязанности: указать в административном исковом заявлении сведения о наличии у него высшего юридического образования при намерении лично вести административное дело либо при ведении дела через представителя – сведения о наименовании или фамилии, имени и отчестве представителя, его почтовом адресе, о высшем юридическом образовании, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты; наименовании конкретного Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющих большую юридическую силу, в том числе отдельных его норм (статей), на предмет соответствия с которыми требуется проверить оспариваемый нормативный правовой акт; представить к административному исковому заявлению документ, подтверждающий наличие у административного истца высшего юридического образования, доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования.

    В остальной части определение Верховного Суда Республики Крым от 8 ноября 2019 г. оставить без изменения, а частную жалобу индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны – без удовлетворения.

                Судья                                                                                           Д.И. Гылкэ

66а-122/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Истцы
Салех Ольга Викторовна
Ответчики
Совет Министров Республики Крым
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Гылкэ Дмитрий Иванович
Дело на странице суда
3ap.sudrf.ru
24.12.2019Передача дела судье
20.01.2020Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Передано в экспедицию
20.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее