2-106/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Потапенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте 08 февраля 2018 года гражданское дело по иску Курочкиной М.Н. к администрации МО ГО «Ухта» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в жилое помещение,
установил:
Курочкина М.Н. обратилась с иском о возложении на Администрацию МО ГО «Ухта» обязанности создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в жилое помещение путем оборудования пандуса в доме №....
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Ухтинская городская организация Коми республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» и ООО «Ухтажилфонд».
Истец в судебном заседании не присутствовала.
Представитель истца и УГО КРО ВОИ на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ООО «Ухтажилфонд» поддержал требования истца.
Представитель администрации МО ГО «Ухта» иск не признала.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Курочкина М.Н. является инвалидом группы по общему заболеванию, средством передвижения для неё является кресло-коляска.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему «гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности…» (ст.2). Основной целью этих мер является создание инвалидам «равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».
В соответствии со ст.15 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно требованиям ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Из материалов дела следует, что Курочкина М.Н. проживает в квартире № .... расположенной на втором этаже в первом подъезде дома №..... Входная группа и лестничные марши в подъезде вышеуказанного жилого дома не оборудованы техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности.
Отсутствие пандусов и других средств для подъема, с учетом состояния здоровья Курочкиной М.Н., безусловно, затрудняет ей доступ в занимаемое жилое помещение.
В то же время, по заключению МУ «Управление капитального строительства» техническая возможность установки наружного и внутреннего пандуса на лестничный марш на путях движения до квартиры №.... в подъезде №.... жилого дома №.... имеется.
При таких обстоятельствах, Курочкина М.Н. вправе требовать создания условий, обеспечивающих ей беспрепятственный доступ жилое помещение путем установки наружного и внутреннего пандуса, являющегося единственным возможным средством для удовлетворения минимальных потребностей инвалида-колясочника.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297). Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2, 7, 18 и 19).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 13.05.2010 года №689-О-О, финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что вытекающая из перечисленных выше норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, должна выть возложена на орган местного самоуправления, в связи с чем, в рассматриваемом случае лицом, обязанным установить пандус в жилом доме №...., является администрация МО ГО «Ухта».
Доводы представителя администрации о том, что такая обязанность лежит на собственникам помещений МКД и управляющей организации, суд считает несостоятельными, поскольку право Курочкиной М.Н. на доступную среду и на обеспечение беспрепятственного доступа в занимаемое ею жилое помещение гарантировано государством, и не может быть поставлено в зависимость от решения общего собрания собственников помещений МКД и действий управляющей компании.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения суда, указанный в иске (6 месяцев), с учетом возможностей ответчика по его исполнению, суд находит разумным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Курочкиной М.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать наружный пандус к подъезду №.... жилого дома №.... и откидной пандус на лестничном марше на пути движения к квартире №.... указанного жилого дома в целях компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13.02.2018г.
Председательствующий О.Л. Саенко