САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-6654/2019 |
Судья: Батогов А.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Ильичевой Е.В. |
судей |
Стаховой Т.М., Бутковой Н.А. |
при секретаре |
Зимиревой И.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2019 года апелляционную жалобу Рахимовой Р. Г. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 декабря 2018 года по административному делу №2а-2239/2018 по иску Рахимовой Р. Г. к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения административного истца – Рахимовой Р.Г., представителя административного истца Рахимовой Р.Г. – Литвиновой И.П., представителя административного ответчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга – Филипповой С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Рахимова Р.Г. обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о снятии ее с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановив административного истца на названном учете.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 декабря 2018 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании ордера №80 от 20 марта 1992 года Рахимовой Р.Г. предоставлено право занятия жилой площади 14,3 кв.м в семейном общежитии по адресу: Санкт – Петербург, <адрес>.
13 июля 2000 года Рахимова Р.Г. в составе семьи из одного человека поставлена на учет нуждающихся по улучшению жилищных условий как проживающих в общежитиях (пункт 16.4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года № 712/6).
24 сентября 2007 года дому присвоен адрес <адрес>, с истцом заключен договор социального найма на комнату жилой площадью 14,3 кв.м.
Согласно справке формы 7, распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 2 марта 2009 года № 146 здание общежития (ранее присвоенный адрес <адрес>) включено в состав жилого фонда социального использования.
21 октября 2009 года с Рахимовой Р.Г. заключен договор №2389 социального найма занимаемого ею помещения – жилой комнаты №... площадью 14,3 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В качестве члена семьи совместно с истцом указан ее муж – И.А.Г.
4 апреля 2018 года Рахимова Р.Г. обратилась в Жилищный отдел администрации Адмиралтейского района Санкт – Петербурга с заявлением о предоставлении ее семье освободившейся в занимаемой квартире комнаты площадью 13,2 кв.м по договору социального найма без снятия с учета.
Согласно справке для доклада на комиссии от 5 июня 2018 года, доля семьи в общей площади квартиры по занимаемой жилой площади составила 20.94 кв.м, доля на одного человека в коммунальной квартире с учетом свободной площади составляет 22,69 кв.м, доля на одного человека в коммунальной квартире с учетом свободной площади 13,2 кв.м составляет 20,13 кв.м
Распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт – Петербурга от 20 июня 2018 года №1771 Рахимовой Р.Г. в составе семьи из 2 человек (она и ее муж) предоставлена комната №... площадью 13,2 кв.м.
29 июня 2018 года с Рахимовой Р.Г. был заключен договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
23 июля 2018 года супруг истца снят с регистрационного учета в связи с изменением места жительства.
29 августа 2018 года расторгнут брак между Рахимовой Р.Г. и И.А.Г.
Распоряжением администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 5 сентября 2018 года №2629-р Рахимова Р.Г. снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи утратой оснований состоять на учете.
Согласно справке для доклада на жилищной комиссии от 9 августа 2018 года доля общей площади жилого помещения Рахимовой Р.Г. составляет 40, 27 кв.м.
Оспаривая распоряжение от 5 сентября 2018 года, Рахимова Р.Г. в рассматриваемом административном иске ссылалась на то, что какие-либо правовые основания для принятия такого решения отсутствовали, поскольку административный истец места жительства не меняла, денежных средств от государственных органов на приобретение или строительство жилья не получала, недостоверных данных о себе не подавала, продолжает проживать в ранее занимаемой комнате в коммунальной квартире.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец в связи с предоставлением в установленном порядке жилой площади, изменением состава семьи, утратил право на жилищное обеспечение в порядке, предусмотренном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 5 Вводного закона, пунктов 1, 2, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 17.5, 29.1, 29.4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 7 сентября 1987 года № 712/6, разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П, Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Обзоре судебной практики N 1 (2016), что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 года N 2329-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляются нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Вводного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указанное положение не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Ленгорисполкома от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.
Вместе с тем в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена иная норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
При этом, статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге установлена в размере 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и 15 кв.м для проживающих в коммунальных квартирах.
Анализ изложенных правовых норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что основанием для снятия административного истца с учета нуждающихся, с учетом конкретных обстоятельств дела, правомерно расценена ее обеспеченность как общей, так и жилой площадью жилых помещений выше нормы предоставления, существовавшей до 1 марта 2005 года и действующей в настоящее время.
Из материалов дела следует, что после исполнения распоряжения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 20 июня 2018 года №1771, в части заключения с Рахимовой Р.Г. договора социального найма в отношении дополнительной комнаты и снятия с регистрационного учета супруга административного истца, ее жилищная обеспеченность общей площадью жилого помещения составила 40,27 кв.м, из которых жилая – 27,5 кв.м.
Таким образом, жилищная обеспеченность административного истца составляет более нормы предоставления жилой площади, которая составляет 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на момент предоставления дополнительной комнаты и принятия оспариваемого распоряжения от 5 сентября 2018 года №2629-р предоставленные жилые помещения не относились к числу специализированного жилищного фонда, а были переведены в фонд социального использования.
Наличия подлежащих учету в рассматриваемом деле конструктивных особенностей коммунальной квартиры, в которой проживает административный истец, при рассмотрении спора не установлено.
Изложенные обстоятельства позволяют судебной коллегии придти к выводу об обоснованности и правильности по существу состоявшегося решения суда.
Доводы апелляционной жалобы, что истец может быть снят с учета только при предоставлении отдельного жилого помещения, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку противоречат приведенным ранее положениям действующего законодательства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора судебной коллегией не выявлены такие нарушения материального либо процессуального права, которые могли бы привести к отмене решения суда, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия полагает, что, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд, на основании тщательного исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком неправомерного распоряжения (решения), направленного на ограничение охраняемых прав истца, не вынесено, при таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения требований Рахимовой Р.Г.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: