I инстанция –Зотов Н.В.
II инстанция – Шереметьева Н.Ю.
Дело № 88-21943/2022
2-2672/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 октября 2022 года город Москва
Второй кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Шамрай М.С.,
рассмотрев гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Рязанской области к Антоненко Елене Александровне о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Рязанской области на решение мирового судьи судебного участка №4 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24 декабря 2021 года и апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 05 апреля 2022 года,
установил:
ГКУ ЦЗН РО обратилось в суд с иском к Антоненко Е.А. о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученного пособия по безработице, указав в обосновании заявленных требований, что Антоненко Е.А. через личный кабинет портала «Работа в России» было подано заявление за № 4625021 для регистрации в целях поиска подходящей работы.
Ответчик была признана безработной на основании приказа ГКУ ЦЗН РО № 255Д636/2011 от 11 сентября 2020 года с момента обращения – 01 сентября 2020 года.
Приказом от 11 сентября 2020 года № 255П638/2011 назначено пособие по безработице с 01 сентября 2020 года по 28 февраля 2021 года, в размере 75% средней зарплаты гражданина (12 200) 9150 руб. с 01 сентября 2020 года по 30 ноября 2020 года; в размере 60 % средней зарплаты гражданина 7 320 руб. с 01 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года; в размере 60 % средней зарплаты гражданина 7 320 руб., но не выше 5 000 руб. с 01 января 2021 года по 28 февраля 2021 года. Выплаты ответчику производились на лицевой счет № 40817810200493177126 в АО «Почта Банк».
В январе 2021 года был установлен фат сокрытия ответчиком сведений, повлекших неправомерность выплаты, в частности, установлено, что Антоненко Е.А. сменила регистрацию места жительства из Рязанского района в г. Рязань с 05 ноября 2020 года, о чем не сообщила, продолжая проходить перерегистрацию в центре занятости и получать пособие по безработице неправомерно.
Приказом от 12 января 2021 года № 012Д153/2111 ответчик снята с учета в качестве безработного, за ней образовалась задолженность в размере 13833, 23 руб.
С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с Антоненко Е.А. неосновательное обогащение в виде пособия по безработице за период с 05 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 13 833, 23 руб.
Решением мирового судьи судебного участка №4 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 05 апреля 2022 года, исковые требования ГКУ Центр занятости населения Рязанской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГКУ Центр занятости населения Рязанской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений, в связи с их незаконностью и необоснованностью. В обоснование несогласия с судебными актами кассатор указывает на то, что судами дана ненадлежащая оценка обстоятельств дела, при условии доказанности недобросовестности действий со стороны ответчика. Изменение Антоненко Е.А. места жительства из п. Листвянка Рязанского района в город Рязань фактически является переездом, переселением, о чем она обязана была сообщить в центр занятости, так как должна была полагать, что в случае несообщения об изменении существенных (юридически значимых) обстоятельств, она несет риск последствий неполучения государственной услуги с выплатой пособия.
Проверка материалов гражданского дела в порядке, установленном частью 10 статьи 379.5, статьи 379.6 ГПК РФ, судьей единолично без проведения судебного заседания в пределах доводов кассационной жалобы, показала, что отсутствуют основания, с которыми статья 379.7 ГПК РФ связывает возможность отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком Антоненко (Сорокиной) Е.А. 01 сентября 2020 года через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг было подано заявление № 4625021 для регистрации в целях поиска подходящей работы. В заявлении ответчик указала, что она зарегистрирована по адресу: Рязанская область, Рязанский район, п. Листвянка, ул. Садовая-1, д. 12, кв. 13.
Приказом начальника сектора по Рязанскому району межрайонного территориального отдела №1 ГКУ ЦЗН РО № 255Д636/2011 от 11 сентября 2020 года Антоненко Е.А. была признана безработной. Приказом № 255П638/2011 от 11 сентября 2020 года ей назначено пособие по безработице с 01 сентября 2020 года по 28 февраля 2021 года.
Как следует из материалов дела, за период с 01 сентября 2020 года по 12 января 2021 года ответчику было выплачено пособие по безработице в размере 33 353,23 руб., а именно: в сентябре 2020 года - 3 355 руб., в октябре 2020 года - 6 090,16 руб., в ноябре 2020 года - 9 464,84 руб., в декабре 2020 года - 14 443,23 руб.
При личном обращении ответчика в ГКУ ЦЗН Рязанской области 12 января 2021 года ею был предъявлен паспорт, из которого следовало, что ответчик с 05 ноября 2021 года зарегистрирована по адресу: г. Рязань, ул. Октябрьский городок, д. 60.
Приказом начальника сектора по Рязанскому району межрайонного территориального отдела №1 ГКУ ЦЗН Рязанской области от 12 января 2021 года № 012Д153/2111 ответчик снята с учета в качестве безработного.
Основанием для принятия указанного решения явилось предоставление ответчиком при перерегистрации недостоверных сведений о месте постоянной регистрации, поскольку из паспорта и сведений из адресно-справочного бюро УВМ УМВД России по Рязанской области усматривается, что Антоненко Е.А. с 05 ноября 2020 года зарегистрирована по адресу: г. Рязань, ул. Октябрьский городок, д. 60.
Разрешая спор, мировой судья, установил значимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов сторон, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что на момент обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости Антоненко Е.А. сообщила достоверные данные относительно места своего проживания, указав в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адрес, по которому она в установленном порядке была зарегистрирована по месту жительства, а потому ответчик имела право на постановку на учет в качестве безработного на территории Рязанской области и на получение пособия по безработице. При этом, суд пришел к выводу, что неверное указание сведений о регистрации ответчика при перерегистрации в ноябре и декабре 2020 года само по себе не может влиять на возможность получения пособия по безработице, равно как и на размер указанного пособия. Кроме того, суд обратил внимание на то, что ГКУ ЦЗН Рязанской области не воспользовалось своим правом и не проверило предоставленную ответчиком информацию на предмет ее достоверности.
С приведенными выводами мирового судьи согласился суд апелляционной инстанции, одновременно указав на отсутствие сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное по месту своей регистрации с 05 ноября 2020 года.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами мирового судьи и суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны в том числе, граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, перечисленные в статье 2 данного Закона (занятые граждане).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 01 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 01 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подпункта "д" пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм. Верно установив, что перечисленные истцом ответчику суммы в виде пособия по безработице являются социальными выплатами в связи с потерей гражданином работы, их возвращение поставило бы безработного в трудное материальное положение, в материалах дела отсутствуют доказательства, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением мер социальной поддержки в иной орган занятости населения, в том числе расположенный по месту своей регистрации с 05 ноября 2020 года; сама по себе перерегистрация по иному месту жительства не свидетельствует об отсутствии у гражданина права на получение пособия и не может влиять на возможность получения пособия по безработице, равно как и на размер указанного пособия, при этом ответчик возложенную на него обязанность по проверке предоставленных сведений не проверил на предмет их достоверности, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска и взыскании с ответчика неосновательного обогащения.
Приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В целом, доводы кассационной жалобы истца повторяют его позицию по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГКУ РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░