Решение по делу № 2-3009/2018 от 28.05.2018

дело № 2-3009/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2018 года г. Пушкино МО

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Чернозубова О.В.,

при секретаре Акиндиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеева Владимира Ивановича, Копыловой Натальи Борисовны к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков,

установил:

Истцы Дорофеев В.И., Копылова Н.Б. обратились в суд с иском ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Указанный жилой дом находится в границах земельного участка общей площадью 9 309 кв.м., ранее закрепленного за ФГУ ДЭП №23. На основании Постановления Главы администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27.10.1993г. №2048, ДРСУ №3 выдан Государственный акт МО-13-00-299 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5,901 га по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км.. Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.06.2003г. №2741-р здания строения и сооружения, расположенные на данном участке, переданы на праве хозяйственного ведения ВГУП «ДОСУ №3». Впоследствии указанное предприятие переименовано в ФГУП «ДЭП №23». Постановлением Главы Пушкинского муниципального района Московской области № 3267 от 08.12.2005г. утверждены границы земельного участка под объектами недвижимости, находящимися в хозяйственном ведении ФГУП «ДЭП №23», площадью 9 309 кв.м. по адресу: <адрес>.. Распоряжениями ТУ ФАУГИ в Московской области от 31.12.2009г. №733, ФГУП «ДЭП №23» приватизировано путем преобразования в ОАО «ДЭП №23». Согласно Приложению №2 к указанному распоряжению, земельный участок площадью 0,9309 га по адресу: <адрес> не вошел в состав приватизируемого имущества. В целях реализации права на оформление в собственность земельных участков, по инициативе истцов, в отношении земельного участка кадастровым инженером ООО «Геосервис» выполнены кадастровые работы по определению, установлению местоположения границы и площади земельных участков, используемых под соответствующими частями жилого дома, в границах существующего на местности ограждения участка. По результатам выполненной натурной геодезической съемки, фактическая площадь земельного участка под частью дома Дорофеева В.И. составила – 581 кв.м., площадь земельного участка под частью дома Копыловой Н.Б. составила – 525 кв.м.. В марте 2018г. истцы обратились с заявлениями в ТУ Росимущества в Московской области с просьбой о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность за плату по адресу: <адрес>, на которых размещены объекты недвижимости, находящиеся у истцов в собственности. 26.04.2018г. ТУ Росимущества в Московской области принято решение за №ЮУ/11-3956 об отказе истцам в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков. По мнению истцов, указанное решение является необоснованным, незаконным и нарушает права истцов. Основанием для отказа послужило, по мнению ответчика, то обстоятельство, что истцы якобы не приложили сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Однако, это не соответствует действительности и материалам дела. Так истцами прикладывались все необходимые документы и указывалось в заявлении, что они являются собственниками частей жилых домов, расположенных на испрашиваемых земельных участках. Просит признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Московской области от 26.04.2018г. №ЮУ/11-3956 по вопросу предварительного согласования предоставления земельных участков собственность; обязать ТУ Росимущества в Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату Копыловой Н.Б. земельного участка площадью 525 кв.м., Дорофееву В.И. земельного участка площадью 581 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 5-11).

При рассмотрении дела к участию в качестве третьего лица привлечена администрация Пушкинского муниципального района Московской области.

Представитель истцов на основании доверенности Сальников А.И. (л.д. 48) в судебном заседании исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица администрации Пушкинского муниципального района Московской области на основании доверенности Бакулин И.А. (л.д. 59) в судебном заседании разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Копылова Н.Б. является собственником части жилого дома лит.А,а1 общей площадью 43,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается сведениями из ЕГРН ( л.д. 16) и решением Пушкинского городского суда МО от 20.03.2012 года ( л,д.12-15).

Дорофеев В.И. является собственником части жилого дома общей площадью 82,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается сведениями из ЕГРН ( л.д. 17) и решением Пушкинского городского суда МО от 20.03.2012 года ( л,д.12-15).

На основании Постановления Главы администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27.10.1993г. №2048, ДРСУ №3 выдан Государственный акт МО-13-00-299 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5,901 га по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км. (л.д. 19-25).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.06.2003г. №2741-р здания строения и сооружения, расположенные на данном участке, переданы на праве хозяйственного ведения ВГУП «ДОСУ №3». Впоследствии указанное предприятие переименовано в ФГУП «ДЭП №23».

Постановлением Главы Пушкинского муниципального района Московской области № 3267 от 08.12.2005г. утверждены границы земельного участка под объектами недвижимости, находящимися в хозяйственном ведении ФГУП «ДЭП №23», площадью 9 309 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 26-30).

Распоряжениями ТУ ФАУГИ в Московской области от 31.12.2009г. №733, ФГУП «ДЭП №23» приватизировано путем преобразования в ОАО «ДЭП №23». Согласно Приложению №2 к указанному распоряжению, земельный участок площадью 0,9309 га по адресу: <адрес> не вошел в состав приватизируемого имущества, должен быть передан в муниципальную собственность (л.д. 31-39).

Указанный жилой дом находится в границах земельного участка общей площадью 9 309 кв.м., ранее закрепленного за ФГУ ДЭП №23.

В целях реализации права на оформление в собственность земельных участков, по инициативе истцов, в отношении земельного участка кадастровым инженером ООО «Геосервис» выполнены кадастровые работы по определению и установлению местоположения границы и площади земельных участков, используемых под соответствующими частями жилого дома, в границах существующего на местности ограждения участка. По результатам выполненной натурной геодезической съемки фактическая площадь земельного участка под частью дома Дорофеева В.И. составила – 581 кв.м., площадь земельного участка под частью дома Копыловой Н.Б. составила – 525 кв.м..

В марте 2018г. истцы обратились с заявлениями в ТУ Росимущества в Московской области с просьбой о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность за плату по адресу: <адрес> на которых размещены объекты недвижимости, находящиеся у истцов в собственности. 26.04.2018г. (л.д. 40-41).

ТУ Росимущества в Московской области принято решение за №ЮУ/11-3956 об отказе истцам в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков, с указанием того, что сведения об этих участках, в том числе информация о наличии зарегистрированных прав в ЕГРН отсутствуют, а также должно быть приложенное сообщение, содержащее перечень всех зданий сооружений расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров таких зданий, сооружений (л.д. 42-47).

Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжениями ими.

Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Как следует из материалов дела, право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком находилось у созданного федеральными органами государственной власти ВГУП «ДОСУ №3» (ФГУП «ДЭП №23), которое после приватизации путем преобразования в ОАО «ДЭП №23», в силу п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ вправе было земельный участок переоформить в аренду или в собственность.

Однако, данный участок не был переоформлен, также не вошел в состав приватизируемого имущества, и до настоящего времени не передан в муниципальную собственность.

Поскольку ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на спорный земельный участок является разграниченным и принадлежит Российской Федерации.

По смыслу ст.3.1 Федерального закона №137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя: 1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015г. № 1.

В пункте 6 Перечня приведены документы, предоставляемые собственником объекта недвижимости при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов. К ним, в частности, относятся: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на также здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. Кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка), кадастровый паспорт объекта, расположенного на участке, выписка из ЕГРН о правах на приобретаемый участок и расположенных на нем объектов (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений), запрашиваются уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Следует принять во внимание положения пункта 3 приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 №1, в соответствии с которым указанные в п. 6 Перечня документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с п. 8 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенных норм права и их анализа, суд приходит к выводу, что в оспариваемом документе основанием для отказа послужили причины, не предусмотренные нормами действующего законодательства.

При этом, истцы, как собственники частей жилого дома (зданий), имеют исключительное право выкупа земельного участка, на котором расположена их часть жилого дома (здания).

Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Дорофеева В.И., Копыловой Н.Б. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Дорофеева Владимира Ивановича, Копыловой Натальи Борисовны к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков, удовлетворить.

Признать незаконным отказ ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области от 26.04.2018г. №ЮУ/11-3956 по вопросу предварительного согласования предоставления земельных участков в собственность.

Обязать ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату Копыловой Наталье Борисовне земельного участка площадью 525 кв.м., Дорофееву Владимиру Ивановичу земельного участка площадью 581 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме –10 октября 2018 года.

Судья: подпись.

Копия верна: Судья: Секретарь:

2-3009/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Дорофеев В.И.
Копылова Н.Б.
Дорофеев Владимир Иванович
Копылова Наталья Борисовна
Ответчики
ТУ Росимущества в МО
Другие
Администрация Пушкинского муниципального р-на МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
28.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2018Передача материалов судье
01.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2018Подготовка дела (собеседование)
28.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
04.09.2018Судебное заседание
18.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Подготовка дела (собеседование)
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
18.04.2020Дело передано в архив
18.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее