Решение по делу № 12-26/2020 от 04.06.2020

Дело № 12-26/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

3 июля 2020 г.

г. Оленегорск

Судья Оленегорского городского суда Мурманской области Бахарева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Тандер» на постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, Главного государственного санитарного врача по г. Мончегорску, г. Оленегорску, Ловозерскому району от 03.12.2019 № 180 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Тандер»,

установил:

Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее – ТО Управление Роспотребнадзора по Мурманской области), Главного государственного санитарного врача по г. Мончегорску, Оленегорску, Ловозерскому району от 03.12.2019 № 180 Акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Тандер» подало на него жалоба. В обоснование указано, что должностными лицами ТО Управление Роспотребнадзора по Мурманской области нарушен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части нарушения общего срока проведения проверки Общества во всех его филиалах – не более шестидесяти рабочих дней. Кроме того, нарушена периодичность проведения плановых проверок – 1 раз в три года.

В дальнейшем представитель заявителя представил дополнение к жалобе, в которой указал, что должностным лицом нарушен срок уведомления Общества о проведении плановой проверки, поскольку копия распоряжения поступила в нерабочий день 02.05.2019, проверочные мероприятия начались в первый рабочий день 06.05.2019, в связи с чем уполномоченный представитель был лишен возможности присутствовать при данной проверке. Полагал, что поскольку выездная проверка филиалов АО «Тандер» проводилась по территории Мурманской области на основании одного распоряжения от 25.04.2019 № 354/19, с выявлением нарушений, связанных с бездействием и за которое наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 6.3 КоАП РФ, административный орган в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ должен был вынести одно постановление по делу об административном правонарушении, объединив в нем все результаты проверок. Обратное создает искусственную множественность правонарушений, что не отвечает целям и задачам судопроизводства по делам об административном правонарушении. Доказательств отнесения торговых объектов АО «Тандер» к категории риска: чрезвычайно высокий риск (1 класс) не имеется. Просит обжалуемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, заявил ходатайства о прекращении производства по делу в связи с подсудностью административного дела Арбитражному суду Мурманской области и о приостановлении рассмотрения административного дела, поскольку в производстве Арбитражного суда Мурманской области находится дело о признании незаконным и недействительным распоряжения (приказа) государственного органа о проведении плановой документальной/выездной проверки юридического лица от 25.04.2019 № 354/19, отмене результатов этой проверки, а также признании недействительными предписаний государственного органа, вынесенных 02.07.2019 по результате плановой, документальной/выездной проверки юридического лица от 25.04.2019 № 354/19.

Представители АО «Тандер», Управления Роспотребнадзора по Мурманской области о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По смыслу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу положений статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной нормой закона, выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Установлено, что в период с 10 часов 00 минут до 11 часов 50 минут 06.05.2019 и с 09 часов 20 минут до 09 часов 30 минут 15.05.2019 сотрудниками ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области на основании распоряжения (приказа) Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 25.04.2019 № 354/19-ПЛТ «О проведении плановой, документальной/выездной проверки» проведена проверка магазина АО «Тандер», расположенного на территории города Оленегорска: «Магнит-Муравей» по адресу: г. Оленегорск, ул. Ленинградский проспект д. 8.

В ходе указанной проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Так, в соответствии со статьей 11, частью 3 статьи 39 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В силу пунктов 1, 5 статьи 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее – медицинские осмотры). Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно статье 35 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 с 01.01.2002 (далее – Правила).

Ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками (пункт 1.3 Правил).

В организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль (пункт 1.4 Правил).

При проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться действующими санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования (пункт 2.1 Правил).

Организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами «Общественные здания и сооружения», «Жилые здания». Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли (пункт 2.2 Правил).

В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными (пункт 2.7 Правил).

Подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится раздельно. Продажа сырых продуктов (мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, яиц, овощей и др.) и полуфабрикатов из них должна производиться в специальных отделах, раздельно от реализации готовых к употреблению продуктов (пункт 8.4 Правил).

На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (пункт 13.2 Правил).

Работники организации торговли обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены: перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку (пункт 13.5 Правил).

Руководитель организации торговли обеспечивает, в том числе, организацию производственного контроля (пункт 14.1 Правил).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» руководители организаций обеспечивают сбор пищевых отходов в специальных плотно закрывающихся емкостях и их вывоз не реже 2 раз в неделю, в том числе на объектах транспорта.

В нарушение указанных норм на территории магазина «Магнит-Муравей» не установлена хозяйственная зона и отсутствует оборудованная площадка с твердым покрытием для сбора мусора и пищевых отходов; сбор мусора проводится по схеме разделения отходов на бытовые и пищевые, далее крупный мусор (картонные коробки, картон, пластмассовая необоротная тара) вывозится на центральную базу, а мелкий мусор и пищевые отходы выносятся в контейнер, установленный на общей придомовой площадке; контейнер не промаркирован, не закрыт, так как отсутствует крышка; мытье и дезинфекция контейнера не проводится; отсутствуют документы, подтверждающие вывоз мусора (не реже 1 раза в сутки) и пищевых отходов (не реже 2 раз в неделю).

Кроме того, в нарушение указанных норм в магазине «Магнит-Муравей» взвешивание сырых продуктов (окорочка куриные замороженные, овощи и фрукты), полуфабрикатов (пельмени) и готовых к употреблению продуктов (конфет), производится продавцом на одних весах, установленных на кассовом узле. Персонал магазина работает без специальных головных уборов (в комплект санитарной одежды не входит головной убор). Не осуществляются мероприятия по проведению производственного контроля, о чем свидетельствует отсутствие результатов лабораторных исследований за качеством воды питьевой, смывов с объектов производственного окружения, выборочного контроля пищевой продукции и за условиями труда работников, предусмотренных программой производственного контроля.

Кроме того, в нарушение указанных норм, в магазине «Магнит-Муравей» к работе допущены продавцы: Л.Л.С., М.М.Н., М.С.И., Т.А.Р. не имеющие личной медицинской книжки, нет данных, подтверждающих прохождение медицинского осмотра и заключения по результатам медицинского осмотра, подписанного председателем медицинской организации, проводившей медицинский осмотр указанных лиц; отсутствовали данные о прохождении продавцами и товароведом гигиенического аттестата.

Кроме того, отсутствовали данные о вакцинации сотрудников магазина против вирусного гепатита В, кори, дифтерии, столбняка, а также о медицинских отводах от профилактических прививок и официальные отказы от проведения прививок.

По результатам проверки составлен акт проверки от 02.07.2019 № 354/19 (т. 2 л.д. 35-166).

25.10.2019 главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г.г. Мончегорске, Оленегорске и Ловозерском районе составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «Тандер» согласно которому, Обществом нарушены вышеприведенные статьи и пункты санитарно-эпидемиологических требований, что указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.

03.12.2019 начальником ТО Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, Главным государственным санитарным врачом по г. Мончегорску, Оленегорску, Ловозерскому району вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 180, согласно которому АО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Проверяя законность привлечения АО «Тандер» к административной ответственности, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Так, в силу положений статьи 9 указанного Федерального закона, предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. При этом, в силу пункта 3 указанной статьи, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливает, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок отнесено нарушение части 12 статьи 9 названного Федерального Закона (в части срока уведомления о проведении проверки).

Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Согласно пункту 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Вместе с тем, документов, подтверждающих полномочия руководителя филиала АО «Тандер» в г. Мурманске, в силу которых он имеет право представлять интересы юридического лица, осуществлять деятельность от его имени в материалах дела не имеется.

Таким образом, материалы дела не содержат данных о том, что избранный административным органом способ извещения Общества о планируемой проверке обеспечил своевременное уведомление проверяемого лица в установленном законом порядке.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, составляет 1 год.

Поскольку инкриминируемое АО «Тандер» правонарушение имело место 08.05.2019, то срок привлечения к административной ответственности в настоящее время истек.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, судья, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:

░.░. ░░░░░░░░

12-26/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Акционерное общество "ТАНДЕР"
Другие
Булатова Виктория Владимировна
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Бахарева Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
ole.mrm.sudrf.ru
05.06.2020Материалы переданы в производство судье
18.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее