Решение по делу № 2-1314/2022 от 21.03.2022

УИД (номер обезличен)RS0(номер обезличен)-31          Производство (номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 г.      (адрес обезличен)

Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако решением от (дата обезличена) ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием права, поскольку документально подтвержденный регистрацией период проживания в д. Касьяновка Орловского района Орловской области с (дата обезличена) по (дата обезличена) составил 6 лет 3 месяца 17 дней, ввиду чего разъяснено право на назначении пенсии с уменьшением возраста на 1 год по достижении 59 лет.

Вместе с тем, истец ссылался, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) постоянно проживал в д. Касьяновка Орловского района Орловской области.

Полагая отказ ответчика незаконным, истец просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 3 года, назначив пенсию с момента возникновения права на нее, то есть по достижении возраста 57 лет – с (дата обезличена).

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО10 исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ФИО3 исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на (дата обезличена), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на (дата обезличена), в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по (дата обезличена), независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от (дата обезличена) № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до (дата обезличена) применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-р; с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен); с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).

Исходя из вышеуказанных Перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – д. Касьяновка Орловского района Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена).

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ФИО1 (дата обезличена) обратился в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако решением ответчика (номер обезличен) от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом ФИО1 было отказано в связи с отсутствием права.

Принятое решение об отказе ФИО1 в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года мотивировано тем, что документально подтверждённый регистрацией период проживания в загрязненной зоне с (дата обезличена) по (дата обезличена) составил 6 лет 3 месяца 17 дней, ввиду чего разъяснено право на назначении пенсии с уменьшением возраста на 1 год по достижении 59 лет.

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, ФИО1 ссылался на то, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) постоянно проживал в д. Касьяновка Орловского района Орловской области с членами своей семьи.

Согласно данным паспорта, ФИО1, (дата обезличена) года рождения, уроженец (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, с (дата обезличена) по (дата обезличена) был зарегистрирован по адресу: Орловская область, Орловский район, Неполодское сельское поселение, д. Касьяновка, (адрес обезличен).

Сведения о предыдущих местах регистрации в паспорте отсутствуют.

В соответствии с выпиской из похозяйственной книги (номер обезличен) Неполодского сельского Совета народных депутатов по д. Касьяновка за 1986-1990 гг. истец ФИО1 значился в хозяйстве своего отца ФИО4, умершего (дата обезличена), а затем своей матери ФИО5 В данной похозяйственной книге имеются отметки о прохождении истцом военной службы с 1983 по (дата обезличена).

Согласно справке администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена), истец ФИО1 постоянно зарегистрирован по месту жительства с (дата обезличена) по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Касьяновка, (адрес обезличен), ранее с (дата обезличена) по (дата обезличена) был зарегистрирован по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Касьяновка.

(дата обезличена) у истца родился сын ФИО6, а (дата обезличена) родилась дочь Иванова (до брака – ФИО11) А.А., местом их рождения является д. Касьяновка Орловского района Орловской области. Также с момента рождения дети истца была зарегистрированы в указанном населенном пункте.

Кроме этого, допрошенные в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8 подтвердили, что ФИО1 в спорный период постоянно проживал в д. Касьяновка Орловского района Орловской области совместно с членами своей семьи.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они объективно согласуются с письменными материалами дела, свидетели зарегистрированы ранее истца в указанном населенном пункте.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.

Таким образом, совокупность перечисленных доказательств свидетельствует о том, что истец ФИО1 имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию с учетом неоспариваемого пенсионный органом периода в общей сложности на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что ФИО1 в указанный период проживал на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от (дата обезличена) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом признания за ФИО1, (дата обезличена) года рождения, права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принимая во внимание, что в пенсионный орган истец обратился (дата обезличена), то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с (дата обезличена), поскольку страховая пенсия назначается во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии ФИО1 с (дата обезличена).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено (дата обезличена)

Судья      В.С. Агибалов

2-1314/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорошкевич Александр Анатольевич
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Орловской области
Другие
Морозова Ольга Николаевна
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на сайте суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
21.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2022Дело оформлено
21.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее