Дело №2-331/2021
55RS0025-01-2021-000576-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года с.Одесское
Одесский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Николаевой Т.М. при секретаре судебного заседания Быченко К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности организовать проведение текущих осмотров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Одесского района Омской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности организовать проведение текущих осмотров, в обоснование требований указав, что прокуратурой Одесского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в результате которой установлено, что в собственности Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области находятся: здание Буняковского Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес> сооружение - стадион, расположенный по адресу: <адрес>. Вместе с тем, администрацией сельского поселения периодические сезонные осмотры, зданий, сооружений, находящихся в пользовании на законных основаниях, в муниципальной собственности не проводятся, результаты осмотров в журналы эксплуатации зданий, сооружений не заносятся в виду отсутствия таковых. Неисполнение ответчиком своевременного проведения осмотра зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в пользовании на законных основаниях, негативно отражается на сохранности имущества и может повлечь за собой дополнительные расходы на ремонт указанного имущества, а также не позволяет надлежащим образом осуществлять полномочия по содержанию муниципального имущества, а также создает угрозу его повреждения. С учетом уточнения исковых требований просит обязать Администрацию Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района организовать проведение текущих осмотров здания Буняковского дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> сооружения - стадиона, расположенного по адресу: <адрес>, находящихся в собственности Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в соответствии с п. 8.1, 8.2 СП 255.1325800.2016 «Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», утвержденным Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала заявленные требования с учетом уточнения по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дел извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии с ч.5 ст. 55.25 ГрК РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
В силу ч.6, ч.7 ст.55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Общие эксплуатационные требования к зданиям и сооружениям в условиях нормальной эксплуатации установлены «Сводом правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» СП 255.1325800.2016, утвержденным Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр.
Пунктами 8.1, 8.2 Свода правил установлено, что эксплуатационный контроль технического состояния зданий (сооружений) включает в себя общий мониторинг технического состояния здания (сооружения) с помощью системы общего мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций, осмотры здания (сооружения), технический мониторинг систем инженерно-технического обеспечения, обследования. Выделяют текущие, сезонные и внеочередные осмотры. Текущие осмотры осуществляют ежедневно - для зданий (сооружений) повышенного уровня ответственности или еженедельно - для зданий (сооружений) иных уровней ответственности. Сезонные осмотры осуществляют два раза в год: весенний общий осмотр проводят после таяния снега в целях выявления появившихся за зимний период повреждений элементов здания (сооружения), систем инженерно-технического обеспечения, системы общего мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций и элементов благоустройства примыкающей к зданию (сооружению) территории. При этом уточняют объем работ по текущему ремонту на летний период и по капитальному ремонту на будущий год; осенний общий осмотр проводят по окончании летних работ по текущему ремонту для проверки готовности здания (сооружения) к эксплуатации в зимних условиях.
Согласно п.1 ст.1 Устава Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (л.д.7-11), Буняковское сельское поселение Одесского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения.
В соответствии с п.3 ст.3 Устава Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
Прокуратурой Одесского района Омской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (л.д.13-14).
В результате проведенной проверки установлено, что в собственности Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области находятся: здание Буняковского дома культуры, общей площадью 768,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> сооружение – стадион, общей площадью 5388,80 кв.м., инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.22, 23-25).
Согласно ответа администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ текущий осмотр зданий и сооружений, находящихся в собственнности сельского поселения не проводится. Журнал проведения осмотров зданий и сооружений не ведется.
Таким образом, администрацией сельского поселения текущие осмотры, зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности в соответствии со Сводом правил 255.1325800.2016 «Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», утвержденным Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр не проводятся, результаты осмотров в журналы эксплуатации зданий, сооружений не заносятся, до настоящего времени журнал эксплуатации зданий, сооружений администрацией сельского поселения не заведен. Доказательств обратного, ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае обращение прокурора в суд в обусловлено необходимостью защиты неопределённого круга лиц, поскольку неисполнение ответчиком обязанности по своевременному проведению текущих осмотров зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, негативно отражается на сохранности имущества и может повлечь за собой дополнительные расходы на ремонт указанного имущества, не позволяет надлежащим образом осуществлять полномочия по содержанию муниципального имущества, создавая угрозу его повреждения.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Администрация Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности организовать проведение текущих осмотров, удовлетворить.
Обязать Администрацию Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области организовать проведение текущих осмотров здания Буняковского Дома культуры, общей площадью 768,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; сооружения – стадиона, общей площадью 5388,80 кв.м., инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с требованиями СП 255.1325800.2016 «Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», утвержденным Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.М. Николаева
Мотивированное решение судом изготовлено 07.10.2021 года