Судья Зернова Е.Н. Дело № 33-4913/2024
А-2.082
УИД № 24RS0056-01-2022-007226-72
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2024 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сударьковой Е.В..
судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску Конева Михаила Юрьевича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными,
по апелляционной жалобе представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» Шениной А.В.,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 10 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Конева Михаила Юрьевича (<данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконными действия краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463), выразившиеся в сокращении из индивидуальной программы от 22.07.2020 предоставления социальных услуг Коневу Михаилу Юрьевичу <данные изъяты> с 01.12.2021 социальных услуг с формой обслуживания на дому с 26 видов социальной услуги до 2 видов».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Конев М.Ю. обратился в суд с иском (уточненным) к КГКУ «УСЗН» о признании действий незаконными.
Требования мотивированы тем, что истец, являясь инвалидом II группы, 22.07.2020 от ТО КГКУ «УСЗН» по Железнодорожному району г. Красноярска получил индивидуальную программу №917955, разработанную с перечнем в количестве 26 социально–бытовых и социально-медицинских услуг. 15.03.2021 между КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Железнодорожный» и Коневым М.Ю. заключен договор №210/1 о предоставлении социальных услуг из указанного выше перечня. 01.06.2022 между истцом и ИП Седлецкой М.И., входящей в реестр поставщиков социальных услуг, заключен договор на оказание социальных услуг, которые оказывались истцу бесплатно. В конце августа 2022 года истцу стало известно о том, что перечень социально–бытовых и социально–медицинских услуг сокращен до двух услуг. Из ответа, предоставленного ответчиком 19.09.2022, следует, что индивидуальная программа №917955 от 22.07.2020 прекращена 30.11.2021 по причине ее пересмотра и составления социального сертификата, на основании поступившего 01.12.2021 от Конева М.Ю. заявления о предоставлении социального обслуживания. Однако с данным заявлением истец не обращался, полагает, что со стороны ответчика нарушено требование ФЗ-442 от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», которые выразилось в необоснованном сокращении социальных услуг.
На основании изложенного, истец просил признать незаконными действия КГКУ «УСЗН», выразившиеся в виде сокращения с 01.12.2021 из индивидуальной программы социальных услуг.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» Шенина А.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагает, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В письменных возражениях представитель истца Максимов В.В. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о месте, дате и времени его проведения надлежащим образом, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Шенину А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлено, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
В ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг, право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и право на участие в составлении индивидуальных программ.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в частности полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Согласно частям 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Частями 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме, и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
В Красноярском крае организация оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере наряду с индивидуальной программой может использоваться социальный сертификат на получение соответствующих услуг в социальной сфере (ч. 1.1 ст. 16 Закона № 442-ФЗ; п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2020 № 2579-р).
Как следует из материалов дела, Конев М.Ю. родился <дата>, является одиноко проживающим пенсионером, инвалидом.
На основании заявления Конева М.Ю. от 20.11.2017 о предоставлении социального обслуживания, в связи с частичной утратой возможности осуществлять самообслуживание, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста и наличия инвалидности, истец признан нуждающимся в социальном обслуживании.
По заявлению Конева М.Ю. от 22.07.2020 ТО КГКУ «УСЗН» по Железнодорожному району в г. Красноярске была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг от 22.07.2020 №917955, в которую были включены следующие социальные услуги:
покупка и доставка на дом продуктов питания;
помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов);
помывка получателя социальных услуг в ванной, в душе; туалет тела; умывание; уход за волосами; стрижка ногтей на руках; стрижка ногтей на ногах; помощь в уходе за зубами; смена постельного белья; смена нательного белья;
покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода;
привлечение иных лиц (служб) за счет средств получателя социальных услуг к уборке жилых помещений к уборке жилых помещений; очистка от пыли (без мытья) полов или стен, наружных поверхностей корпусной мебели, бытовой техники, подоконников, дверей; очистка от пыли ковров или ковровых дорожек, портьер, мягкой м пылесосом; влажная уборка (мытье) полов, жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, ванная комната туалет); мытье раковин, ванны, унитаза; вынос мусора в мусоропровод или в мусорный контейнер; мытье га зовой (электрической) плиты; мытье холодильника внутри и снаружи (без передвижения холодильника); чистка дорожек от снега для жилых домов, не имеющих общего имущества;
выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (в том числе измерение температуры артериального давления, контроль за приемом лекарств, назначенных врачом); покупка за счет средств получателя социальных услуг лекарстве препаратов и медицинских изделий (по заключению врачей), в том числе по льготному рецепту, и их доставка получателю социальных услуг;
осуществление посреднических действий между получателем социальных услуг и медицинскими организациями по телефону, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет или личное обращение в медицинскую организацию в целях содействия в получении медицинской помощи в объеме Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском госпитализации, диспансеризации, медицинских осмотрах; сопровождение в медицинские организации совершеннолетнего гражданина.
15.03.2021 между Коневым М.Ю. и комплексным центром социального обслуживания «Железнодорожный» (далее - КЦСОН) заключен договор о предоставлении социальных услуг №210/21 на оказание двух услуг: помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов) и влажная уборка (мытье) полов жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, ванная комната, туалет).
01.12.2021 КГКУ «УСЗ Железнодорожному району в г. Красноярске разработан социальный сертификат №910000818270729140101002 на две социальные услуги: помощь в приготовлении пищи (полуфабрикатов) и влажная уборка (мытье) полов, жилого помещения (жилая комната, кухня, коридор, комната, туалет). Основанием для изменения набора социальных услуг послужило заявление Конева М.Ю. от 01.12.2021 (с приложением).
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что с заявлением об изменения набора социальных услуг от 01.12.2021 не обращался, более того, в период с 08.11.2021 по 04.12.2021 находился на стационарном лечении в КГБКУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» по поводу заболевания коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 средней тяжести, с сопутствующим диагнозом - осложненной двухсторонней полисегментарной пневмонией средней степени тяжести.
Определением суда от 31.05.2023 по ходатайству стороны истца судом назначена судебная почерковедческая экспертиза в ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста России.
Согласно выводам ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста России №1589/1-2/23 от 05.09.2023, подписи от имени Конева М.Ю. расположенные на оборотной стороне заявления о предоставлении социальных услуг от имени Конева М.Ю. от 01.12.2021, в приложении к заявлению о предоставлении социальных услуг от имени Конева М.Ю. без даты, выполнены не самим Коневым М.Ю., а другим лицом (другими лицами) с подражанием какой-то подлинной подписи (подписям) Конева М.Ю.
Оснований ставить под сомнение выводы судебного экспертного заключения ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста России у суда не имеется, поскольку судебная экспертиза проведена экспертом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в порядке, установленном ст. 84 ГПК РФ, заключение составлено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что действия КГКУ «Управление социальной защиты населения», выразившиеся в сокращении из индивидуальной программы от 22.07.2020 предоставления социальных услуг Коневу М.Ю. с 01.12.2021 социальных услуг с формой обслуживания на дому с 26 видов социальной услуги до 2 видов, являются незаконными, поскольку в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Конев М.Ю. с заявлением от 01.12.2021 об отказе от 24 из 26 видов социальных услуг, указанных в индивидуальной программе от 22.07.2020 не обращался.
Каких либо иных доказательств, свидетельствующих об отказе истца от спорных социальных услуг, ответчиком не представлено, апелляционная жалоба таковых не содержит.
Доводы апелляционной жалобы дублируют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Судом первой инстанции не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих в любом случае отмену судебного постановления, выводы суда, выводы, содержащиеся в обжалуемом решении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 10 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» Шениной А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: