РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.
при секретаре Сапаровой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1081/2024 по исковому заявлению Усанова Сергея Владимировича к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Правительству Астраханской области о признании распоряжения незаконным и его отмене, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Усанов Сергей Владимирович обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав свои требования тем, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от 14.10.1998г. № признан оставшимся без попечения родителей, так как в отношении матери ФИО3 решается вопрос о лишении ее родительских прав, отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении ФИО1, 18.01.1991г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, подал документы на постановку в очередь, однако распоряжением Министерства социального развития и труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предоставлении жилья. Истец относится к категории детей-сирот, который свое право на получение жилья не реализовал. В этой связи истец указывая на невозможность возврата в закрепленное за ним жилое помещение, поскольку в нем зарегистрирована его мать ФИО3, на отсутствие другого жилого помещения, бездействие органов опеки и попечительства в части исполнения своих функций, просит восстановить ему срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Также просит обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Впоследствии исковые требования неоднократно изменялись, в окончательной редакции истец просил признать распоряжение Министерства социального развития и труда Астраханской области от 05.07.2023 №1163 незаконным и отменить его, возложить на Министерство социального развития и труда Астраханской области обязанность включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, а также обязать Правительство Астраханской области предоставить ему жилое помещение из специализированно жилищного фонда Астраханской области по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Тронев М.О. исковые требования с учетом их изменений поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков Правительства Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области Угрюмова Р.Р. в иске просила отказать, пояснила, что к моменту обращения к ним с заявлением о включении в список детей-сирот нуждающихся в жилом помещении, Усанов С.В. достиг 23 лет. В связи с этим, полагает, что права на обеспечение жилым помещением истец уже не имеет.
Иные лица в судебное заседание не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, заслушав прения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичные права гарантируются нормами ст. ст. 1-3 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Из статьи 10 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, они возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе, путем признания жилищного права.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Приволжского района Астраханской области от 14.10.1998г. № 616 Усанов С.В., признан оставшимся без попечения родителей, так как в отношении матери ФИО3 решался вопрос о лишении ее родительских прав, отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 данного постановления за ФИО1, а также за его братом ФИО4 закреплено право на жилую площадь расположенную по адресу: <адрес>, м/р «Юность», <адрес>.
Решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО1, 18.01.1991г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В период с 31.08.1999 по 31.08.2007г. являлся воспитанником Вспомогательной школу-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ныне - ГБОУ АО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева»).
Судом установлено, что Усанов С.В. в период с 01.09.2007 по 22.06.2009 проходил обучение в ОГОНПО «Профессиональное училище №6» г. Астрахани.
Из пояснений Усанова С.В. судом установлено, что по окончании учебы он вернулся в закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, м/р «Юность», <адрес> но из-за его технического состояния, отсутствия коммунальных услуг проживать в нем было невозможно. Имеет по данному адресу регистрацию. В настоящее время он своими силами выполнил в данном помещении частичный ремонт. Его брат ФИО4 и сестра ФИО1 с 2012 г. и 2015г., соответственно, находятся в ГАСУ СО АО Наримановский дом-интернат, состоят в нем не регистрационном учете, признаны судом недееспособными. Место нахождение матери ФИО3 ему не известно, в вышеуказанной квартире она не проживает, в 2007 году производился ее розыск в связи с неуплатой ею алиментов, результаты розыска ему не известны. В настоящее время проживает со совей семьей супругой ФИО11, сыном ФИО12 в жилом помещении, принадлежащей супруге на праве собственности по адресу: <адрес>, м/р «Юность», <адрес>.
Судом установлено, что в 14.09.2022г. Усанов С.В. обратился в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» с заявлением о включении его в список, представив все необходимые документы.
Распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от 05.07.2023 № 1163 Усанову С.В. отказано во включении в указанный список на основании пункта 1,9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Усанов С.В. указал, что ему препятствовало реализовать своевременно право на предоставление жилого помещения бездействие органов опеки и попечительства по выполнению своих функций в части включения его в Список, отсутствие жилого помещения в собственности, в связи с чем, он полагает, что приобрел право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Суд не может согласиться с данными доводами, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1).
В силу пункта 9 статьи 8 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм права следует, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не состоявшие до указанного возраста на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Усанов С.В. впервые обратился в органы опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2006 году, в возрасте 31 года.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации о порядке толкования и применения положений вышеприведенного федерального законодательства, касающегося реализацией лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, права на обеспечение жилым помещением, отраженного в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, реализация данного права указанной категорией граждан, не включенными в соответствующий список до достижения ими возраста 23 лет, возможно лишь при условии доказанности наличия такого права на включение в список и уважительных причин, по которым данные лица до достижения ими возраста 23 лет не были поставлены на такой учет.
Таких обстоятельств, которые бы объективно исключали либо носили уважительный характер и препятствовали самостоятельному осуществлению ФИО1 в период с 18 до 23 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) своих прав по постановке на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, и нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по делу судами не установлено.
При таких обстоятельствах доводы иска о невозможности обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории "дети-сироты и дети, оставшийся без попечения родителей" в связи с незнанием закона, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку при обращении с заявлением после достижения возраста 23 лет истец ФИО1 не соответствовал категории граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом №- ФЗ.
Доказательств того, что ранее он не имел возможности обратиться с таким заявлением и пропустил срок по уважительным причинам истцом не представлено.
Доводы Усанов С.В. о неосведомленности о своих правах на получение жилья не свидетельствуют о наличии препятствий истцу к реализации своего права по постановке на учет в установленные законом сроки.
Доводам Усанова С.В. об отсутствии у него в собственности жилого помещения не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Так судом установлено, что жилое помещение, расположенное <адрес>, м/р «Юность», <адрес> на основании договора мены от 23.08.1997г., прошедшего регистрацию в ГБУ АО «БТИ» принадлежит на праве долевой собственности ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО1 каждому по ? доли.
Из материалов дела следует, что в настоящее время в данном жилом помещении состоит Усанов С.В.
Доводы Усанова С.В. о невозможности проживания в данном жилом помещении, в виду его технического состояния также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Доводы истца о не возможности проживания в закрепленном жилом помещении, поскольку оно на праве собственности принадлежит в том числе матери истца, лишенной родительских прав суд отклоняет, поскольку как установлено материалами дела и не оспаривается истцом, Кочергова Т.Н. по данному адресу не проживает более десяти лет, на регистрационном учете в нем не состоит, ее место нахождение не известно, в связи с чем она находится в розыске.
Принимая во внимание, что Усанов С.В. достиг возраста 23 лет, ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, с заявлением о принятии на учет не обращался, уважительных причин, препятствующих в установленный законом срок обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения, истец не представил, имеет в собственности жилое помещение, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании распоряжения министерства социального развития и труда Астраханской области от 05.07.2023 № 1163 незаконным, его отмене и возложении на министерство обязанности по включению Усанова С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, суд также не находит оснований и для удовлетворения иска в части возложения на Правительство Астраханской области
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░: