Дело №2-51/2023
УИД №21RS0017-01-2022-001035-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2023 года г.Шумерля Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Махмутовой Е.В.,
с участием заместителя Шумерлинского межрайпрокурора Ксенофонтова Н.М. и помощника Шумерлинского межрайпрокурора Паксеева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению земельных участков индивидуальное жилищное строительство объектами инженерной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайпрокурор в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению земельных участков №№ ___________, № ___________, расположенных по ........................ и предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики во исполнение задания прокуратуры Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения многодетных семей земельными участками в администрации ........................, в результате которой установлено следующее. "___" ___________ г. администрацией г.Шумерля многодетным семьям предоставлено 12 земельных участков №№ ___________, № ___________ земельных участков (в период с "___" ___________ г. по "___" ___________ г.) №№ ___________ расположенных по ........................, для индивидуального жилищного строительства. Между тем, вышеуказанные земельные участки до настоящего времени не обеспечены системами электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что препятствует их использованию по целевому назначению и нарушает права пользователей и собственников этих земельных участков.
Прокурор в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г.Шумерля Чувашской Республики в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Пунктом 6 ч.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу ст.1 Закона Чувашской Республики от 01 апреля 2011 года №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» многодетным семьям предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, в том числе, садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности.
Согласно ст.3 ст.1 Закона Чувашской Республики от 01 апреля 2011 года №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность: семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующего ребенка (детей) начиная с 1 января 2011 года независимо от нуждаемости в жилых помещениях; многодетным семьям, если один из совершеннолетних членов данной семьи состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Согласно п.24 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов
Методическими рекомендациями субъектов Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года №372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Согласно п.4 ч.1 ст.16, ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее – Закон Чувашской Республики №19) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п.1, 5 ч.1, п.п.1, 3 ч.2 ст.3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водосанбжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно п.п.1, 2, 3, 4, 5, 6 ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст.38 Федерального закона №416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 ноября 2017 года №2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления положениями п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ.
Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обеспечить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течении определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», согласно которому земельные участки, предоставленные многодетной семье для строительства жилого дома, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Отсутствие денежных средств в местно бюджете не может служить основанием для отказа в обеспечении земельного участка необходимой инфраструктурой, поскольку не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом №131-ФЗ.
Решением Собрания депутатов г.Шумерля от "___" ___________ г. № ___________ в муниципальную собственность г.Шумерля безвозмездно принят земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № ___________, общей площадью 44 962 кв.м., расположенный по адресу: ........................, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Решениями администрации г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. №№ ___________, № ___________, от "___" ___________ г. №№ ___________ от "___" ___________ г. № ___________, от "___" ___________ г. № ___________ многодетным семьям были предоставлены земельные участки №№ ___________, № ___________ соответственно, расположенные по ........................ для индивидуального жилищного строительства.
Вышеуказанные земельные участки не обеспечены системами электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что препятствует их использованию по целевому назначению и нарушает права пользователей и собственников этих земельных участков.
По результатам проверки, проведенной Шумерлинской межрайпрокуратурой Чувашкой Республики "___" ___________ г. в адрес администрации г.Шумерля Чувашской Республики вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № ___________, в котором администрации г.Шумерля Чувашской Республики предложено принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь; решить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями ст.192 ТК РФ; о результатах рассмотрения представления сообщить в Шумерлинскую межрайпрокуратуру в письменной форме, в установленный законом месячный срок с приложением копий документов, подтверждающих привлечение к ответственности виновных лиц и устранении выявленных нарушений.
Из ответа администрации г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ в ответ на представление следует, что они неоднократно обращались в республиканские органы власти Чувашской Республики, Собрание депутатов г.Шумерля о выделении финансовых средств на проектирование и строительство систем коммунальной инфраструктуры – комплекса технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Финансовые средства в местном бюджете на данные мероприятия отсутствуют. Привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц по данному вопросу не представляется возможным.
Таким образом, по настоящее время работы по строительству сетей электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения к указанным земельным участкам не выполнены, жители указанных улиц услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения не обеспечены.
Бездействие Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, выраженное в невыполнении строительства объектов инженерной инфраструктуры, в частности сетей электро-, газо- и водоснабжения и водоотведения по ........................ нарушает права и интересы жителей вышеуказанных земельных участков .........................
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шумерлинского межрайпрокурора удовлетворить.
Обязать администрацию г.Шумерля Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить земельные участки №№ ___________, № ___________, расположенные по ........................ и предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2023 года.
Судья Н.Б. Миронова