Решение по делу № 2-51/2023 (2-696/2022;) от 06.10.2022

Дело №2-51/2023

УИД №21RS0017-01-2022-001035-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2023 года г.Шумерля Чувашской Республики

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Махмутовой Е.В.,

с участием заместителя Шумерлинского межрайпрокурора Ксенофонтова Н.М. и помощника Шумерлинского межрайпрокурора Паксеева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению земельных участков индивидуальное жилищное строительство объектами инженерной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Шумерлинский межрайпрокурор в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению земельных участков №№ ___________, № ___________, расположенных по ........................ и предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Иск мотивирован тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики во исполнение задания прокуратуры Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения многодетных семей земельными участками в администрации ........................, в результате которой установлено следующее. "___" ___________ г. администрацией г.Шумерля многодетным семьям предоставлено 12 земельных участков №№ ___________, № ___________ земельных участков (в период с "___" ___________ г. по "___" ___________ г.) №№ ___________ расположенных по ........................, для индивидуального жилищного строительства. Между тем, вышеуказанные земельные участки до настоящего времени не обеспечены системами электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что препятствует их использованию по целевому назначению и нарушает права пользователей и собственников этих земельных участков.

Прокурор в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации г.Шумерля Чувашской Республики в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Пунктом 6 ч.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу ст.1 Закона Чувашской Республики от 01 апреля 2011 года №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» многодетным семьям предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, в том числе, садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности.

Согласно ст.3 ст.1 Закона Чувашской Республики от 01 апреля 2011 года №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность: семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующего ребенка (детей) начиная с 1 января 2011 года независимо от нуждаемости в жилых помещениях; многодетным семьям, если один из совершеннолетних членов данной семьи состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Согласно п.24 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов

Методическими рекомендациями субъектов Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года №372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Согласно п.4 ч.1 ст.16, ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее – Закон Чувашской Республики №19) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. п.1, 5 ч.1, п.п.1, 3 ч.2 ст.3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водосанбжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п.п.1, 2, 3, 4, 5, 6 ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст.38 Федерального закона №416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 ноября 2017 года №2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления положениями п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ.

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обеспечить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течении определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», согласно которому земельные участки, предоставленные многодетной семье для строительства жилого дома, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Отсутствие денежных средств в местно бюджете не может служить основанием для отказа в обеспечении земельного участка необходимой инфраструктурой, поскольку не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом №131-ФЗ.

Решением Собрания депутатов г.Шумерля от "___" ___________ г. № ___________ в муниципальную собственность г.Шумерля безвозмездно принят земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № ___________, общей площадью 44 962 кв.м., расположенный по адресу: ........................, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Решениями администрации г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________, № ___________, от "___" ___________ г.№ ___________ от "___" ___________ г. № ___________, от "___" ___________ г. № ___________ многодетным семьям были предоставлены земельные участки №№ ___________, № ___________ соответственно, расположенные по ........................ для индивидуального жилищного строительства.

Вышеуказанные земельные участки не обеспечены системами электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что препятствует их использованию по целевому назначению и нарушает права пользователей и собственников этих земельных участков.

По результатам проверки, проведенной Шумерлинской межрайпрокуратурой Чувашкой Республики "___" ___________ г. в адрес администрации г.Шумерля Чувашской Республики вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № ___________, в котором администрации г.Шумерля Чувашской Республики предложено принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь; решить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями ст.192 ТК РФ; о результатах рассмотрения представления сообщить в Шумерлинскую межрайпрокуратуру в письменной форме, в установленный законом месячный срок с приложением копий документов, подтверждающих привлечение к ответственности виновных лиц и устранении выявленных нарушений.

Из ответа администрации г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ в ответ на представление следует, что они неоднократно обращались в республиканские органы власти Чувашской Республики, Собрание депутатов г.Шумерля о выделении финансовых средств на проектирование и строительство систем коммунальной инфраструктуры – комплекса технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Финансовые средства в местном бюджете на данные мероприятия отсутствуют. Привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц по данному вопросу не представляется возможным.

Таким образом, по настоящее время работы по строительству сетей электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения к указанным земельным участкам не выполнены, жители указанных улиц услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения не обеспечены.

Бездействие Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, выраженное в невыполнении строительства объектов инженерной инфраструктуры, в частности сетей электро-, газо- и водоснабжения и водоотведения по ........................ нарушает права и интересы жителей вышеуказанных земельных участков .........................

При таких обстоятельствах, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шумерлинского межрайпрокурора удовлетворить.

Обязать администрацию г.Шумерля Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить земельные участки №№ ___________, № ___________, расположенные по ........................ и предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2023 года.

Судья                                         Н.Б. Миронова

2-51/2023 (2-696/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шумерлинская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Администрация г. Шумерля Чувашской Республики
Суд
Шумерлинский районный суд Чувашии
Судья
Миронова Н.Б.
Дело на странице суда
shumerlinsky.chv.sudrf.ru
06.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2022Передача материалов судье
07.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее