Решение по делу № 2-73/2023 (2-3779/2022;) от 15.06.2022

Дело №2-73/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2023 года                                                  г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Бабушкина А.Д.,

при секретаре судебного заседания Зюзяковой Е.В.,

с участием представителей ответчиков Администрации <адрес>, Управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> Бреуса М.А.,

МУП <адрес> «Южное» Лисичкиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евсеевой Татьяны Леонидовны к Администрации <адрес>, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Южное» о взыскании стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Евсеева Т.Л. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес>, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес>, Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Южное» о взыскании стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 11:10 в районе <адрес> в <адрес> истица управляя автомобилем «Toyota Corolla Spaciо», регистрационный номер , двигаясь по <адрес> со стороны <адрес> не справилась с управлением своей машины и совершила столкновение с транспортным средством стоящими на парковке из-за того, что на дороге была глубокая снежная колея, к тому же дорога была накатанной и скользкой. Она двигалась со скоростью 5-10 км/ч впереди двигался автомобиль, который попав в колею развернуло на 90 градусов и в таком положении продолжил движение. Она стала тормозить, и её автомобиль развернуло и выбросило из колеи на транспортное средство стоящие с правой стороны по ходу движения. Считает, что данное ДТП можно было бы избежать, если бы дорога убиралась от снега после снегопада. Ответчики должны нести ответственность и возместить ущерб.

Просит взыскать в пользу истца ущерб в размере 311 500 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей, за экспертизу 9 270 рублей, госпошлину в размере 6 315 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в качестве соответчика привлечено МУП <адрес> «Южное».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска на стороне ответчика привлечено МБУ <адрес> «Восток».

В судебное заседание не явился истец и её представитель, представитель третьего лица МБУ <адрес> «Восток» о дате и месте проведения судебного заседания извещалась надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. Ранее в судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования. Настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.

Учитывая, что оснований для отложения разбирательства по делу не имеется, с учетом требований ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель ответчиков администрации <адрес>, и Управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> Бреус М.А. исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, полагает, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Пояснил, что в силу соглашения полномочия по содержанию дороги переданы МУП <адрес> «Южное», но в данной ситуации виноват в ДТП водитель, которая управляла автомобилем и нарушила п.10.1 Правил дорожного движения.

Представитель ответчика МУП <адрес> «Южное» не согласилась с иском, указав, что предприятие выполнило свои обязанности по муниципальному контракту. Указанный участок дорожной сети относится к зоне ответственности МБУ «Восток». Истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими последствиями.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Под дорожно-транспортным происшествием в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11:10 в районе <адрес> в <адрес> истица управляя автомобилем «Toyota Corolla Spaciо», регистрационный номер , двигаясь по <адрес> со стороны <адрес> не справилась с управлением и совершила столкновение с транспортным средством на парковке.

Указанное ДТП было оформлено с участием сотрудником ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес>. После оформления ДТП и проведения проверки в отношении водителя Евсеевой Т.Л. управлявшей автомобилем «Toyota Corolla Spaciо», регистрационный номер было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ.

На месте ДТП инспекторами ДПС ГИБДД акт составлен акт о выявленных недостатках от ДД.ММ.ГГГГ в 16:30 (Гололед, снежный накат, колейность).

Согласно схемы дорожно-транспортного происшествия, не указано на наличие недостатков на проезжей части участка, где произошло ДТП.

В результате указанного ДТП механические повреждения получил автомобиль «Toyota Corolla Spaciо», регистрационный номер M078PT27, принадлежащий Евсеевой Т.Л., которые описаны в материалах ДТП.

Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч.2 ст.1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Установление вины находится в компетенции суда.

Для возникновения обязанности возместить вред необходимо как установление факта причинения вреда взаимодействием источника повышенной опасности, причинной связи между таким воздействием и наступившим результатом, так и установление вины, поскольку вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным, а при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется с учетом вины каждого.

В соответствии со ст.1083 ГК РФ в случае, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.1 и 2 ст.401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно п.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу положений пунктов 1,6,10 4.1 ст. 13 и ч.3 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу частей 3, 11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильной дороги определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Положениями ст.17, 18 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» установлено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно пп.2 п.1 ст.28 указанного Федерального закона, пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с положением ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ч.1 ст.37 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.3 ч.1 ст.19, п.1 ч.3 ст.41, устава городского округа «<адрес>» администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения городского округа. В соответствии с положениями настоящего закона (№131-Ф3) к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями п.2 ст.28 указанного Федерального закона пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, органы муниципальной власти обязаны обеспечивать безопасность дорожного движения, в том числе и путем обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

Как следует из материалов дела, управлением дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с МУП <адрес> «Южное».

Согласно технического задания к указанному контракту в состав работ по зимнему содержанию дорог входят снегоочистка, борьба с зимней скользклостью, в том числе посыпка противогололедными материалами и реагентами. Работы проводятся в соответствии с требованиями «Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 года №ОС-548-р.

Перечень и объем работ по содержанию автомобильных дорог и объектов благоустройства определен условиями муниципального контракта и технического задания Приложение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между управлением дорог внешнего благоустройства администрации <адрес> и МУП <адрес> «Южное».

Согласно Пепечню к договору субподряда, Смете к муниципальному контракту утвержден перечень дорог и объектов благоустройства <адрес>, согласно которому участок дороги <адрес> (п.74) обслуживается МУП <адрес> «Южное», где произошло ДТП, входит в данный перечень. Следовательно, содержание спорного участка производит МУП <адрес> «Южное» совместно с субподрядной организацией МУП <адрес> «Восток» согласно договора субподряда от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии п.6.1.1 ч.6 Договора субподряда на МУП <адрес> «Восток» возложено обеспечение содержания автомобильных дорог и объектов благоустройства в состоянии, гарантирующем круглогодичное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов.

Пунктом п.7.18 ч.7 определено, что МУП <адрес> «Восток» несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за несоответствие дорожных условий требованиям, установленным к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, за последствия дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, вызванных несоответствием дорожных условий, установленным требованиям к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, надлежащее осуществление работ по содержанию (уборка проезжей части улиц, придорожных газонов, земляного полотна и системы водоотвода; дорожных одежд; искусственных и защитных дорожных сооружений; элементов обустройства автомобильных дорог); работ по зимнему содержанию.

С учетом того, что МУП <адрес> «Восток» реорганизовано в Муниципальное бюджетное учреждение <адрес> «Восток», то последнее юридическое лицо является правопреемником МУП <адрес> «Восток».

Из представленных фотографий видно, что МБУ <адрес> «Восток» производило очистку автомобильной дороги расположенной по <адрес>.

Согласно п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части возможно устройство уплотненного снежного покрова.

В силу п.8.10 ГОСТ Р 50597-2017 допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см. в период зимнего содержания дорог.

Выводы о виновности в данном ДТП администрации <адрес>, как собственника автомобильной дороги истец сделал на основании ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», согласно которого пунктом 5.2.4 Стандарта установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения отражены в указанной выше таблице и содержат указание, что отдельное повреждение колея на участке полосы движения длиной 100 м относятся к дефектам. Так, колея не должна превышать размера 2,0/7,0 см (согласно материалов ДТП хотя и имеется указание на колейность, но нет замеров свидетельствующих о наличии колеи).

Из материала проверки ГИБДД в частности определения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, также видно, что истица управлявшая автомобилем, при движении на прямом участке дороги не предприняла возможные меры к снижению скорости автомобиля, в результате чего не справилась с управлением и допустила выезд своего автомобиля на парковку, что привело к столкновению с находящимся там транспортным средством. Из этого материала и фотографий видно, что автомобильная дорога расчищена, имеет снежный накат.

В соответствии с п.10.1 ПДД РФ, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме и привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности по данном делу, поскольку, из установленных по делу обстоятельств и представленных суду доказательств следует, что дорожно-транспортное происшествие от ДД.ММ.ГГГГ произошло вследствие нарушений, допущенных водителем Евсеевой Т.Л., а именно которая проявив небрежность выбрала неправильную скорость движения, без учета дорожных метеорологических условий, в результате чего повредила припаркованный автомобиль. Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих обратное, не представлено.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Евсеевой Татьяны Леонидовны к Администрации <адрес>, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес>, Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Южное» о взыскании стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено 17 января 2023 года.

Судья                                             А.Д. Бабушкин

2-73/2023 (2-3779/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Евсеева Татьяна Леонидовна
Ответчики
Управление дорог и внешнего благоустройства
МУП г. Хабаровска "Южное"
Администрация г. Хабаровска
Другие
МБУ "Восток"
Машадов Игорь Реджепович
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Бабушкин Андрей Дмитриевич
Дело на странице суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
15.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2022Передача материалов судье
20.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2022Подготовка дела (собеседование)
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
11.08.2022Подготовка дела (собеседование)
11.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
10.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее