Дело № 33а-6973/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 17 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рябинина К.В.,
судей : Григорьевой Н.М., Муратовой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Степановой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-519/2020 (47RS0003-01-2020-000280-26) по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 17 августа 2020 года,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., выслушав представителя администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Филисову Т.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Киселева Ольга Сергеевна обратилась в Волховский городской суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным постановление от 12 февраля 2020 года № администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области; обязать администрацию муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем постановки (восстановление учетной записи) на учет Киселевой О.С. и несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, как граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что 12 февраля 2020 г. Постановлением №32 МО Администрации Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) истец и ее несовершеннолетний сын, состоящий на диспансерном учете с рождения у эпилептолога с диагнозом Эпилепсия с частыми припадками (G-40), детский церебральный паралич, что подтверждается документально, были сняты с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ., а также, что истец и ее сын не признаны малоимущими гражданами нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма.
Административный истец, ссылаясь на п. 2 ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, Приказ Министерства здравоохранения №987н от 29.11.2012 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», указывает, что заболевание ее сына - Эпилепсия с частыми припадками (G-40), является заболеванием которое дает право на внеочередное получение жилья по социальному найма, не согласилась с указанным постановлением Администрации, поскольку они нарушают ее жилищные и Конституционные права, а именно право на жилище.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 17 августа 2020 года административное исковое заявление Киселевой Ольги Сергеевны удовлетворено частично. Признано незаконным и отменено постановление администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 12 февраля 2020 года № 32 «О снятии с учета граждан по улучшению жилищных условий на территории муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области». В остальной части Киселевой О.С. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Административный ответчик не согласился с постановленным решением, представил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение применения материальных и процессуальных норм. Администрация указывает, что при проверке Киселевой О.С., состоящей на учете нуждающихся в жилых помещениях (постановка на учет 23.01.2019г.), выяснилось, что Киселева О.С. в нарушение требований ст. 49 ЖК РФ и ч.5 ст.1 Областного закона №89-оз при обращении в администрацию МО Иссадское сельское поселение 29.12.2018 г. не предоставила сведения о доходах за последние 2 года, непосредственно предшествующие месяцу подачи заявления о постановке ее на учет нуждающихся. При отсутствии сведений о доходах она не могла быть признана малоимущей.
Представитель Администрации Филисова Т.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Киселева О.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», установлен определенный порядок постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, определен ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С 1 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 23 декабря 2011 года Киселева О.С. и с 06 ноября 2012 года ее несовершеннолетний сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 67,9 кв.м.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является мать истца ФИО8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 09 июня 2006 года.
Совместно с Киселевой О.С. и ее несовершеннолетним сыном в указанной квартире зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО8, с ДД.ММ.ГГГГ брат истца ФИО9, и с 13.08.2020 также ФИО10, не являющийся родственником истца.
Несовершеннолетний сын административного истца ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелой формой хоронического заболевания – Эпилепсия с частыми припадками (G-40), которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.
29 декабря 2018 года Киселева О.С. обратилась в администрацию муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
23 января 2019 года Киселева О.С. составом семьи 2 человека: Киселева О.С. и несовершеннолетний ФИО3, признаны нуждающимися в жилом помещении на основании пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, - в составе семьи имеется больной страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
06 февраля 2020 года жилищной комиссией при администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской на основании служебной записки рассмотрен вопрос о снятии семьи Киселевой О.С. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Постановлением администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской № 32 от 12 февраля 2020 года Киселева О.С. составом семьи 2 человека: Киселева О.С. и ФИО3, 2012 года рождения, сняты с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, по следующим обстоятельствам: не признания Киселевой О.С. и ее несовершеннолетнего сына ФИО3 малоимущими гражданами и нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма в совокупности двух установленных признаков ч. 2 ст. 49 и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
При рассмотрение дела судом первой инстанции установлено, что на момент снятия Киселевой О.С. и ее несовершеннолетнего сына ФИО3 с учета, в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери истца – ФИО8, проживали как минимум две разные семьи: брата истца ФИО9, а также семья истца Киселевой О.С. и ее несовершеннолетнего сына ФИО3 Об этом, в частности, свидетельствует справка о регистрации проживающих в квартире лиц, из которой следует, что Киселева О.С. и ее несовершеннолетний сын ФИО3 были вселены в жилое помещение значительно позднее зарегистрированных ранее там лиц. А из объяснений представителя административного истца следует, что состав семьи Киселевой О.С. состоит из административного истца и ее несовершеннолетнего сына, мать и брат не являются членами ее семьи, общего хозяйства не ведется.
В соответствии с п. 3 ст.3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 № 4 «Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области» утвержден Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (приложение 2).
Согласно приложению 2 названного Постановления Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 №4 к Перечню документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся: документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение о признании членом семьи и т.п.); документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.), документы, выданные медицинским учреждением, документы о признании гражданина малоимущим.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 г. N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" ежегодно с 10 января по 31 марта орган, осуществляющий принятие на учет, проводит проверку прав граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании документов, представленных гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и иных сведений, имеющихся у органа, осуществляющего принятие на учет, путем направления запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, которым могут быть известны сведения, подтверждающие наличие (отсутствие) оснований снятия граждан с учета.
На основании вышеизложенного судом правильно указано о том, что в том случае, если у административного ответчика возникли сомнения в наличии у административного истца права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то перед принятием решения о снятии Киселевой О.С. с такого учета необходимо было направить ей соответствующий запрос с разъяснением необходимости предоставления документов, свидетельствующих о том, что совместно зарегистрированные с ней граждане не являются членами ее семьи и не ведут общее хозяйство, а также документов, подтверждающих доход ее семьи за период, за который, по мнению административного ответчика, необходимо было представить. Однако, административным ответчиком до принятия оспариваемого решения действия по истребованию у административного истца необходимой информации предприняты не были. С учетом этого, судом правомерно принято решение о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 12 февраля 2020 года № 32 «О снятии с учета граждан по улучшению жилищных условий на территории муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области».
Судом правильно указано, что административный ответчик не лишен возможности повторно провести проверку права Киселевой О.С. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, истребовав у административного истца необходимые документы.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что принятый судом первой инстанции судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течении шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Судья: Кошкина М.Г.