Дело № 2-552/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2019 года р.п. Красные Баки
Краснобаковский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Морозова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Голубевой Н.В.,
с участием прокурора Смирнова В.А.,
истца Козлова А.А.,
представителя ответчика Морозовой С.А.,
представителя соответчика Комиссаровой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Краснобаковского района в защиту прав, свобод и законных интересов лиц к администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение Козлову А.А. по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Краснобаковского района была проведена проверка администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области. Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев, в частности, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном "порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, в том числе, признания дома, в котором находится жилое помещение, подлежащим сносу. При этом в ст. 86 ЖК РФ закреплено, что в случае признания дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежащим сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Также указано, что в ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> Постановлением администрации Краснобаковского района № был признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ Козловым А.А. было направлено в администрацию р.п. Ветлужский обращение с просьбой признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия при администрации р.<адрес> приняла решение в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ признать Козлова А.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (непригодным для проживания). Вследствие этого с ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации р.п. Ветлужский № Козлов А.А. был поставлен на учет, заведено учетное дело на Козлова А.А. ДД.ММ.ГГГГ Козловым А.А. было подано заявление с входящим № в администрацию р.п. Ветлужский, согласно которому он отказывается от предоставления маневренного жилищного фонда. Также в ходе беседы с родной сестрой Козлова А.А. ФИО2. установлено, что в настоящий момент заявитель зарегистрирован по- адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги р.<адрес>, выданной ОАО «УК ЖКХ Краснобаковского района» от ДД.ММ.ГГГГ Жилых помещений Козлов А.А. в собственности не имеет, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ По словам родной сестрой Козлова А.А. - ФИО2 он постоянного жилья не имеет, проживает в жилых помещениях друзей, родственников, в том числе сестры ФИО2, по адресу р.<адрес>, что подтверждается рапортом о телефонном звонке. Исходя из вышеизложенного, Козлов А.А. не имеет постоянного места жительства, вынужден проживать у друзей и сестры. Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В силу данного положения законодательства Козлов А.А. имеет внеочередное право на предоставление благоустроенного жилья. На основании изложенного истец просит возложить обязанность на администрацию р.п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма Козлову А.А. в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Смирнов В.А. в судебном заседании исковые требования в интересах гражданина Козлова А.А. поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.
Истец Козлов А.А. в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации р.п. Ветлужский Морозова С.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании исковое заявление не поддержала и просила в иске отказать.
Представитель соответчика - администрации Краснобаковского района Нижегородской области по доверенности Комиссарова М.Г., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, проанализировав и оценив представленные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация конституционных прав на получение жилого помещения должна осуществляться с соблюдением указанного принципа.
Статьей 1 Жилищного кодекса РФ определено, что Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Судом установлено, что постановлением администрации Краснобаковского района № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Из представленного в материалы дела следует, что согласно государственной региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы». Данной программой предусмотрено проведение мероприятий по расселению домов, включенных в реестр многоквартирных домов жилищного фонда, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (реестр) или в реестр многоквартирных домов жилищного фонда, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции.
На сегодняшний день указанный многоквартирный дом не включен в Перечень объектов аварийного жилищного фонда в государственную программу на 2019-2025 годы.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключительные случаи, когда жилые помещения могут быть предоставлены гражданам и во внеочередном порядке.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Поскольку многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение в таком доме является непригодным для проживания и проживание в таком доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится органами местного самоуправления на основании документов о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.А. поставлен на учет нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, возникло в 2018 году, когда жилой дом в установленном на тот период времени порядке был признан аварийным, непригодным для проживания.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец Козлов А.А имеет право на предоставление ему в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в его пользовании, аварийным и непригодным для последующего проживания в 2018 году, он не обеспечен до настоящего времени жильем.
Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате аварийного состояния, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом непригоден для последующего проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.
Определяя размер подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, суд исходит из следующего.
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.
Согласно данным технической характеристики жилого помещения общая площадь квартиры составляла №., она состояла из 1 комнаты.
Таким образом, общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению Козлову А.А. должна составлять не менее №
В связи с изложенным, суд считает возможным обязать администрацию р.п. Ветлужский предоставить в пользование Козлову А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 29,8 кв.м., состоящее не менее чем из одной жилой комнаты, с последующим расторжением договора социального найма, заключённого с Козловым А.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Исходя из изложенного и руководствуясьст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Краснобаковского района, в защиту Козлова ФИО1 к администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию р.п. Ветлужский Краснобаковского района предоставить Козлову ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее № состоящее не менее чем из одной жилой комнаты.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд подачей апелляционной жалобы через Краснобаковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия судом решения.
Судья С.Н. Морозов