Дело №2-647/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000618-72)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Цибизовой А.А.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Твери Орловой М.В., по доверенности, представителя истца Шаламагина С.Б. по доверенности,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Тверской области на основании доверенности Солуяновой Е.А.,
представителя третьего лица Правительства Тверской области Дроновой А.И. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Твери в защиту интересов Шаламагиной Е.С. к Министерству здравоохранения Тверской области о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагину Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тверской области обеспечивать бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015, обращении решения суда к немедленному исполнению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района города Твери обратился в суд с иском в защиту интересов Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения Тверской области, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагину Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тверской области обеспечивать бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015, обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указывает на следующее. В прокуратуру Центрального района г.Твери поступило обращение Шаламагина С.Б. в интересах Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о нарушении права на бесплатное лекарственное обеспечение. В соответствии с выпиской от 20.08.2015 из истории болезни № Шаламагина Е.С. в период с 05.08.2015 по 20.08.2015 находилась в отделении иммунологии ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им.Дмитрия Рогачева» Минздрава России. Ей поставлен диагноз «первичное иммунодефицитное состояние: <данные изъяты> По результатам проведенного лечения Шаламагиной Е.С. рекомендована регулярная заместительная терапия иммуноглобулином для внутривенного введения в дозе 0,5 гр/кг массы тела 1 раз в 3-4 недели, только зарубежного производства: Октагам, Гамунекс, Интратект, Интраглобин, Игвена, Привиджен (в связи с отсутствием в них вируса В19, который смертельно опасен для больных ПИДС). С 21.10.2020 по 23.09.2021 Шаламагина Е.С. находилась на лечении в НИИ Детской онкологии и гематологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н.Блохина» Минздрава России. Ей поставлен диагноз основной «<данные изъяты> Шаламагиной Е.С. рекомендована заместительная терапия иммуноглобулином. Безопасными препаратами являются иммуноглобулины зарубежного производства (Октагам, Интраглобин, Интратект, Гамунекс, Привиджен, Игвена). Использование зарубежных препаратов иммуноглобулинов является более эффективным и безопасным по их противовирусной безопасности, включая парвовирус В19. В октябре 2021 года Шаламагиной Е.С. присвоена <данные изъяты> группа инвалидности. До сентября 2021 года Шаламагина Е.С. обеспечивалась необходимыми лекарственными препаратами. В дальнейшем матери ребенка предложен для лечения лекарственный препарат МНН иммуноглобулин отечественного производства.
До настоящего времени вопрос обеспечения Шаламагиной Е.С. лекарственными препаратами Октагам, или Привиджен, или Игвена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин на постоянной основе не решен. В соответствии с п.9 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства тверской области от 29.12.2020 № 708-пп, за счет средств областного бюджета Тверской области осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной сидкой. Согласно п.4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатной или со скидкой. В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, лицам, страдающим гематологическими заболеваниями, показаны цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидиные и нестероидные гормоны, антибиотики, и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения. Обязанность по принятию мер по организации обеспечения Шаламагиной Е.С. вышеуказанными лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения Тверской области. Бездействие же Министерства здравоохранения Тверской области по обеспечению Шаламагиной Е.С. лекарственными препаратами на постоянной основе нарушает ее право на охрану здоровья. В силу того, что Министерством здравоохранения Тверской области не исполняются обязанности по обеспечению Шаламагиной Е.С. вышеуказанными лекарственными препаратами на постоянной основе, то они подлежат возложению на ответчика в судебном порядке.
Определением суда от 04.02.2022 при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство здравоохранения РФ, а также в качестве истца Шаламагина Е.С.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Твери Орлова М.В. по доверенности, поддержала заявленные требования, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Шаламагин С.Б. по доверенности, заявленные прокурором требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, с учетом состояния здоровья Шаламагиной Е.С. просил суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебное заседание истец Шаламагина Е.С. не явилась, о дне, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области Солуянова Е.А. по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Тверской области Дронова А.И. по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах и др.
Из имеющейся в деле в копии жалобы Шаламагина С.Б. следует, что он, действия в интересах своего ребенка-инвалида Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру Центрального района г.Твери с просьбой оказания помощи в восстановлении нарушенных прав его дочери, являющейся инвалидом <данные изъяты> группы, на обеспечение лекарственными препаратами по жизненным показаниям.
Таким образом, обращение прокурора в суд с требованиями, направленными на защиту нарушенных социальных прав, в интересах Шаламагиной Е.С., являющейся инвалидом, является правомерным.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ст.4 данного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» предусмотрено, что инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний - перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения.
Справкой бюро МСЭ-2019 №0699376 от 19.10.2021 подтверждается, что Шаламагина Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, инвалидность с детства.
Из представленных в материалы дела медицинских документов следует, что Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлен диагноз основной: <данные изъяты>
Из выписки из истории болезни № от 20.08.2015 ФГБУ «ФКНЦ ДГОИ им.Дмитрия Рогачева» Минздрава России следует, что Шаламагиной Е.С. установлен диагноз основной: <данные изъяты>
Из заключения консультирующего врача ГБУЗ Тверской области «Областная клиническая больница» от 07.12.2021 следует, что с 21.10.2020 по 29.09.2021 Шаламагина Е.С. проходила обследование и лечение в НИИ ДОИГ, диагноз: <данные изъяты>
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, со стороны ответчика отсутствует бездействие в виде непринятия мер по обеспечению Шаламагиной Е.С. лекарственными препаратами. Министерством здравоохранения Тверской области неоднократно направлялись и направляются поставщикам запросы о наличии у них данных лекарственных препаратов. Как следует из имеющихся в материалах дела ответов, данные лекарственные препараты у поставщиков отсутствуют.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагиной Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или Игвена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин удовлетворению не подлежат.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением правительства РФ от 30.07.1994 № 890, лицам, страдающим гематологическими заболеваниями, показаны цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв.Президиумом Верховного суда Российской Федерации 17.06.2020, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначен лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории РФ.
Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 №70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.
Основными задачами Министерства здравоохранения Тверской области в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 №70-пп, являются: обеспечение разработки и реализации государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области, разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения; повышение доступности и качества медицинской помощи для населения Тверской области, организация работы, направленной на внедрение здорового образа жизни снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни населения, на территории Тверской области, развитие кадрового потенциала в сфере здравоохранения (Раздел II Положения).
Основные функции Министерства здравоохранения Тверской области определены Разделом III Положения. К ним относятся, в том числе, функции по защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; разработке и реализации региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан; разработке и реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; участию в формировании расходов бюджета Тверской области на здравоохранении; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Тверской области.
Учитывая вышеизложенное, требования прокурора, заявленные в интересах Шаламагиной Е.С. о возложении на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности по обеспечению бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или Игвена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015 подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая состояние здоровья истца, суд находит подлежащим удовлетворению и ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-198,211 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
заявленные исковые требования прокурора Центрального района г.Твери в защиту интересов Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения Тверской области удовлетворить частично.
Возложить на Министерство здравоохранения Тверской области обязанность по обеспечению бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагиной Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.
Председательствующий Е.А.Степанова
Мотивированное решение составлено 11.03.2022
Дело №2-647/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000618-72)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Цибизовой А.А.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Твери Орловой М.В., по доверенности, представителя истца Шаламагина С.Б. по доверенности,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Тверской области на основании доверенности Солуяновой Е.А.,
представителя третьего лица Правительства Тверской области Дроновой А.И. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Твери в защиту интересов Шаламагиной Е.С. к Министерству здравоохранения Тверской области о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагину Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тверской области обеспечивать бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015, обращении решения суда к немедленному исполнению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района города Твери обратился в суд с иском в защиту интересов Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения Тверской области, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагину Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тверской области обеспечивать бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015, обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указывает на следующее. В прокуратуру Центрального района г.Твери поступило обращение Шаламагина С.Б. в интересах Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о нарушении права на бесплатное лекарственное обеспечение. В соответствии с выпиской от 20.08.2015 из истории болезни № Шаламагина Е.С. в период с 05.08.2015 по 20.08.2015 находилась в отделении иммунологии ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им.Дмитрия Рогачева» Минздрава России. Ей поставлен диагноз «первичное иммунодефицитное состояние: <данные изъяты> По результатам проведенного лечения Шаламагиной Е.С. рекомендована регулярная заместительная терапия иммуноглобулином для внутривенного введения в дозе 0,5 гр/кг массы тела 1 раз в 3-4 недели, только зарубежного производства: Октагам, Гамунекс, Интратект, Интраглобин, Игвена, Привиджен (в связи с отсутствием в них вируса В19, который смертельно опасен для больных ПИДС). С 21.10.2020 по 23.09.2021 Шаламагина Е.С. находилась на лечении в НИИ Детской онкологии и гематологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н.Блохина» Минздрава России. Ей поставлен диагноз основной «<данные изъяты> Шаламагиной Е.С. рекомендована заместительная терапия иммуноглобулином. Безопасными препаратами являются иммуноглобулины зарубежного производства (Октагам, Интраглобин, Интратект, Гамунекс, Привиджен, Игвена). Использование зарубежных препаратов иммуноглобулинов является более эффективным и безопасным по их противовирусной безопасности, включая парвовирус В19. В октябре 2021 года Шаламагиной Е.С. присвоена <данные изъяты> группа инвалидности. До сентября 2021 года Шаламагина Е.С. обеспечивалась необходимыми лекарственными препаратами. В дальнейшем матери ребенка предложен для лечения лекарственный препарат МНН иммуноглобулин отечественного производства.
До настоящего времени вопрос обеспечения Шаламагиной Е.С. лекарственными препаратами Октагам, или Привиджен, или Игвена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин на постоянной основе не решен. В соответствии с п.9 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства тверской области от 29.12.2020 № 708-пп, за счет средств областного бюджета Тверской области осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной сидкой. Согласно п.4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатной или со скидкой. В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, лицам, страдающим гематологическими заболеваниями, показаны цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидиные и нестероидные гормоны, антибиотики, и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения. Обязанность по принятию мер по организации обеспечения Шаламагиной Е.С. вышеуказанными лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения Тверской области. Бездействие же Министерства здравоохранения Тверской области по обеспечению Шаламагиной Е.С. лекарственными препаратами на постоянной основе нарушает ее право на охрану здоровья. В силу того, что Министерством здравоохранения Тверской области не исполняются обязанности по обеспечению Шаламагиной Е.С. вышеуказанными лекарственными препаратами на постоянной основе, то они подлежат возложению на ответчика в судебном порядке.
Определением суда от 04.02.2022 при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство здравоохранения РФ, а также в качестве истца Шаламагина Е.С.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Твери Орлова М.В. по доверенности, поддержала заявленные требования, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Шаламагин С.Б. по доверенности, заявленные прокурором требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, с учетом состояния здоровья Шаламагиной Е.С. просил суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебное заседание истец Шаламагина Е.С. не явилась, о дне, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области Солуянова Е.А. по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Тверской области Дронова А.И. по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах и др.
Из имеющейся в деле в копии жалобы Шаламагина С.Б. следует, что он, действия в интересах своего ребенка-инвалида Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру Центрального района г.Твери с просьбой оказания помощи в восстановлении нарушенных прав его дочери, являющейся инвалидом <данные изъяты> группы, на обеспечение лекарственными препаратами по жизненным показаниям.
Таким образом, обращение прокурора в суд с требованиями, направленными на защиту нарушенных социальных прав, в интересах Шаламагиной Е.С., являющейся инвалидом, является правомерным.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ст.4 данного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» предусмотрено, что инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний - перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения.
Справкой бюро МСЭ-2019 №0699376 от 19.10.2021 подтверждается, что Шаламагина Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, инвалидность с детства.
Из представленных в материалы дела медицинских документов следует, что Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлен диагноз основной: <данные изъяты>
Из выписки из истории болезни № от 20.08.2015 ФГБУ «ФКНЦ ДГОИ им.Дмитрия Рогачева» Минздрава России следует, что Шаламагиной Е.С. установлен диагноз основной: <данные изъяты>
Из заключения консультирующего врача ГБУЗ Тверской области «Областная клиническая больница» от 07.12.2021 следует, что с 21.10.2020 по 29.09.2021 Шаламагина Е.С. проходила обследование и лечение в НИИ ДОИГ, диагноз: <данные изъяты>
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, со стороны ответчика отсутствует бездействие в виде непринятия мер по обеспечению Шаламагиной Е.С. лекарственными препаратами. Министерством здравоохранения Тверской области неоднократно направлялись и направляются поставщикам запросы о наличии у них данных лекарственных препаратов. Как следует из имеющихся в материалах дела ответов, данные лекарственные препараты у поставщиков отсутствуют.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагиной Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или Игвена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин удовлетворению не подлежат.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением правительства РФ от 30.07.1994 № 890, лицам, страдающим гематологическими заболеваниями, показаны цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв.Президиумом Верховного суда Российской Федерации 17.06.2020, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначен лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории РФ.
Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 №70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.
Основными задачами Министерства здравоохранения Тверской области в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 №70-пп, являются: обеспечение разработки и реализации государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области, разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения; повышение доступности и качества медицинской помощи для населения Тверской области, организация работы, направленной на внедрение здорового образа жизни снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни населения, на территории Тверской области, развитие кадрового потенциала в сфере здравоохранения (Раздел II Положения).
Основные функции Министерства здравоохранения Тверской области определены Разделом III Положения. К ним относятся, в том числе, функции по защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; разработке и реализации региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан; разработке и реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; участию в формировании расходов бюджета Тверской области на здравоохранении; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Тверской области.
Учитывая вышеизложенное, требования прокурора, заявленные в интересах Шаламагиной Е.С. о возложении на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности по обеспечению бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или Игвена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015 подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая состояние здоровья истца, суд находит подлежащим удовлетворению и ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-198,211 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
заявленные исковые требования прокурора Центрального района г.Твери в защиту интересов Шаламагиной Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения Тверской области удовлетворить частично.
Возложить на Министерство здравоохранения Тверской области обязанность по обеспечению бесплатно инвалида Шаламагину Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения, назначенным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России 20.08.2015.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Тверской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению инвалида Шаламагиной Е.С., лекарственными препаратами Привиджен или Октагам, или ИГВена, или Гамунекс, или Интратект, или Интраглобин отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.
Председательствующий Е.А.Степанова
Мотивированное решение составлено 11.03.2022