Решение от 25.03.2021 по делу № 8Г-8739/2020 [88-1312/2021] от 11.12.2020

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                Дело № 88-1312/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ дела 2-83/2020

                                                                           в суде первой инстанции

УИД 07RS0001-02-2019-004098-88

25 марта 2021 года                                                              г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Камышовой Т.В.,

судей Черчага С.В., Нурмухаметовой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Темиркановой О.А. к ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница», Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия, взыскании компенсации морального вреда

     по кассационной жалобе Темиркановой О.А. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 января 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики          от 15 июля 2020 года,

     заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., судебная коллегия,

установила:

Темирканова О.А.обратилась в суд с иском к ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница», Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указала, что является матерью Т,М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ребенка-инвалида с диагнозом <данные изъяты> (функциональный класс).

24.11.2015 г. Т.М.А. госпитализировали в ГБУЗ СК «Краевая детская клиническая больница» (<адрес>), где ее обследовали специалисты и назначили Метотрексат («Методжект», «Эбеве») (10 мг/м 2/нед.) 7,5 мг в/м„ с отметкой «самостоятельно не отменять!!!», а также другие лекарственные препараты.

Истица указывает, что со дня установления диагноза 25.05.2015 Т.М.А. в Кабардино-Балкарской Республике ни разу не предоставлялся на льготной основе лекарственный препарат Оренсия (Абатацепт) и всего дважды, в июне и июле 2019 г., был предоставлен на льготной основе лекарственный препарат Метотрексат Эбеве. С момента назначения лекарственного препарата Методжект (Метотрексат) 24.11.2015 по настоящее время, она была вынуждена приобретать его, как и другие назначенные врачами лекарственные препараты, за счет личных средств.

Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республикиот 10 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2020 года, исковые требования Темиркановой О.А. удовлетворены частично.

Постановлено признать бездействие ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница», выразившееся в не обеспечении т.М.А.. рецептами на назначенные врачами по жизненным показаниям лекарственные препараты «Методжект» (Метотрексат) и Оренсия (Абатацепт) незаконным.

Суд обязал ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница» обеспечивать Т.М.А.. рецептами на лекарственные препараты «Методжект» (Метотрексат) и Оренсия (Абатацепт) и другие, назначенные в соответствии медицинскими показаниями лекарственными препаратами в полном объеме.

Отказал в признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в не оформлении сводной/дополнительной заявки для обеспечения Т.М.А. назначенными врачами по жизненным показаниям лекарственными препаратами «Методжект» (Метотрексат) и Оренсия (Абатацепт).

Отказал в возложении на Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики обязанности ежегодно при планировании расходов бюджета учитывать объёмы финансовых средств необходимых для обеспечения в соответствии с медицинскими показаниями Т.М.А. лекарственными препаратами «Методжект» (Метотрексат), Оренсия (Абатацепт) и другими назначенными врачами лекарственными препаратами в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Взыскал с ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница » компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, отказав в остальной части.

Отказал во взыскании с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики компенсации морального вреда.

Отказал в обращении решения суда к немедленному исполнению.

В кассационной жалобе Темиркановой О.А. поставлен вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных, постановленных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики,отказа во взыскании компенсации морального вреда.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене в обжалуемой части.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

           Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что Министерство здравоохранения КБР является исполнительным органом республики, на который возложена обязанность по организации своевременного обеспечения определенных групп населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами питания. В установленные сроки медицинская организация ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница» не представила в Минздрав КБР заявку на Т.М.А. которой инвалидность второй раз была установлена 30.01.2019, заявка представлена лишь 31.05.2019.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство здравоохранения КБР в полном объеме выполнило свои полномочия по обеспечению Т.М.А. лекарственными препаратами, назначенными ей по жизненным показаниям, так как, получив 31.05.2019 от ГБУЗ «Межрайонная многопрофильная больница» заявку о включении Т.М.А. в Региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, организовало ее обеспечение необходимыми лекарственными препаратами уже с 01.06.2019, что исключает возможность удовлетворения исковых требований Темиркановой О.А., действующей в интересах Т.М.А.. в отношении Министерства здравоохранения КБР.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита прав ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размеще░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2011 ░. N 323-░░ "░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░ 21.2 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 26.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 1999 ░. N 184-░░ "░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░».

░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░.░.░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░,░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░ 31.05.2019 ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ 01.06.2019, ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░.░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░--░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ( ░░░░░░░░) ░ 2015 ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ («░░░░░░░░░», «░░░░░») ░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░                            ░░░░░░░ ░.░.

                                                                                  ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.

8Г-8739/2020 [88-1312/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Темирканова Олеся Анатольевна в интересах Тлакадуговой М.А.
Ответчики
ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница"
Министерство здравоохранения КБР
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КБР
Султыгов Ибрагим Русланович
Суд
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
5kas.sudrf.ru
18.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
25.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее